О значении кинематографа для Советского Союза можно судить хотя бы по тому факту, что в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны в эвакуации в Алма-Ате кипела работа по производству художественных кинолент. Более того, съемки в картине «Жди меня» стали для исполнителя главной роли Бориса Блинова последними, поскольку в процессе производства фильма он заразился брюшным тифом, но от участия в съемках все равно не отказался.
Сюжет киноленты принадлежит перу прекрасного советского писателя Константина Симонова и основывается на его одноименном стихотворении. Он повествует о немногословном советском летчике Ермолове, который отправляется на фронт и обещает любимой жене вернуться после окончания боевой работы. Однако бомбардировщик сталинского сокола скоро сбивают над вражеской территорией. Ермолов со своим экипажем уходит от поисковых команд немцев и передает с посыльным письмо супруге, в котором строго-настрого наказывает своей суженой ждать его дома. Все считают летчика погибшим, однако жена твердо намерена дождаться Ермолова с ратных полей, несмотря на то, что с момента крушения самолета проходит долгих двенадцать месяцев без известий...
Успех картины можно целиком и полностью объяснить чрезвычайно удачным актерским дуэтом Бориса Блинова и Валентины Серовой. Хотя в кадре «влюбленные» вдвоем появляются довольно редко, животная энергия жизни Блинова очень хорошо сочетается с твердой и настырной интеллигентностью Серовой. Поскольку противоположности и правда притягиваются, несложно поверить, что Ермолов на самом деле мог бы иметь роман с известной дивой советского кино. Не дают зрителю заскучать и актеры второго плана: Лев Свердлин и Михаил Названов. Последним роли достались хотя и не большие, но яркие.
Вообще, фильм пропитан нехарактерной для советского кино прямолинейностью, что можно объяснить тем фактом, что снимался он в разгар Великой Отечественной. Здесь друзей жарко обнимают и целуют, либо же гонят прочь, потому что времени в чем-то разбираться и что-то кому-то прощать просто нет. Люди умирают на фронте каждый день! А съемочной группе следует отдать должное не только за попытки изобразить самую настоящую Москву посреди Алма-Аты, но и за желание показать жаркие боевые сцены, пусть даже за отсутствием ресурсов на масштабные съемки.
Да, в фильме с лихвой хватает недостатков технического характера, равно как и условностей, продиктованных стесненным положением военной поры. И тем не менее, наслаждаться историей необычных персонажей, переживающих разлуку тяжелее, чем все остальные тяготы войны, это нам никак не мешает. А еще мало что может сравниться с той преданностью, которую раняя советская киношкола демонстрировала по отношению к своему ремеслу...