Опубликовано 10 Декабрь, 2023 - 08:52

  • Опыт использования:
    один раз

Строчка из песни группы «Король и Шут» – это первое, что пришло мне в голову, когда я начал смотреть этот фильм. Это, конечно, не означает, что фильм и песня прямо-таки конкретно идентичны, но всё-таки у них много общего: старый заколоченный проклятый дом, и призрак, в нём обитающий. Стойкая ассоциация. Такая уж «КиШ» группа, они умели создавать своей музыкой образы, которые хочется где-нибудь видеть, и с чем-нибудь ассоциировать.

О чём будет фильм, я понятия не имел, даже страну не знал. Просто ткнул наугад. Смотрю – Министерство культуры Российской Федерации: отечественный фильм, уже лучше. Далее смотрю – мистика вроде: вообще здо́рово. После же, конкретные ассоциации с «КиШ» пошли, а это просто прекрасно. Когда же я увидел старых знакомых, у меня ещё кое-какие ассоциации возникли. В общем, сплошные ассоциации, и симпатий к фильму образовалась куча.

Помимо этого, мистическая история оказалось интересной и даже непредсказуемой. По поводу непредсказуемости могу даже сказать, что от отечественного кино можно ожидать каких угодно развитий событий, и я бы ничему удивлён не был. И ещё отечественный кинематограф не особо-то любит щадить чувства зрителей, но это, я считаю, только в плюс. Хотя, в этом фильме ничего такого, особо нещадного к чувствам зрителей, не будет вроде. Это далеко не «Велга» 2022 и не «Плотник» 2022.

Итак, фильм начинается с одной странной и непонятной сцены. Какой-то парень ночью залезает через окно в заброшенный дом. Сцена сразу настраивает зрителя на мистический лад, так как в доме происходят странные вещи: двигаются какие-то тени и появляются непонятные фигуры. Парень ищет и зовёт какого-то «мелкого», а дальше начинается интересное и пугающее. Смысл и действие в начальной сцене станут понятны по ходу просмотра фильма.

Начальная сцена неплохо придумана, чтобы сходу завлечь, заинтересовать зрителя. Она мрачная и будто из другой реальности или другого времени. Последующие за начальной сценой кадры яркие и цветные, они сопровождаются песней Чичериной «Жара». Чувствуется эпоха 90-х: старый микроавтобус, по такой же дороге, везёт маму и двух дочерей в деревню. Соня, старшая дочь, слушает музыку через старинный, ещё кассетный плеер. Она просматривает фотоальбом с полароидными фотографиями, и кажется, что уже скучает по городской жизни.

Папы в этой семье нет, и он как-то даже не упоминается. Маму играет Мария Миронова. Этакая строгая, но любящая мама, которая работает доктором. Ну, прямо-таки, как в фильме «Ночной дозор» 2004, она там играла такую же роль.Там также с папой – беда, мама – строгая, но любящая, и тоже работает доктором, ей постоянно некогда, и с её ребёнком случаются всякие чудеса. Мама-доктор во всех фильмах, конечно, в чудеса не верит, и говорит, что-то вроде своего привычного:

Вампиры – это трусливые мальчишки, которые пьют кровь своих родителей.

Таким образом, у меня возникла ещё одна ассоциация, но она меня только слегка улыбнула: двадцать лет прошло, а Мария Миронова традициям не изменяет. Сыграла она классно, что в «дозоре», что тут. Понять её персонажа можно, конечно: ей в одиночку нужно семью тянуть, на работе «завал», а тут дети со своими «чудесами», которых, как известно, «не бывает».

Зачем эта городская семья переехала в деревню? У Ани, младшей в семье, проблемы с лёгкими. Как я понял, у неё астма, и городской воздух, с его выхлопными газами, часто вызывает приступы удушья. Деревня, куда они переехали, расположена в лесу, а лесной воздух – благо для лёгких Ани. Аню играет Виталия Корниенко. Как-то я был очень впечатлён её игрой. Это я о фильме «Виктория» 2020. У Виталии Корниенко настоящий дар, именно дар, талант ей дарован, ибо, как можно научить ребёнка так играть? Она просто живёт в своей роли, играть у неё получается естественно.

В официальной аннотации к фильму, уже после просмотра, я увидел интересную фразу:

Если никто не играет с детьми, с ними будет играть Кукольник.

Таким образом, фильм уже можно рассматривать и с точки зрения полезных размышлений. В фильме речь идёт о детях, но на тему «пустоты в мире человека» можно и пошире посмотреть. Человек, и ребёнок в том числе, должен быть всё своё время занят чем-то полезным: и для себя, и для окружающих. Даже если иногда и можно позаниматься ерундой с какими-нибудь шалостями, то даже это должно быть безобидным, без отсылок к какой-нибудь тёмной остроте ощущений.

