Многие видели по телевидению как 2 августа в Кронштадте торжественно открывался абсолютно новый музей, построенный практически на ровном месте- Музей военно-морской славы. Сам по себе объект явно интересный, т.к. Кронштадт (город, административно входящий в состав Санкт-Петербурга) является городом морской славы и колыбелью русского флота. Поэтому создание здесь музея вполне логично, несмотря на то, что в Петербурге уже давно существует великолепный Военно-морской музей.
Ну а узнав о том, что именно в Музее военно-морской славы в Кронштадте выставлена для обозрения и посещения первая советская атомная подводная лодка "Ленинский Комсомол" К-3, я собрал семью, сел в машину, и уже 13 августа, т.е. через 10 дней после открытия музея, рванул на машине по дамбе в Кронштадт.
Музей расположен на окраине Кронштадта, но на въезде в город (съезде с дамбы в город) пришлось минут 50 постоять в пробке, там сейчас ремонт. Следующая неприятность- возле музея негде припарковаться, все стоянки и обочины дорог были забиты стоящими машинами, все приехали в новый музей.
Пришлось искать место для парковки, в результате все равно поехали на ближайшие улицы Кронштадта, припарковались, найдя место, а потом еще минут 20 пешком возвращались к музею. Но это не страшно: Кронштадт- город красивый, прогуляться в удовольствие.
Почему же здесь так много народа? Ну, во-первых, Кронштадт сам по себе привлекает много туристов (история , архитектура, да и от Питера совсем рядом), а во-вторых, здесь активно развивается туристический кластер. Музей открылся на территории парка Остров Фортов, который тоже сам по себе является новинкой.
Вход в парк бесплатный, парк сделан аккуратно и красиво, можно погулять по нему и получить удовольствие от прогулки, полюбоваться на Финский залив и несколько исторических фортов, которые отсюда видны.
Нагулявшись по парку и надышавшись воздухом Финского залива, можно идти в здание музея.
А здание музея само по себе очень интересно, сделано с оригинальной задумкой. Раньше здесь располагалось малопривлекательное здание из бетона- бункеры артиллерийского склада времен Первой мировой войны.
Постройка не очень красивая, но имеющая определенную историческую ценность. И вот ее сохранили как снаружи, так и внутри, но вписали в новое современное здание.
Такое получилось слияние старой и новой архитектуры. Красиво и интересно. Интересно смотрится лестница между двумя корпусами музея, которая ведет на крышу на смотровую площадку, откуда открываются виды на Финский залив и форты.
Ну а дальше можно заходить внутрь здания, осмотреть экспонаты музея. Внутри музей огромен, и еще немного пустоват, пахнет цементом, как будто только что тут штукатурили. Но это временно, просто музей на момент моего посещения проработал всего 10 дней.
Кстати, внутри тоже наблюдается сочетание старого артиллерийского арсенала с новыми постройками, смотрится довольно интересно.
И сразу бросается в глаза главный экспонат музея- подводная лодка, выставленная тут в полную свою величину. Я думаю, что очень хорошо, что уникальная подводная лодка К-3 "Ленинский Комсомол", которая была первой советской атомной подводной лодкой и служила в составе флота с 1957 по 1987 год, не была пущена на переплавку, а заняла свое место на постаменте в музее. Она достойна стать главным экспонатом музея!
Внутрь лодки попасть не так и просто. Туда имеют доступ только организованные экскурсии, и на экскурсии надо записываться и ждать иногда часа два, а то и побольше, особенно в выходные дни. Но лодка стоит такого ожидания. Приезжайте пораньше, сразу записывайтесь на экскурсию, а потом уже идите в сам музей, потом посидите в кафе, и если еще не подошло время, то прогуляйтесь по берегу Финского залива. И дождитесь своей экскурсии на подводную лодку.
Рядом с лодкой расположен большой интерактивный экран с изображением подлодки К-3. По изображению можно передвигать планшет, который как бы "просвечивает" лодку насквозь, и на нем видно, что расположено в этом месте в лодке внутри. Очень интересно , привлекает внимание посетителей.
Подводная лолка "ленинский Комсомол" делит здание музея пополам. В правой части сейчас уже действует постоянная экспозиция. А вот левая часть пока что закрыта и стоит пустой, но наверняка какие-то планы по ее развитию уже есть.
Время покупать билеты. Если по залу вокруг лодки можно походить бесплатно, то для посещения музея нужно приобрести билет на кассе, касса внутри, сразу после входа.
Цены на билет доступные, хоть и копеечными их не назовешь: для детей и взрослых билет стоит от 200 до 400 рублей, на мой взгляд, цена далеко не запредельная.
И купив билет, можно пройти в залы музея, чтобы осмотреть имеющуюся на данный момент экспозицию.
