Все девочки, которые умеют читать, хоть раз в жизни делали это - а именно, читали любовный роман.
Не согласны? Тогда вспомните - неужели вы не читали "Унесенных ветром", "Поющих в терновнике"? Или может это были "Сумерки" Стефани Майер или "Сумеречные охотники" Кассандры Клэр или даже произведения Ольги Громыко? Многие книги с сюжетом содержат романтическую линию и мы, девушки, такие книги любим)
Этот же отзыв посвящен любовному роману типа "сопли с сахаром" - то есть произведению, в котором страстный роман героев является основной сюжетной линией. Называется он "Скажи, что любишь".
Каюсь, грешна - я прочитала таких романов уже много, я осилила практически всю Джудит Макнот и больше десятка книг Джоанны Линдсей.
Роман "Скажи, что любишь" входит в довольно объемный цикл романов (11 книг) о семействе английских аристократов с фамилией Мэлори.
Как и другие романы цикла, он является самостоятельным произведением, которое можно читать отдельно от цикла. Каждый из романов цикла посвящен истории любви отдельно взятой пары, а герои других романов являются лишь второстепенными персонажами и присутствуют вместо мебели.
Дело происходит в Англии 19 века - лорды, леди, герцоги, графы и виконты, балы и все такое прочее. Стандартные декорации исторических любовных романов.
Главная героиня романа - юная дева по имени Келси.
"Как это обычно водится" - она невинна, прекрасна, благородна и хорошо воспитана.
После смерти родителей Келси с младшей сестренкой живет под крышей родной тети и ее мужа.
В один ужасный вечер героиня узнает, что семья в долгах, муж тети не может найти работу и через 3 дня кредиторы попросят всю семью направится с вещами на выход.
Втайне от тети и сестренки Келси с мужем тети пытаются найти выход из сложившейся ситуации.
Элиот продолжал бубнить и поведал племяннице историю своего друга. Много лет назад с ним приключилось такое же несчастье. Он должен был потерять все, но его дочь спасла семью, продав себя старому распутнику, который выложил за ее девственность хорошие деньги.
Затем, не переводя дыхания, Элиот вспомнил старого приятеля, у которого он пытался выяснить, не заинтересует ли его молодая невеста. Ответ был таков: «С женитьбой ничего не выйдет, а вот от новой любовницы я не откажусь. Приплачу тебе несколько фунтов, если она захочет…"
Таким образом от жен разговор перешел на любовниц и на то, как хорошо готовы платить состоятельные лорды за свеженькую девушку, которой могли бы похвастать перед друзьями.
Дядюшка умело заронил семя, намекнув Келси на возможный выход из положения и не попросив напрямую о жертве.
И решают "продать" девственность Келси вместе с ней самой с аукциона.
Жаль, что в те времена не было интернета - возможно в наши дни им бы удалось сбыть такой товар с рук на значительно более выгодных условиях.
Условия "продажи" более чем странные и совершенно очевидно, что дядя Элиот - знатный мерзавчик. Но девушка почему-то соглашается.
— Мы начнем с суммы, необходимой для погашения долгов. Ее получит ваш дядя. Все, что сверху, делится между ним и мною, как организатором сделки. Вы не получите ни пенни.
...
Он объяснил Келси, что за нее будут заплачены огромные деньги. Условия договора не позволяют ей разорвать отношения по собственной воле. Купивший ее господин получает гарантию, что за свои деньги он будет пользоваться девушкой, пока ему не надоест.
С последним ей пришлось согласиться, хотя это походило на рабство. Келси предстояло жить с человеком, независимо оттого, нравится он ей или нет, хорошо он с ней обращается или плохо, до тех пор, пока он сам не потеряет к ней интерес.
Умилил вот этот диалог:
действительно, на что ж еще, кроме незнакомой девицы?
Итак, Келси отправляется в дорогой бордель, где собираются богатые лорды. Ее одевают в вызывающее платье и выставляют всем на показ, как товар на аукционе.
