Если не брать устоявшиеся традиции определённых народов (а их следует уважать), то выбор жениха или невесты, в общем-то, имеет все признаки свободы. Ну кто ж из нас силком идёт под венец или делает важное предложение для обоих сердец. Никуда, правда, не исчезли мезальянсы и не пропали браки по расчёту. Можно оглянуться вокруг и примеров будут десятки. Про русскую пословицу, где не в свои в сани садиться не рекомендуется, знают, безусловно, многие. Продвинутые вспомнят исторически существовавшие сословия, приведут примеры из индийских каст и обычаи из стран.
Обойти эту тему можно, если нет взрослых детей. Режиссёр Эдуард Гаврилов затронул деликатнейшим образом этот вопрос. Его герои на экране сыграли, как на шахматной доске. Есть преимущества и прелесть героев, есть их слабости и ошибки. Фильм не развеселил, он напомнил о том, что выбор спутника жизни имеет много вариантов и они не всегда поддерживаются близкими.
Сюжет молодых
СССР, конец 1970-х. Молодая 17-летняя девушка, работающая на стройке маляром, влюбляется в молодого человека. Дело житейское, но парень ещё студент, на него вся надежда родителей. Да и социальные отличия могут быть преградой для любого общения.
Моя Анфиса
Смогут ли родители "сохранить лицо" и останутся ли вместе влюблённые, мы узнаем после просмотра.
Личные впечатления об актёрской игре и ситуации в целом
Серьёзный студент Николай (Леонид Каюров) парень что надо. Впереди планы, пусть и подсказанные родителями. Осталось успешно завершить учёбу в вузе и идти дальше. Злые языки утверждают, что "перспективных" ребят разбирают рано, ещё в студенчестве. Реже в средней школе. Думаю, что этот вопрос спорный, хотя жизненная статистика вполне способно это подтвердить.
Моя Анфиса
Он увидел девушку, работающую по строительной специальности и профессия маляра не назовёшь постыдной даже с оговоркой. Увидел и, что называется, упал. Как тут устоять молодому парню перед образом красавицы Анфисы (Марина Левтова), она очень хороша собой и женская привлекательность сильнее всех неписаных правил. Пара Николая и Анфисы, по-моему, имеет право на жизнь. Да, трудно "договориться" с родителями молодого человека, но и сказать, что шансов нет, пожалуй, нельзя.
Моя Анфиса
Родителей Николая сыграли очаровательная актриса Нина Меньшикова и степенный Юрий Каюров, настоящий отец, замечу. Вот уж кто может задать свой, родительский тон. Принимает ли такой тип людей возражения? Скорее, не принимает. Однако помня о силе дипломатичности и логичных рассуждений, "твёрдолобыми" не назовёшь любого человека.
Родители Николая занимают свою сторону, точнее, активную оборону. Почти ловко героиня Меньшиковой отсекает кажущиеся ей любовные притязания к сыну и её действия предсказуемы. Мечты о лучшей партии для сына кануть в небытие не могут, это же тоже женское мнение, с которым надо считаться.
Про сани
Прекрасно то, когда жених или невеста с первого взгляда излучают доверие, когда к ним родительское отношение другой стороны очень доброжелательное. Ещё обиднее тогда, когда родившиеся внуки и внучки в молодой семье фактически не признаются одной из сторон. Много концепций и много сформированных мнений способны отравить отношения.
Моя Анфиса
Сословий уже давно нет, но социальные границы остались и они крепки. Я бы всегда выступил за добрые и искренние отношения молодых, с небольшой оглядкой в силу собственных взглядов. Примеры семейных союзов из разных "слоёв" были и есть, чья родительская позиция лучше в этом вопросе, выбирает каждый сам. Про свои и чужие "сани" напомнят народные пословицы и кинематограф, игнорировать их было бы не всегда верным, правда?!
Заметки на полях
Кинокамеры в фильме показали знаменитый бассейн, сейчас его нет и на его месте Храм Христа Спасителя. Боюсь ошибиться, но главный герой Николай живёт на Волхонке, в самом центре столицы.
Обратил внимание на общепит, посмотрите, везде "мест нет" и "закрыто на спецобслуживание". Одна из примет того времени, где зайти в ресторан или кафе удавалось далеко не всегда. Довольно много показано видов старой Москвы, которая сегодня изменилась до неузнаваемости. Со временем спорить бесполезно, ведь меняется абсолютно всё.
Итоги
Нужно ли давать полную свободу своим взрослым детям, вопрос сложный. Родительский диктат иногда оборачивается прямо противоположным действием, после чего восстановить перемирие сторон вообще невозможно. Вспомните себя совсем юными, в 18-20 лет природный максимализм расцветает и достигает своего пика. Слушать других желания часто нет, а собственные поступки кажутся единственно правильными. Важный аспект ещё и в том, что поступиться своими прежними планами ради любовных отношений тоже может сулить естественные проблемы. К чему и зачем бросать учёбу, разумно ли "сходить с рельсов" и с головой окунуться в мещанскую жизнь (слова героини Ирины Муравьёвой из "Москва слезам не верит" сразу на слуху). А если к этому добавить условное/не условное социальное разделение, то задача станет более сложной.
В искреннюю любовь веруют не все, но сомневаться в её силе нельзя. Или уже можно, когда личные разочарования подтверждают обратное. Пример из киноработы Эдуарда Гаврилова не уникальный. Предложу посмотреть и сравнить выводы киногероев со своими собственными. Мне такое кино понравилось, прекрасные актёры и переданная суть вопроса.
Рекомендую условную комедию (!) с замечательными актёрами, в ней есть, что посмотреть и есть, кого послушать. Думаю, что драматичности здесь больше, для создания семьи нужна база, одни лишь чувства в тарелку не положить. Штрихи недосказанности тоже есть, в сценарии по-моему чуть-чуть не хватает ясности. Скрины качеством как есть, фильм реставрации пока не дождался.
Хорошие актёры! Я такой фильм не смотрела, но в последнее время всё чаще прихожу к мнению, что во многих советских фильмах смысла больше, чем в ста современных. К сожалению....
Современное отечественное кино смотрю редко, нет сил и терпения 😊 Зато короткометражки очень высокого качества, даже выпускные работы. Потенциал огромен, будем ждать...
Случайно "напала" на кино, понравилось. И Левтова такая лёгкая, и героиня её такая искренняя: "Я же гордиться тобой хочу" говорит. Никаких ужимок и жеманства, всё как есть. А он, как мне показалось, слишком уж маленький для неё. Незрелый. Впрочем, "возраст - недостаток, который проходит со временем"?))