Всем привет!
Французская писательница Франсуаза Саган - эксперт по грусти и меланхолии. Каждый ее роман окутан такой безысходной тоской, как будто в жизни у самой писательницы никогда не происходило ничего радостного.
Аннотация к книге "Рыбья кровь"
Творческий, тонко чувствующий человек сталкивается с машиной нечеловеческого бытия в оккупированной Франции, пытается быть порядочным, ищет выход, не находит и в итоге принимает единственно правильные, пусть и страшные решения - в поразительном романе современного классика Франсуазы Саган "Рыбья кровь".
Впечатления от книги
За последнее время я предпринимала несколько попыток поближе познакомиться с творчеством Франсуазы Саган, но они оказались не слишком удачными (Синяки на душе. Франсуаза Саган). То ли я устала от грусти и меланхолии, то ли романы Саган не совпали с моим настроением. Так, беря в руки роман "Рыбья кровь", я не питала особых надежд и ожиданий.
Однако на удивление, "Рыбья кровь" оказался совсем не похож на предыдущие романы писательницы.
До этого все (прочитанные мною) романы Саган описывали современную Францию.
Действие же этого романа происходит в оккупированной немцами Франции в 1942 году, где для Германии снимает фильмы талантливый русско-немецко-американский режиссер Константин фон Мекк.
Константин фон Мекк совсем мальчиком о уехал с матерью в США, где сделал себе карьеру и стал всемирно известным режиссёром. На пике своей популярности он вернулся в Германию и нашел себя при новой власти.
Честно говоря, мне не совсем понятно это его решение, тем более, что фашистская идеология была ему не близка. Он не осуждал фашистскую власть, но и не был ее сторонником; снимая для немецкого правительства, он, в то же время, помогал раздобыть французские и немецкие паспорта для тех, кого преследовали нацисты (евреи, цыгане); пытался вызволить своих сотрудников (евреев) из подвалов гестапо.
Как могла его ослепить немецкая власть?
И как вообще он со своими убеждениями мог так долго прожить в Германии и сотрудничать с Рейхом?
Я так и не смогла ответить на эти вопросы; Саган создала своего героя слишком противоречивым и у меня не получилось разгадать его.
Не могу сказать, что это существенный недостаток, но в романе как -то слишком много гомосексуальной любви: в светском обществе, в немецкой армии. (В последнее время мне почему-то как на подбор попадаются такие книги!) Возможно, так оно и было в этих слоя общества в то время, но мне всё же милее читать про традиционные отношения.
Роман написан просто шикарно, прекрасный язык Франсаузы Саган – легкий и красивый. К тому же, Саган здесь пишет не о неразделенной любви, глупом и печальном романчике (хотя книга не лишена переживаний и любовной линии), а о внутреннем мире людей, их отношению к жизни и внутренней борьбе.
Все главные герои ведут вполне себе светскую жизнь, я бы даже сказала роскошную, учитывая время и место (ходят на приемы во французские салоны, пьют шампанское ящиками). Они как будто повернулись спиной к реальной жизни в оккупированной стране, тщательно отгородившись от правды словно ширмой.
Невозможно постоянно убегать от правды, и события реального мира становятся все ближе и ближе к героям, пока в конце не достигают кульминации.
Если сам роман был относительно размеренным, то последние страницы вышли очень динамичными. Концовка романа полна драматизма, Саган верна себе и иначе быть просто не могло.
В заключении
Мне нравятся книги о Второй мировой войне (хотя и сюжет этот давно избит), отчасти поэтому книга пришлась мне по душе. Роман получился печальным и драматичным, но в контексте военного времени это уместно; наоборот, праздность и беззаботный образ жизни высшего общества смотрятся здесь как-то чужеродно.
"Рыбья кровь" - отлично написанный роман о человеческой душе и противоречивом человеческом характере.