Сериал «Sпарта». посмотрела его с большим интересом и долго ходила под впечатлением.
Серий в нем всего 8. Формат, на мой взгляд, идеальный. Оптимальный для того, чтобы раскрыть сюжет, характеры персонажей и не жевать сопли, как в сериалах из 60 и более эпизодов.
Сериал «Sпарта» поведает нам закрученную детективную историю одного убийства. Так как произошло оно в школе, большая часть действа происходит в стенах учебного учреждения. Сериал, на мой взгляд, более чем актуален. У всех у нас есть дети, и ни одному заботливому любящему родителю не все равно, чем занимается ребенок, с кем он общается, как проводит свободное время. Однако фильм открывает нам одну не очень приятную и беспокойную мысль – школа не гарантирует детскую безопасность. Судя по школе, описанной в сериале, это страшное место, где можно встретить и педофилов, и психически больных людей с задатками, не побоюсь этого слова, Гитлера. А детская неокрепшая психика, пусть даже речь идет и о старшеклассниках, очень податлива для воздействия, наподобие губки способна впитать в себя как добро, так и зло.
Итак, убийство. Молодая, красивая, цветущая женщина осознанно делает смертельный шаг в окно и разбивается насмерть. Школа переживает тяжелейшее потрясение, но то ли еще будет. Разобраться в трагедии должен участковый Игорь Крюков. В первый же день он понимает, что в, казалось бы, благополучном учреждении далеко не все в порядке. И уж точно что-то мутит-крутит замечательный 11-й класс, ученики которого погружены в странную компьютерную игру «Sпарта».
Игорь Крюков (Артем Ткаченко). Неоднозначный персонаж, не могу сказать, что он вызывал у меня симпатию. Жесткий, желчный, циничный, но не лишенный привязанностей, например, в виде своей верной подруги и коллеги. Бывший следователь, загремевший в участковые после определенного инцидента. Человек, переживший трагедию и тяжелую болезнь. Его поступок в финале фильма я одобряю. Зло должно быть наказано. Однако столько их еще таких вот выродков рода человеческого, у которых нет ничего святого за душой. Артем Ткаченко сыграл великолепно, очень сильная роль, и он с ней справился достойно. Мне вообще этот актер импонирует своей харизматикой.
Миша Барковский (Александр Петров). Респект Петрову, который не входит в число моих киношных фаворитов. Актер он талантливый. Подобрали его очень удачно, кто бы что не говорил. Ну да, актеру 29 лет, а сыграл он 11-классника. Казалось бы, парадокс, но ведь на самом деле Барковский гораздо старше. Петрову удалось сыграть отрицательного персонажа блистательно. Хитрый манипулятор, расчетливый тип, стремящийся всеми силами подчинить себе податливую массу «одноклассников», этаких подопытных кроликов, человек, с массой комплексов, зависимый от собственной фобии. С первого взгляда Барковский не располагает к себе, понимаешь, что с ним дело не чисто. Тем интересней следить за хитроумной интригой, чтобы понять всю сущность этого персонажа, его мотивацию.
Анастасия Истомина (Ольга Сутулова) – самый, пожалуй, светлый, наивный и чистый образ, верящий, что зло можно победить. Тургеневская женщина, которую искренне жаль. Ее панику, отчаяние от понимания того, что ничего изменить и исправить нельзя, нависшую над ней угрозу я чувствовала на физическом уровне. На мой взгляд, одна из самых значимых ролей актрисы.
Ирина Шорина (Алиса Лозовская). «Темная лошадка», как назвал ее один из героев сериала. Это действительно так. Забитая серая мышка превращается в сексуальную герлу – вот, что делает любовь и уверенность в себе. Что таится в душе этой девочки? Об этом неизвестно ни педагогам, ни тем более родителям. Между тем, страсти в ней бушуют нешуточные. Алиса сыграла отлично, полностью погрузившись в сложную психологическую роль.
Не волнуйтесь, я не стану описывать всех персонажей, которых здесь предостаточно – и учителя, и родители, и детушки. Каждый из них интересен и несет определенную психологическую нагрузку. Хочу остановиться лишь на одном из них – Максе Юрове (Михаил Грубов). Чтобы понять сущность этого персонажа, нужно досмотреть фильм до конца. Ведь поначалу кажется, что это крайне положительный парень, привязанный к матери и питающей нежное платоническое чувство к женщине старше себя. Он единственный, кто остается равнодушным к игре, увлекшей одноклассников, и это импонирует. То есть, стадному чувству не подвержен. Однако его истинное лицо раскрывается, когда он со злорадством наблюдет за массовым избиением одного человека. Вот Крюков его раскусил, ведь его совсем не обрадовало известие о том, какую профессию выбрал для себя Юров. По сути, такой же Гитлер, только меньшего масштаба, по крайней мере, это человек, который явно не готов расставаться со статусом лидера.
Сразу скажу, что смотреть сериал сложно. Однако и оторваться от него нельзя. Производит он двоякое впечатление, но равнодушным точно не оставит никого. После просмотра остается какое-то тягостное послевкусие, как и с сериалом «Садовое кольцо». Я с нетерпением долго размышляла о том, как страшно жить, жутко за детей, за будущее поколение. Несомненно, многие моменты утрированны и неправдоподобны (как в случае с великовозрастным Барковским, например), но цели своей режиссер достиг, донес до зрителей страшную мысль – когда заигравшимся детушкам стало недостаточно игры, позволяющей им виртуально воплощать свои самые сокровенные и порой далеко небезобидные и даже преступные желания, они вынесли игру в реальную жизнь. Стоит ли удивляться, что заканчиваются такие игрушки трагически, причем не только для ее участников.
Я считаю, что фильм «Sпарта» нужно смотреть и подросткам, и их родителям. Конфликт отцов и детей здесь показан очень убедительно. В сериале нет ничего аморального, напротив, четко показана грань, отделяющая добро от зла, вынесено однозначное резюме.
Если мне в «Sпарте» кого-то и жаль, так это самого Крюкова, который, повидав немало на своем следовательском веку, наверняка не ожидал, что детушки могут быть столь омерзительный в своих кровожадности и цинизме. Но и финал для многих из них закономерен. Никого из детушек мне не жалко.