"По чистой случайности" в борделе оказывается главный герой - Дерек Мэлори.
"Как это обычно водится" он богат и привлекателен и меняет женщин, как перчатки. Его сердце свободно и всегда таким было, Дерек не хочет жениться и всячески избегает даже намека на постоянные отношения с женщиной.
Келси тем временем очень не везет - ее желает купить человек, известный своими садистскими наклонностями.
Дерек, поначалу не имевший намерения участвовать в аукционе, вынужден перебить цену садиста, чтобы спасти девушку от незавидной участи.
Таким образом, Келси оказывается собственностью Дерека, а вернее, его любовницей и содержанкой.
Мировой литературе известны героини (Сонечка Мармеладова), которым в аналогичной ситуации повезло значительно меньше.
Судьба сделала Келси царский подарок: оказаться любовницей молодого красивого приятного в общении мужчины - это верх мечтаний при ее-то ситуации (ведь изначально она согласилась быть проданной кому угодно на любых условиях).
Но Келси не была бы героиней дамского романа, если бы она и здесь не рефлексировала, не металась и не оплакивала бы периодически свою нелегкую женскую долю.
К счастью, Джоанна Линдсей не стала делать героиню совсем уж дурочкой и большую часть времени Келси ведет себя адекватно ситуации, что не может не радовать.
Слог у Линдсей неплохой - читается легко и без напряга.
В этом романе, как и в других романах писательницы, присутствует не только любовная линия, но и второстепенные линии из разряда "интриги, расследования", которые позволяют причислить "Скажи, что любишь" к остросюжетным любовным романам.
Сюжет движется по двум линиям - постепенное сближение Дерека и Келси и непростые взаимоотношения отца Дерека (зовут его Джейсон) с нелюбимой женой Френсис и любовницей Молли, которая работает у Джейсона домоправительницей.
Линия Дерека и Келси не может не напоминать сюжет фильма "Красотка" с Джулией Робертс и Ричардом Гиром - я думаю, что для многих девушек это скорее плюс, чем минус, учитывая дикую популярность этого фильма.
История Джейсона, Френсис и Молли менее интересна, но как второстепенная линия вполне себе ничего.
Фоном идут такие моменты сюжета, как тайна семьи Келси (девушка скрывает свое знатное происхождение) и попытки поймать и наказать лорда-садиста, который хотел купить главную героиню в начале романа.
А теперь о грустном - что мне не нравится в этом романе и вообще во всех романах цила о семействе Мэлори...
В каждом из романов цикла Джоанна Линдсей пытается донести до читателя все подробности родственных связей и взаимоотношений между многочисленными Мэлори. В том числе теми героями, которые появляются в романе пару раз, говорят пару фраз и исчезают вникуда.
С одной стороны понятно, зачем она делает это - чтобы спровоцировать читателя на чтение других романов цикла.
С другой стороны - смотрите сами, как это выглядит:
Два его младших дяди. Тони и Джеймс, собственным примером демонстрировали глубокую мудрость этого утверждения. В свое время они были самыми прославленными повесами Лондона, кутили напропалую, жгли свечу с двух концов и завели семьи лишь после тридцати. Незаконнорожденный сын Джеймса — Джереми, которому недавно стукнуло восемнадцать, в счет не шел, поскольку был зачат вне брака, как, впрочем, и сам Дерек. Кроме того, дядя Джеймс лишь несколько лет назад узнал о его существовании.
Перечисленные в отрывке герои являются главными героями в других романах цикла, но в романе "Скажи, что любишь" они не играют практически никакой роли.
Если "Скажи, что любишь" - это первый роман Джоанны Линдсей, который вы читаете, то вас раздражает обилие имен и вам вовсе неинтересно знать о каких-то левых родственниках, которые по сюжету вовсе не нужны.
