Да-да! Именно так. На моноспектакле Михаила Присмотрова «Александр Вертинский. Пей, моя девочка!» со мной вдруг случилась любовь.
Наверное, это заразно...)
Михаил так исполнял песни Вертинского, так читал монологи из его дневников, что его любовь к маэстро и искренне восхищение им, чувствовались каждую секунду. И думаю, я не единственная в зале, кто тоже проникся этой любовью. Любовью к Вертинскому. Тому, настоящему Александру Вертинскому. Не только талантливому, но и глубокому, открытому, щемяще искреннему, каждая песня которого не просто цепляет, а зачастую оставляет царапины в душе.
Раньше я не как-то не задумывалась, что песни Вертинского настолько трагичны по сути. Ведь исполнение всегда казалось мне бодрым, с лёгким налётом иронии и самоиронии. Да-да, образ того самого Пьеро, который вроде бы плачет, но зрителям надобно смеяться.
Но на спектакле Михаила Присмотрова смеяться как-то и не хотелось. Меня с первых же минут подхватило и понесло каким-то мощнейшим, феерическим потоком, полном красоты и трагизма, настолько гармонично сочетавшимся, что я даже поймала себя на мысли, а бывает ли вообще красота без ноток трагизма?
Что-то есть бесконечно трогательное и очень притягательное в том, о чём пел Александр Вертинский, в том далёком времени, когда расцвёл его талант, времени тяжёлом, надломленном, трагичном. И невозможно отделить музыку от времени, как невозможно представить самого Вертинского вне музыки. Но Боже мой, как искренне, просто и как-то правильно пел Вертинский даже о самом трагичном!
"Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль."
Всё это я, возможно, предполагала и раньше, но отчётливо осознала и прочувствовала каждой клеточкой именно благодаря Михаилу Присмотрову и его спектаклю.
Нет, он не пытался подражать Вертинскому или играть его. Он просто делился с нами своей любовью к нему и его творчеству. Но в какие-то моменты мне всё равно казалось, что он просто на время становился им.
А я, я словно бы пронеслась сквозь толщину десятилетий и оказалась на концерте САМОГО ВЕРТИНСКОГО. Мало что по силе воздействия может сравниться с живым голосом и живым исполнением. И я бесконечно рада, что я слышала живое исполнение песен Вертинского. Талантливое исполнение, восхитительное!
Но в спектакле гораздо больше, чем просто исполнение. песен. Примерно половина спектакля - это отрывки из воспоминаний и писем Александра Вертинского, которые Михаил Присмотров читал с таким живым обаянием, что, кажется, я не только узнала о Вертинском гораздо больше, но и наконец-то ПОНЯЛА его.
И полюбила. Да. Как исполнителя, как талантливого и самобытного автора, как человека.
Спасибо!