Опубликовано 29 Апрель, 2023 - 17:34

  • Опыт использования:
    один раз

Марвин Маршалл - американский педагог и психолог. Воспитал дочь. «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» - моя первая книга от данного автора. До этой книги я читала многие другие книги на данную тему, если вам интересно, с полным списком (будет пополнятся) можно ознакомиться здесь.

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Данная книга довольно компактная, имеет чуть более 300 страниц. Шрифт крупный. Без изображений внутри. Цвет и качество бумаги весьма средние, но это не самое главное. Учтите, что эта книга - не новинка. Раньше именно эта книга выпускалась под другим названием типа «воспитание без стресса» и в таком формате её тоже еще продают, это одна и та же книга.
Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
В книге подробно сказано о старых методах воспитания, о том, что система поощрений и наказаний - это система обучения животных, но никак не детей. Это подход, основанный на манипулировании, с использованием подкупа и силы, направленных на развитие повиновения. Автор придерживается мнения, что данный метод приводит к стрессу, противоборству и плохим взаимоотношениям с детьми. Мне близко восприятие воспитания детей у данного автора. На мой взгляд, воспитание не должно связываться с негативными эмоциями у ребёнка и родителя.
Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл

Марвин Маршалл предлагает воспитывать детей, взяв в качестве трех основных правил: 1. Позитивность. 2. Выбор. 3. Размышление.

 

1. Позитивность

Говоря о позитивности автор заостряет внимание на том, что общаясь с детьми в негативном контексте, ребёнок реже будет идти на встречу, и вообще будет формировать всегда заблаговременно плохие сценарии общения.

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Позитивный ключ общения не смотря на то, что дети имеют тенденцию делать то, что хотят они, а не мы, = то, что нельзя, приведут к обратному эффекту. Не будет бунта. В том числе автор книги заверяет о том, что реже нужно ребёнку говорить «нет», лучше называть то, что нужно делать, а не то, что «нельзя».

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл

С автором полностью согласна на счет позитивности. Будучи позитивным будет меньше противоборства, потому что ты не навязываешь ребенку свои желания.

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл

Я впервые по-другому посмотрела на похвалу ребёнка и поняла разницу между похвалой и признанием. Прочтя книгу, понимаешь, что признание выше похвалы, хотя бы потому, что похвала ставит ребёнка в зависимость от мнения других. В этом случае, постоянно озвучивая похвалу, мы учим ребёнка зависеть от мнения окружающих, но не учим ценить свои действия без чужой «обратной связи». Автор книги привел понятные примеры похвалы и признания. Марвин Маршалл заостряет внимание на том, что детям, как и любому человеку гораздо желаннее испытать чувство самоудовлетворения, а не родительского одобрения (в последствии - мнения окружающих).


На мой взгляд, в жизни важно делать то, что тебе нравится (и это касается всех сфер жизни), а не делать то, что кто-то «уважит» и «оценит». Вот вроде бы, кажется, мелочь, а это и формирует в ребенке стержень - отталкиваться от своего мировосприятия, или любого другого навязанного мнения обществом, а не только родителя. Именно в этом случае человек делает истинно то, что нравится, то, что не навязано. В настоящее время таких людей я бы сказала мало, потому что в нашем обществе много навязанных стереотипов.

 

Я поддерживаю идею автора о том, что похвала не должна укоренять в ребенке понимание того, что оценка правильности и неправильности всегда зависят от мнения других. В данном случае дети ощущают себя непринятыми и нестоящими, если не соответствуют чьему-либо мнению.

 

Однако я всё равно на практике не понимаю, как можно постоянно отказываться от похвалы в угоду признания. Например, совсем маленькие дети похвалу отлично поймут, а вот слова признания - нет. Откажусь ли я от похвалы собственного ребёнка? Нет, но по другому буду смотреть на ситуацию и обдумывать свою реакцию. На мой взгляд, слова признания еще и пресны для межличностных отношений. Признание в трудовой деятельности - уместно, но не в жизни близких людей. Тема спорная, конечно.

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Автор иногда приводит и спорные примеры. Например: «это хорошо» якобы похвала. На мой взгляд, когда хвалят, должна быть обращенная речь, «это хорошо» - отражение субъективизма, оценочное суждение о ситуации, но не о человеке. Какая же это похвала, если фраза данная пресная, не обращенная и безэмоциональна?

 


Благо, автор все-таки указывает возраст детей к которым похвала уместна - это тоддлеры и дети дошкольного возраста.