Если вы (как я) читали другие романы цикла - то вы уже 100 раз слышали все эти "милые" семейные секретики и вовсе не хотите читать о них в сто первый раз.
Еще один пример:
Нечасто происходило такое, чтобы вся семья Мэлори собралась под одной крышей. Привезли даже двух самых маленьких Мэлори: Жаклин — дочь Джеймса и Джорджины и Джудит — дочь Энтони и Рослин. Теперь молодым мамам не придется возвращаться домой для кормления. Достаточно взрослый, чтобы есть самостоятельно, сын Реджи тоже был там.
Реджи торжественно оглядела собравшихся в огромной гостиной членов увеличившейся семьи. Теперь в нее вошел еще один человек — Уоррен Андерсон, надежно и должным образом прикованный к клану Мэлори в ходе пышной церемонии, с которой они только что вернулись. Реджи радостно улыбалась новобрачным. Из них получилась великолепная пара: имея рост в шесть футов четыре дюйма, Уоррен был выше всех прочих Мэлори, у него были каштановые волосы с золотым отливом и светло-зеленые глаза, а статная темноволосая Эми с глазами цвета голубого кобальта выглядела просто потрясающе в своем белом свадебном платье.
Такой же цвет волос и глаз унаследовали Реджи, Энтони, Джереми и мать Реджи Мелисса, которая умерла, когда дочери было два года. Кроме них, ни один член семьи не пошел в прабабушку Реджи. Все прочие были зеленоглазыми блондинами, и только Маршал и Трэвис унаследовали от своей матери Шарлотты каштановые волосы и карие глаза.
Ааааа, что это? Кто все эти люди? Зачем мне знать цвет их волос и глаз, их рост с точностью до дюймов? Что мне делать со всей этой информацией??
В каждом из романов цикла (а их, напомню, 11) Джоанна Линдсей обязательно упомянет (и не по одному разу!) несколько "фишечек" семейства Мэлори, например:
- вы узнаете, что мужчины семейства Мэлори недолюбливают мужей своих двух племянниц
- вы узнаете, что 3-е братьев Мэлори называют свою племянницу "Реджи", а один называет ее "Реган" и по этому поводу в семье высосанный из пальца шутливый конфликт
- вы узнаете, что почти все мужчины (за единственным исключением) были "отъявленными повесами", а потом встретили своих жен и остепенились и жить без них не могут
По мне так эти "фишечки" вовсе не столь интересны, чтобы повторять их столько раз.
Кстати, об "отъявленных повесах"....
Главные герои романов Джоанны Линдсей проходят путь от "повес" до идеально верных мужей за считанные минуты.
Этот фантастический феномен ничем не обусловлен - просто герой видит ЕЕ и сразу же меняет свои взгляды на взаимоотношения с женщинами.
Конечно, эти грешат все женские романы, но в романах Джудит Макнот, например, автор хотя бы пытается как-то объяснить странности в поведении главного героя (например раньше ему встречались только корыстные женщины, которые требовали подарков, а героиня оценила его глубокий внутренний мир и спасла его жизнь, поразив его добротой и готовностью к самопожертвованию).
В романах Джоанны Линдсей подобных объяснений нет. Просто бегал-бегал герой по бабам и вдруг влюбился с первого взгляда и решил жениться.
Это довольно непросто ставить оценку женскому роману. Потому что если считать, что "5" - это художественная литература уровня Достоевского, Булгакова или, скажем, Джека Лондона, то, начистоту, практически ни один любовный роман не дотягивает даже до троечки.
Но если оценивать "Скажи, что любишь", сравнивая его с другими романами этого же жанра - то он хорош и понравится тем, кто хочет почитать на досуге "соплей с сахаром".
В мой отзыв вряд ли заглянут люди, которые на дух не переносят любовные романы и не читают их.
А "целевой аудитории" я рекомендую роман "Скажи, что любишь" как легкое чтиво, не претендующее на что-то большее, чем убивашка времени.