Если же хотя бы ненадолго позволить чему-то тёмному завладеть человеком, то избавиться от этого будет уже очень трудно. Зло будет сидеть в человеке и требовать новой пищи для себя, и накормить его досыта будет становиться всё труднее. Тут такой выход: либо вовсе не пускать зло в свой мир, либо заставить его издохнуть с голоду.

Как так получилось, что маленькая Аня оказалась под влиянием чар Кукольника? Он ведь её не похищал в привычном понимании этого слова, он её не держал на привязи. А только получилось так, что для Ани «чудеса» Кукольника оказались интереснее реального мира. Здесь Кукольника можно трактовать как что-то более глобальное, Аня ведь не видела конкретно самого Кукольника, она видела необычную игрушку, и «чудесные» явления вроде полёта её игрушек.

Дети по природе добры и доверчивы. И поэтому они должны быть под постоянным контролем и опекой взрослых. Аня видела, что она вроде как в тягость своей маме и старшей сестре. Аня болеет, за ней нужен особый присмотр, а у мамы с сестрой и других проблем с заботами хватает. А тут такие «чудеса», и играть с ней кому-то не в тягость, а в радость, на неё не кричат, не спихивают друг на друга, от неё отмахиваются.

Как Аня оказалась в том страшном доме? Её сестра Соня хоть и старше, но, в сущности, такой же ребёнок. Заявлять младшей сестре, хоть и шутку, такие страсти, а затем уходить. Конечно, у Ани будет соответствующая реакция.

Кто такой (что такое) Кукольник и откуда он взялся? Конечно, я понимаю, что всерьёз обсуждать персонажей из мистического фильма – это то ещё занятие. И всё-таки как-то же нужно объяснять происходящее. В общем, даётся такое объяснение: когда-то давно «лет сто назад» какой-то странный тип построил в деревне большой дом с перспективой на то, что там будет кукольный театр.

Всё это уже очень странно: нафига, спрашивается, деревенским жителям такой театр? На прибыль вряд ли пришлось бы рассчитывать, да и оценить «такое» творчество вряд ли кто из местных смог. Было бы ещё понятно, если действие в театре носило развлекательный характер, и была бы цель повеселить почтеннейшую публику. Но специфическое представление в театре вызывало «смертную скуку» у местной молодёжи, и, наверное, раздражало. А молодёжи нужно развлекаться. Вот они и развлекались.

В объяснении говорится, Кукольник устраивал спектакли «не такие, как у других». Вот поэтому, видно, местным жителям и не понравилось. Как я понял, инаковость заключалась в том, что вместо весёлых постановок имели место грустные сюжеты. Кукольник относился к своим куклам как к друзьям, поэтому, когда местные мальчишки расстреляли пару его кукол из рогаток, Кукольник принял это слишком близко к сердцу. Я всю историю становления Кукольника, как зла, пересказывать не стану, скажу только, что в фильме даётся намёк на то, что люди сами, своими руками, создают себе чудовищ, а после от этого сильно страдают. А самое страшное, что приходится страдать детям.

По поводу ужасов в фильме. У меня холодок от увиденного пробегал по спине регулярно. И вроде каких-то особых ужасов-то и не было, но всё-таки было жутковато. Страхи, в основном, исходили от чего-то похожего на скри́меры. Это когда что-то неожиданно появляется, какая-то тень промелькнёт, или покажется устрашающий образ. И этот приём использовался умело, без навязывания и излишнего употребления. Также жути нагоняла и Аня (Виталия Корниенко), когда попала под гипноз Кукольника.

Съёмки и игра актёров. Хочется сказать, что съёмки казались натуральными, а игра актёров – умелой. В основном этот фильм – это игра молодых актёров, и они прекрасно справились.

И всё-таки главный посыл фильма я увидел в том, что беду одолеть можно только сообща. После таких испытаний главные герои фильма стали настоящими друзьями. Как сказал Тёма: «Это наша деревня!» В финале фильма есть намёк кое на что, но теперь, когда есть такая дружная команда, вряд ли в этой дерене станут пропадать дети. Эти ребята не станут жить по принципу: «Моя хата с краю…»

 

***

В общем, я этим фильмом был приятно удивлён. Это отличное зрелище, интересное и загадочное. Смотреть действительно интересно. Фильм держит в напряжении, и до ужаса хочется знать: что же будет дальше, и чем же всё это закончится.

Кроме этого, фильм не без смысла. Там действительно есть над чем поразмышлять, и даже пофилософствовать.

Мне же, с моими ассоциациями и тяготением в сторону мистики, смотреть было вдвойне интересно.

Достоинства
  • Динамичный
  • Есть мораль
  • Игра актеров
  • Интересный
  • Сюжет
  • Хорошая игра маленьких актеров
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 12
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 12
Смотрите также