Несмотря на то, что сюжет фильма "Дорогие товарищи" относит нас к событиям далёкого 1962 года, его исторический контекст только помогает понять, что вопросы, которые затронул автор, актуальны и сегодня. Это не банальный исторический фильм, каким Андрей Кончаловский пытается его представить, одев героев в костюмы того времени и мастерски собрав картинку черно-белой киноленты в формат "старого" кино. Фильм демонстрирует нам, что спустя 60 лет, ничего не изменилось, а главное - люди не изменились.
"Дорогие товарищи" - это черное зеркало, заглянув в которое, можно увидеть себя. История сделала совсем небольшой круг, чтобы вернуться к нам снова. Урок не выучен!
Что произойдёт, если день ото дня повышать цены на самые необходимые продукты, а за тот же объём работы платить людям в 2 раза меньше?
Не нужно быть капитаном очевидность, чтобы понять - люди пойдут отстаивать свои права. Именно это и произошло с рабочими Новочеркасского завода в 1962 году. Сперва, устроив забастовку с простой целью донести до начальства свои требования, народ, восстал против несправедливости. Стоит ли говорить, что люди так и не были услышаны? Хотя и сами "дорогие товарищи", сидящие в больших кабинетах, между собой обсуждали всё те же проблемы: повышение цен, политику, страх голода и т.д., не могли позволить, чтобы простой человек вот так взял и возмутился.
Что произойдёт, если люди выйдут на улицу с требованием соблюдения своих законных прав? (Впрочем, которые соблюдаются только на бумаге).
Ясное дело - задавить, расстрелять, не пущать.
Примерно такую идею героиня Юлии Высоцкой - работница парткома Людмила Сёмина с пеной у рта высказала на одном из партийных собраний по отношению к протестующим, за что была положительно отмечена руководством. Стоит ли говорить, что совсем скоро эта же Людмила будет с омерзением и ненавистью относиться к людям, допустившим расстрел мирных безоружных жителей прямо на главной площади? По сути, говоря эти слова, она не понимала, что среди кучи окровавленных трупов может оказаться не только ее парикмахерша, но и единственная дочь.
Где та грань, которую нельзя переступать?
Я следила за развитием событий с неподдельным интересом. Мне было любопытно, как далеко зайдёт партийное руководство? Что они сделают с протестующими? Неужели допустят кровопролития? Есть ли шансы решить вопрос мирным путём? (Спойлер: нет)
И всё время просмотра я задавала себе только один вопрос - Почему?
Почему тогда и сегодня люди, ненавидя властную верхушку и свою мрачную беспросветную действительность, продолжают поддерживать режим?
Почему тогда и сейчас мы боимся выйти на улицу и высказать своё нет существующему положению вещей?
Почему тогда и сейчас находятся люди, которые без тени сомнения взводят курок перед безоружной толпой?
Почему тогда и сейчас молодая девушка (или парень), искренне верящая в возможность отстоять свои права на мирной акции, декларируемые конституцией, заслуживает быть репрессированной, сосланной, убитой?
Почему все вокруг соглашаются с этим произволом? (Хотя у себя в голове понимают, что это неправильно)
И, наконец, почему мама должна переживать и бояться, если её дочь просто хочет пройти по улицам своего родного города, хочет бороться за правду, за своё будущее?
Задайте эти вопросы себе и попробуйте на них ответить. У меня есть страшное предположение, что мы привыкли бояться, привыкли молчать, привыкли обманываться и верить в придуманную кем-то для нас нарисованную реальность (которой на самом деле не существует). Любые попытки добиться правды будут подавляться, жестоко, кроваво... Если всё так и будет продолжаться, спираль молчания будет раскручиваться, люди будут присоединяться к мнимому большинству, мы погибнем, погибнет страна. И всё потому, что каким-то не "Дорогим товарищам" так сильно хочется остаться у власти, так не хочется расставаться с привычной роскошью, дворцами и превосходством.
Я считаю, фильм Андрея Кончаловского именно об этом. Очень сильный фильм. Я с удовольствием посмотрела и рекомендую его вам. Я написала о своих чувствах и мыслях, которые вызвала картина, ну а выводы делайте сами.
Не знаю, насколько достоверно показал автор то время (для меня это и не важно), но он хотя бы реально жил в тот период. По словам режиссёра, он показал всё так, как было, так, как видел это время сам. А любые параллели с событиями сегодняшнего дня Андрей Кончаловский считает совпадением.