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Ещё одним момент в книге меня удивил. Я не могу сказать, что я согласна или наоборот не согласна, это больше для размышления. Автор говорит о том, что речевой навык у детей должен развиваться только естественным путем. Без указания на ошибки детей в произношении. А для чего тогда в нашем мире столько специалистов по развитию детской речи? Для чего профессия логопеда-дефектолога? А есть дети, у кого речь плохо развивается, помню учился со мной в классе мальчик, который и в 5 классе читал по слогам, а когда нервничал при этом, еще и заикался. То есть это нормально и нужно еще подождать? Ну спорно очень.

 

В процессе чтения иногда вообще забываешь о том, что книга о воспитании, иногда слишком много мыслей автора о позитивном мышлении, сдобренных чужими заимствованными цитатами великих людей. Словно автор книги надеется себе прибавить веса и значительности, выезжая на крылатых фразах.

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Как вам данная цитата?🙄 На мой взгляд, позитивное мышление - это здорово, но только если вы не всегда в розовых очках.

 

2. Выбор

Я за возможность выбора ребенком всего того, что его лично касается. На мой взгляд, очень важно не диктовать, а предлагать выбор чуть ли не с пелёнок. Чаще всего это начинается с момента прикорма (овощи/каши/мясо/фрукты и тд). Одна мама кормить ребёнка предлагая на одном блюде массу продуктов и ребёнок хоть что-то, но съедает, выбирает, что ему нравится, формируя свои вкусовые предпочтения, а другая мама изо дня в день дает ребёнку что-то одно без права выбора и ребёнок вообще перестает есть. Есть разница, правда? И так про все в жизни ребёнка. У каждого человека, даже маленького должен быть выбор. Иначе в осознанной жизни человек не умеет его делать, бесконечно спрашивая совета. Плохо это тем, что человек не живет своей жизнью, он следует советам других людей.

Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Я солидарна с автором, что выбор - это сила. Однако с примерами и в этой главе не так всё гладко. Вот.
Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Это называется переключить внимание ребёнка, отвлечь его. Но данный факт называется предоставлением выбора ребёнку🙄 Здесь согласна только с тем, что детей не нужно подавлять. Нужно расширять зону ответственности ребёнка. Иначе будет одно сопротивление. Кстати, знаю к чему приводит некоторая авторитарность материей по отношению к маленьким детям, она выливается в АРП. Это такое расстройство, которое появляется у детей, проявляется в том, что на любой отказ и проявление силы матери ребёнок начинает заходиться плачем и начинает во время этого останавливать дыхание. Кстати, эти взрослые люди чаще вообще не понимают, что это явление связано с воспитанием ими ребёнка. Поэтому вывод один - силой, ором, авторитарностью и «я сказала» - вы ничего не добьетесь. Гораздо приятнее быть для своего ребёнка наставников, а не критиканом или тираном.
Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Интересно было прочесть в книге про выбор реакции на ситуацию. Здесь примеры и цитаты были в тему. Автор говорит о рефлексивных (то есть обдуманных) и рефлекторных (неосмысленных) решениях и их разнице.
Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
В данной книге после каждой главы следуют основные выводы, закрепляющие понимание.
Учебник для осознанных родителей «Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний» Марвин Маршалл
Глава про выбор была интересной. На сой взгляд, данная книга расширяет кругозор не только в сфере воспитания детей, но и подходит для личного роста. Согласна с автором, что личный выбор - это основа всего. В жизни необходимо самостоятельно делать выбор, и понимать, что творец судьбы именно ты☝🏼В этом случае ты не являешься заложником обстоятельств.

Приступив к главе 3 данной книги я поняла, что до корочки я её точно не дочитаю. Повествование довольно скучное и нудное, много воды.

 

Книгу к прочтению я скорее не рекомендую 👎🏼 Прописные истины наравне с двоякими утверждениями, или на смысл и понимание повлиял перевод книги.

Достоинства
  • Думаешь о том, о чем ранее не задумывался
  • Заставляет задуматься
  • Интересные факты
  • Позволяет понять разницу признанием и похвалой
  • Расширяет кругозор
  • Сказано о выборе реакции на раздражитель
  • Сказано о позитивном мышлении
  • Сказано о силе выбора
  • Сказано о старых методах воспитания
Недостатки
  • Литература строго для скептиков
  • Много сомнительных доводов
  • Много спорных моментов
  • Много цитат великих людей
  • Не уверена, что все сказанное пойдет на пользу
  • Скучная и нудная
Children's - Bo...не рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также