И на входе в выставочные залы музея сразу понимаешь, что организованы они как раз в казематах старого артиллерийского арсенала постройки времен Первой мировой войны. Хорошо, что они остались подлинными, что их не стали замазывать штукатуркой или закрывать красивым пластиком. Так смотрится оригинально, достоверно, исторически и брутально.
Экспозиция осматривается как раз в хронологическом порядке: сначала идет информация о самых первых средствах передвижения по воде у человечества, потом - начало покорения морских пространств.
И что интересно, экспозиция в значительной своей части является интерактивной, можно многое трогать, и даже залезать на некоторые экспонаты. Конечно, такие экспонаты являются современной реконструкцией, но они интересны, и дают вполне осязаемое впечатление об эпохе. Как пример- в уголке каземата реконструировано пространство драккара викингов, и этот драккар можно не только трогать, но и залезть внутрь, ощутив себя на пару минут викингом.
Ну а дальше расположены такие же казематные залы, в них располагается остальная экспозиция. очень много различной информации, ее подают с помощью стендов и с помощью различного интерактива.
После первых двух залов экспозиция рассказывает уже в основном об истории именно Российского флота, от самого его зарождения и до современности. И тут тоже можно "побывать" на корабле петровских времен.
Однако, помимо чисто игровой интерактивной формы подачи материала, тут есть и много информации для более серьезного осмотра и изучения.
Здесь выставлены модели кораблей российского флота, которые вошли в историю страны по различным поводам.
Можно познакомиться и с техническими моментами: имеется модель корабля, разделенная по секторам, можно посмотреть внутреннее устройство деревянного парусного корабля.
Причем и тут подключены современные технологии: на разрезах макета установлены экраны, на которых можно видеть, чем занимается экипаж этой части корабля.
С музее отражен и тот факт, что флот - это не только корабли, но и маяки, причалы, портовая инфраструктура.
Много информации об основных русских морских путешествиях, географических открытиях, совершенных нашими соотечественниками.
Раньше в этих казематах был артиллерийский арсенал, и очень хорошо, что от него многое сохранилось. Помимо самих бетонных сводов, тут можно увидеть бережно сохраненное поворотное устройство для транспортировки тяжелых снарядов для береговой артиллерии.
Зал, посвященный российским императорам, которые развитию флота уделяли особое внимание, таких в нашей истории было немало.
В последних залах, посвященных истории деревянного парусного флота, можно посмотреть на быт моряков того времени: как им готовили еду, как они спали, на каких столах ели.
И сравнить с условиями, в которых жили офицеры: реконструирована кают-компания (она же столовая) для офицерского состава российского парусного корабля.
Вот столпились люди и внимательно на что-то смотрят.
Подойдем поближе и увидим, что там демонстрируется разговор государственных деятелей о развитии российского флота, это в голографическом режиме показывается, можно и посмотреть, и послушать. Надписи подскажут, какие исторические персонажи участвовали в этом обсуждении.
Интересно понаблюдать на то, как матросы флажками по особой азбуке передают сообщения: на стену проецируется мультяшный матрос, передающий флажками информацию.
Далее уже начинается более современная история: история парового флота.
Первые торпеды и их изобретатели.
Реконструкция паровой машины: представьте себе, как там работалось кочегарам.
Ну и вполне логично экспозиция переходит к истории флота времен СССР, от становления, участия в Великой Отечественной войне и до наших дней.
Мундиры советских морских офицеров, вещи и оборудование с советских кораблей.
\
Много внимания уделено и всему тому, без чего современный флот существовать не сможет. Например, рассказано об истории водолазных служб.
А так же история морской связи. Тут можно попробовать отстучат сообщение по азбуке Морзе, а можно послушать с специальный наушник голосовое сообщение, переданное по радио.
Помимо первого этажа есть еще и второй, там уже рассказ о современном флоте: о кораблях ВМС, о береговом вооружении.
Второй этаж еще пустоват, думаю, что тут экспозицию будут еще расширять.
Ну и еще одна пока что неосвоенная половина здания музея позволяет пофантазировать на тему того, что там будет в дальнейшем.
В целом музей интересный: познавательный, увлекательный. Главный козырь, конечно- это выставленная подводная лодка "Ленинский Комсомол", но и остальное тоже заслуживает внимания и поездки в Кронштадт. Плюс рядом Финский залив, несколько ремонтируемых в настоящее время фортов, удобный и благоустроенный парк "Остров фортов", интересный, исторический и красивый город Кронштадт. Так что, несмотря на то, что экспозиция музея несколько сыровата, сюда стоит приехать.
Вот обзор города Кронштадта и его достопримечательностей: Город Кронштадт за один день: все достопримечательности.
Ну и в заключение предлагаю посмотреть небольшой видео обзор Музея военно-морской славы: