Опубликовано 27 Май, 2024 - 22:36


Взяв несколько дней размышление и осмысление увиденного, наконец села писать отзыв о спектакле «Иуда» в театре Модерн. И сразу скажу о главной мысли спектакля: А Иуда ли?... А судьи кто? А кто предатель? Возможно существует альтернативная реальность? Возможно 2000 лет назад все было совсем не так? Режиссер предлагает зрителю порассуждать, виновен ли Иуда, чье имя стало нарицательным и равным слову предательство. Этот спектакль завершающий в трилогии Петр-Леонардо-Иуда. Так сложилось, что именно с него я начала отматывать историю, от рождества Христова, хотя на сайте театра указано, что рекомендуется начинать знакомство с Петра или Леонардо, а заканчивать как раз Иудой.
Начало спектакля необычное. Заметила, Юрий Грымов любит заигрывать со зрителями и показывать неожиданные завязки. С нетерпением хочу посмотреть и другие постановки, наверняка и в них присутствует та оригинальность, которая с первых минут цепляет внимание и не отпускает до самых оваций. Сегодня зрительный зал оказался на лекции в институте, при чем не историческом, в юридическом. Перед нами профессор рассуждал о виновности Иуды, как подсудимого, и выступал скорее в роли адвоката, чем обвинителя. Он задавал вопросы в зал, и зал отвечал ему. То в одном углу зала, то в другом мы слышали ответные реплики, постепенно сцена наполнялась все новыми и новыми персонажами, которые выходили не только из-за кулис, но и спускались с верхних рядов, появлялись из темноты и присоединялись к общему спору, пока не собралась вся труппа театра. Это тоже одна из особенностей трилогии, в ней задействованы практически все многочисленные актеры театра. В итоге профессор решил для большей наглядности и убедительности разыграть события давно минувших дней по ролям, распределив роли Понтия Пилата, Иуды, Иисуса, Марии Магдалены и остальных значимых исторических персонажей между коллегами и студентами. С этого момента сцена погрузилась в темноту, а когда свет ее снова осветил, то перед нами уже был древний город. «Город засыпает, просыпается Мафия»… почему-то пришло мне на ум.
История о том, как Иуда Искариот предает Иисуса Христа за тридцать монет известна каждому во всем мире. Фраза «продал за тридцать серебряников» тоже знакома каждому. Все идет из детства. Ну или из глубины веков. Из декораций каменные глыбы и свет. Свет всегда стоит особняком и играет большую роль в театре Модерн. Свет — это основная декорация, самая масштабная и самая впечетляющая. Это надо видеть, чтоб понять, о чем говорю. Сцена во всех спектаклях темная, конструкций не много, зато света и прожекторов, направленных лучей в избытке. Именно свет выделяет и подчёркивает основные события и действия, а остальное дорисовывает наша фантазия. Удивительно, что декораций никогда не кажется мало, при их реальном минимализме. Когда Иисус оказывается под лучом света, это выгляди очень впечатляюще, словная ожившая икона. Как же хорошо актеры театра Модерн умеют перевоплощаться! Богдан Щукин будто создан для этой роли, впрочем, как и для других ролей, которые исполняет в театре. Конечно, образ дополняют костюмы, продуманные досконально, красивые, гармоничные, сложные. И все это в целом создает полное ощущение погружения и присутствия. Я шла на спектакль с легким страхом, вдруг не понравится, все же тема библейская, специфическая, но обыграна была так, что в итоге еще ругала себя, как могла сомневаться и раздумывать. Однозначно, на спектакль надо идти! Грымов настолько тонко обыграл тему и сделал историю такой захватывающей, что это надо видеть. Его версия событий просто переворачивает все те знания, которые были заложены в школьные годы. А почему бы и нет!? Почему бы не могло произойти все именно так, как показано. Ведь историю пишут люди, пишут и переписывают, исправляют, вносят дополнения и в конце концов она становится уже более вымыслом, чем истиной. Мы никак не можем знать наверняка, что же случилось в Иудеи 2000 лет тому назад. Все лгут. Почему бы не придерживаться этого утверждения и не смотреть на события с такой точки зрения. Вполне возможно, что Иуда был друг, а не враг, его оклеветали, подставили, очернили в глазах людей. У Иисуса было достаточно недоброжелателей и завистников, чтоб совершить такой поступок. И именно от горя и боли повесился Иуда на осине, потому что по его якобы вине был схвачен Учитель, а он и не виновен вовсе…
Рассуждения хочется продолжать все дальше и дальше, но отзыв и так уже получился длинный, а я не описала и половины всего, чего хотела. Займу еще буквально минуту внимания читателей и скажу пару слов о Понтии Пилате, или Александре Борисове, который исполняет эту роль. Какой же он величественный и могущественный, настоящий вершитель судеб, по одному его жесту головы летят с плеч, перед ним преклоняются, его боятся. На меня произвела огромное впечатление сцена, когда выезжает на коне, а под ногами коня лежат тела людей, гора тел. Его одеяние богато расшито, поза, движения, осанка царственны, он здесь настоящий царь и Бог, весь его образ так и кричит об этом. И снова хочется сказать: это надо видеть!
«Иуда» тот спектакль, который заставляет задуматься, порассуждать, даже поспорить, взглянуть новым, свежим взглядом на некоторые аксиомы. А ведь они могут иметь место быть! Это только фантазия, предложение, но какая убедительная! И каждый зритель решает для себя, возможная или нет. Я оптимист, верю в людей, верю в добро и верю в то, что и Иуда был хорошим человеком. Помните, как Иешуа Га-Ноцри у Булгакова называл всех «добрый человек», вот и мне приятней так думать, что все люди добрые. Идеалистично, наивно, по-детски, безусловно, но во что же еще верить, как не в добро!?

Достоинства
  • Актерская игра
  • Атмосфера
  • Глубина
  • Необычность сюжета
  • Свет
Недостатки
  • Нет
LulekVorikрекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также