Саган- ярчайшая звезда на французском литературном небосклоне, ее произведения легки и невесомы, читаются залпом.
«Поводок» - не первое произведение, которое я читала, до него были и «Немного солнца в холодной воде», и «Здравствуй, грусть», и «Любите ли вы Брамса?», но именно о нем написать хочется.
Интересен приём, когда автор-женщина пишет от лица мужчины.
Мы видим измученного постоянным контролем талантливого композитора, которого жена «держит на поводке», считая, что имеет на это право, так как именно на ее деньги они и живут... Она обращается с ним, как с большой игрушкой: дает ограниченное количество финансов, сама одевает, сама выбирает мероприятия и друзей... На протяжении всей книги нам жаль этого чудесного мужчину, обладающего талантом, чувством юмора и даже тактом (он же не тыкает своей жене, что она «образованна, но не умна» даже в том, что она считает своим "коньком"- в литературе). Мы вместе с ним радуемся, что он наконец-то может начать новую жизнь, ведь он получил гонорар за свою работу и теперь перестанет слушать упреки жены! Но не тут-то было: она вместе со своим папашей обвела его вокруг пальца, прикарманив все его деньги, и устраивает диверсии, подрывая его репутацию в свете. Ах, бедный-бедный Йорик!
А бедный ли Йорик? Кого в грязной квартирке подобрала Лоранс? Кому покупала дорогие игрушки и содержала? Кого вывела в общество и от кого отвадила друзей-алкоголиков и тунеядцев? Кому «подкинула» работу, сделала миллионером? Здесь, конечно, маху дала.
Поводок... отменное название! Очень емкое и звучное (чувствуется в нем что-то чеховское - «Анна на шее»).
Так кто же кого держал на поводке? Пожалуй, оба! Она удерживала его деньгами, удобной и комфортной жизнью, а меж тем любила его болезненной невротической изматывающей любовью и сама сидела на привязи.
В последней главе, где все открывается (как органы пациента на столе у хирурга), мне нестерпимо жаль Лоранс, но я думаю, что если б она приспускала поводок и сама с поводка время от времени снималась, вероятно, ничего бы этого не случилось.
Ситуация не самая типичная, закончилась история тоже небанально..., хотя так даже лучше - не надо принимать никаких решений (хотя его поведение после того, как он узнал о случившемся, мне напоминает поведение психопата... Может, они стоили друг друга?).
Во время чтения я ясно себе представляла Пола Варжана Трумене Капоте, который не встретил Холли и остался со своей женщиной, женился на ней... и так печально закончилась история, хотя в завтраке у Тиффани история Эмили Юстас Фэйленсон закончилась тоже не очень хорошо.
Кроме того, я не заметила, что все-таки Венсан любил, хотя и ненависти не испытывал. Он настолько размяк в теплой постельке и богатой жизни, что все притупилось в нем: чувства, желания, воля...
Я не увидела в Лоранс «здорового» взрослого человека (она похожа на избалованную девочку), который бы сел и обсудил со своей «большой игрушкой» проблемы, увидела лишь дикую кошку, мстящую всеми доступными способами.
Я не увидела в обществе и тесте настоящего «принятия» в свои ряды нового члена... просто «ярмарка тщеславия» какая-то!
Книга прекрасная, емкая, не скучная, читается быстро.
Советую... определенно!