Опубликовано 19 Февраль, 2025 - 11:36

Благодаря «Молчанию ягнят»в десятках последующих фильмов и книг полицейские обращались за советом к осуждённым серийным убийцам, чтобы поймать новых психопатов. В реальной жизни это звучит как невероятно плохая стратегия для детектива, у которой мало преимуществ. Тем не менее люди по-прежнему считают серийных убийц гениями, а сами убийцы позиционируют себя как трансгрессивных художников, хотя на самом деле они просто жестокие, антисоциальные убийцы. Реальность такова, что обычно маньяки просто психи, и уж точно не гении (за редким исключением), к которым бесполезно лезть за помощью. Пойманный и отправленный за решетку, серийный убийца, известный как «Художник»(Джон Малкович), представленный в "Клетке разума", яркий пример того, что в кино любят делать из маньяков великих людей, философов и вообще незаменимых. По сюжету фильма, когда появляется его подражатель, Джейк Дойл (Мартин Лоуренс) и Мэри Келли (Мелисса Роксбург) обращаются за помощью к этому серийному убийце, чтобы поймать человека, ответственного за преступление. Вообщем, ничего нового. Кроме комедианта Мартина Лоуренса в серьезном триллере.

Уже с первых кадров «Клетка разума» позиционирует себя как фильм, отчаянно пытающийся превзойти «Молчание ягнят», но это было бы совсем уж оскорбительно для последнего. «Клетка разума» даже близко не сравнится с триллером с Джоди Фостер и Энтони Хопкинсом, и вместо этого ограничивается волосатым Джоном Малковичем под тусклым освещением и религиозными мотивами. "Клетка разума", которая ближе к описанию и состоянию к пародийному сериалу "Обитель тьмы Гарта Маренги, чем к глубокому и явно религиозно мотивированному фильму, является с одной стороны увлекательно устаревшим фильмом в стиле 90-х, но в то же время, в фильме ясно и недвусмысленно отражены все его проблемы и условности жанра, скопившиеся здесь спутавшимся клубком штампов.

Да и вообще, сколько можно снимать уже все эти надоевшие триллеры, основанные на религиозной почве ? Они осточертели и скучны не меньше, чем ужасы про привидений и духов, которые тоже штамповочной чередой выходят в наше время. А если и снимаешь их, то делай хоть немного пооригинальнее. Из всей оригинальности "Клетки разума" только присутствие здесь Мартина Лоуренса в главной роли. Я как только увидел его тут, так даже удивился. Может перепутал съемочные площадки, когда искал где снимается следующая часть "Плохих парней" ? Приятно, конечно, было видеть Мартина (давно его не видел, что-то он раскабанел), но его вялая игра в главной роли совсем не идет на пользу и сильно влияет на темп этого и без того тягучего фильма (по правде говоря, его игра получше большинства актеров в фильме), снятого Мауро Боррелли. Боррелли (хорошая фамилия, с такой бы хорошие фильмы снимать) явно не хватает темпа в напряженных моментах, но и в спокойных драматичных моментах он лажает, не способный правильно и интересно показать "бытовую" жизнь главных героев, на которых, кстати, наплевать. Такое ощущение, что «Клетка разума» — это фильм, быстро созданный по заказу, у которого никогда не было собственного голоса. Не было ничего, что выделяло бы его из лона триллеров. Хоть в нём и используется серая цветовая гамма и беспрецедентное внимание к деталям в виде красочных трупов, одетых в примечательные наряды, но атмосфера от этого не становится зловещей.

«Клетка разума» не имеет собственной идентичности, но, парадоксально отличается довольно хорошей съемкой и экстремальными крупными планами, видно оператора наняли хорошего, не поскупились. Сам по себе общий сюжет жуткий, с оккультными нотками в стиле какой-то смеси Кода Да Винчи и комиксов про Джона Константина, но вот реализация этого грамотного сюжета хромает. Единственное, что представляет здесь особый интерес - образы трупов жертв, которые впечатляют. Движок сюжета проходит через диалоги и встречи персонажей Роксбург в образе копа и Малковича в образе маньяка. Есть несколько сцен, в которых режиссер Боррелли пытается выдать эти встречи в психушке за уникальные, но у него ничего не выходит. На ум приходят опять же Фостер и Хопкинс. Даже если бы они не были связаны с этим, было бы приемлемо отдать дань уважения и сделать эти сцены не менее культовыми, как и в "Молчании ягнят" или хотя бы придерживаться курса с помощью какого-нибудь содержательного ярко написанного диалога. «Клетка разума» не может сделать ни того, ни другого, поскольку исполнители ролей переключаются на автопилот. Кто может их винить?

Что Мелисса Роксбург, что Роберт Неппер, что Неб Чупин в роли доктора психушки - все играют как-то неохотно. Мартин Лоуренс на их фоне и то выделяется. Но если вы надеетесь увидеть, как актёр ввязывается в драку или демонстрирует браваду альфа-самца, то вас ждёт разочарование. В сценарии персонаж Лоуренса — полицейский-ветеран с пограничным расстройством личности. За исключением нескольких моментов, мы лишь мельком видим предысторию его персонажа. Это досадно, потому что Лоуренс, кажется, увлечён материалом, играя скучного копа с пузом, попивающего кофеек. В этом фильме Лоуренс даже впервые появился на экране без своей заразительной широкой улыбки. Тем не менее, сцены, где Лоуренс встречается лицом к лицу с Джоном Малковичем, являются одними из лучших в фильме и показывают, что у Лоуренса есть диапазон, когда ему дается драматический материал. С другой стороны, Малкович здесь для того, чтобы получить чек, и ничто из того, что он делает в фильме, не является чем-то таким, чего вы не видели раньше.

Хуже всего концовка фильма, когда наконец раскрывается личность подражателя. Поначалу это имело смысл, но потом ты немного думаешь над происходящим, и добавленные сюжетные слои после раскрытия, кажутся неправдоподобными и смехотворными.

В «Клетке разума» нет ничего, что можно было бы назвать уникальным. Отсылки к «Коду да Винчи», намёки на «Молчание ягнят», отсылки к «Ганнибалу». Боррелли видел, как работали до него, и пытался объединить весь этот детективный материал с отсылками к божественному и всплеску интереса к этому. К сожалению, он забыл воплотить что-либо из этого в понятном или увлекательном сюжете. То, что могло бы стать детективной серией сериала «Мыслить как преступник», вместо этого растягивается до предела скучными эпизодами и наполняется скучающими актёрами. Так и появляются такие фильмы как «Клетка разума».

Достоинства
  • Задумка
  • Мартин Лоуренс
  • Операторская работа
Недостатки
  • Вторично
  • Предсказуем
  • Слабая актерская игра
  • Сюжет слабоват
Азазель5рекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
19.02.2025
как-то не тянет смотреть(
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также