Знаем ли мы религию? Религия кажется нам современным людям чем-то вроде древних верований и церемоний. Я купил эту книгу в дополнении к другим книгам, так ради любопытства. Меня прежде всего интересовало были в православии какие-то особые идеи и мыслители. Биография Сергея Булгакова довольно интересная. В молодости был марксистом, позже изменил свое мнение, хотя учился в семинарии, к религии не испытывал ничего особенного. Он описывает свой мистический опыт:
Обязательно прочтите цитаты для понимания последующих идей
«Мне шел 24-й год, но уже почти десять лет в душе моей подорвана была вера, и, после бурных кризисов и сомнений, в ней воцарилась религиозная пустота. Душа стала забывать религиозную тревогу, погасла самая возможность сомнений, и от светлого детства оставались лишь поэтические грезы, нежная дымка воспоминаний, всегда готовая растаять. О, как страшен этот сон души, ведь от него можно не пробудиться за целую жизнь! Одновременно с умственным ростом и научным развитием душа неудержимо и незаметно погружалась в липкую тину самодовольства, самоуважения, пошлости. В ней воцарялись какие-то серые сумерки, по мере того как все более потухал свет детства. И тогда неожиданно пришло то… Зазвучали в душе таинственные зовы, и ринулась она к ним навстречу…
Вечерело. Ехали южною степью, овеянные благоуханием медовых трав и сена, озолоченные багрянцем благостного заката. Вдали синели уже ближние кавказские горы. Впервые видел я их. И вперяя жадные взоры в открывавшиеся горы, впивая в себя свет и воздух, внимал я откровению природы. Душа давно привыкла с тупою, молчаливою болью в природе видеть лишь мертвую пустыню под покрывалом красоты, как под обманчивой маской; помимо собственного сознания, она не мирилась с природой без Бога. И вдруг в тот час заволновалась, зарадовалась, задрожала душа: а если есть… если не пустыня, не ложь, не маска, не смерть, но Он, благой и любящий Отец...
Я возвратился на родину из-за границы потерявшим почву и уже с надломленной верой в свои идеалы.
Осень. Уединенная, затерянная в лесу пустынь. Солнечный день и родная северная природа. Смущение и бессилие по-прежнему владеют душой. И сюда приехал, воспользовавшись случаем, в тайной надежде встретиться с Богом. Но здесь решимость моя окончательно меня оставила… Стоял вечерню бесчувственный и холодный, а после нее, когда начались молитвы «для готовящихся к исповеди», я почти выбежал из церкви, «изшед вон, плакася горько». В тоске шел, ничего не видя вокруг себя, по направлению к гостинице и опомнился… в келье у старца. Меня тудапривело: я пошел совсем в другом направлении вследствие своей всегдашней рассеянности, теперь еще усиленной благодаря подавленности, но в действительности – я знал это тогда достоверно – со мной случилось чудо…
Познание трансцендентнго:
Мы видим внутренний мир и кризис автора, а позже его определенный мистический опыт. Булгаков из этого опыта, говорит о том, что религия - это переживание трансцендентного. Как рациональностью невозможно понять красоту и эстетику, так и мнением лишь частично можно понять веру. Единственный путь познания Бога - религиозный. Трансцендентное лежит за пределами познания.
От Александрии к Риму:
Чтобы понять контекст основных идей Булгакова, мы должны осуществить путешествие в Александрию. После упадка эллинизма и смерти Македонского, центром интеллектуальной и духовной жизни тех времен становится египетская Александрия. В город стекаются интеллектуалы, а Большая библиотека позволяет учиться наукам, от философии до математики и астрономии. Сюда в возрасте 27 лет прибывает самый выдающийся философ античности, чьи идеи легли в основе многих католических и православных идей. После смерти отца, он уже в достаточно зрелом возрасте хочет учиться философии и долго ищет учителя.
Единое:
Булгаков пишет, что влияние Плотина на христианство невозможно описать. И невозможно вывести неоплатонизм из христианства. Потому что понятие Пресвятой Троицы которая является единственным Богом, возникла из неоплатонизма, основателем которого является Плотин, он продолжил и развил идеи своего любимого учителя Платона. На вершине мироздания по Плотину и Платону возвышается идея Блага, или как Плотин еще называет Единое. Далее путем эманации из Единого, появляется Разум и Мировая Душа. Я сейчас не хочу описывать эти идеи, потому что они займут много времени, имеют много интерпретаций, но именно на этих идеях, будут базироваться основные догматы католицизма, православия, и собственно идей Булгакова.
Мостиком кто объединил античную философию и христианство, был некий Филон Александрийский. Он и последующие богословы развивают тему о том, что Бога невозможно помыслить том, что он находится за пределами человеческого познания. Это называется апофатическим богословием, и означает, что Бога невозможно познать мнением и рациональным мышлением. Далее эти идеи вместе с неоплатонизмом продолжали Климент Александрийский, Ориген, отцы церкви: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов и св. Григорий Ниссский и многие другие.
Идеи Булгакова:
В книге есть много критики Платона и Плотина, а также западной схоластики. Достаточно слабая критика, разве только стоит отметить критику платоновского понимания материи. Он то критикует неоплатонизм, то им восхищается, и в конце достраивает к конструкции Плотина еще свое дополнительное здание.
Итак, четвертая ипостась после Блага, Ума и Души (Пресвятой Троицы), становится София Премудрость. По мнению Булгакова, Платон и Плотин предусмотрели ее, назвал Небесной Афродитой. Она является высшим светом умопостигаемых вечных идей. Булгаков даже переосмысливает название филоСофии. После критика неоплатонизма он снова повторяет, что хоть неоплатоники и критиковали христианство, именно неоплатонизм ему помог.
«Нет никаких оснований отвергать зависимость христианства от неоплатонизма» 394
Итоги:
Идею Софии Премудрости ввел Владимир Соловьев, который имел украинские корни, его мать были украинской, среди предков которой был Григорий Сковорода. Эту идею продолжили отец Сергей Булгаков и отец Павел Флоренский. Это, пожалуй самые яркие интеллектуалы и богословы России. После «Свет невечерний» Булгаков продолжил развивать идею Софии. У меня сейчас на руках книга Лосского, который пишет, что эта идея несколько раз менялась и трансформировалась Булгаковым. И хотя это учение было отвергнуто официальной церковью, оно распространилось на церковь и на многих последующих мыслителей. Книгу могу порекомендовать всем, кто интересуется православием и его богословами.
После наших бесед о религии, ее идеях, мы закончили на апофатическом богословии, где вы говорили, что оно вам нравится. Мне же нравится катафатическое, и как его понимает Фома Аквинский:
Существует четыре уровня рационального познания Бога. (1) философское или метафизическое(на основании естественного разума), (2) теологическое познание (истолковано положений веры в свете естественного разума), (3) познания или созерцание святых в земной жизни, (4) познания и созерцания блаженными сущности Бога