Среднестатистический зритель может не знать, кто такой Жан Пол Гетти, но ему об этом расскажет Википедия:
Жан ПолГетти — американский нефтяной магнат и промышленник, один из первых в истории долларовых миллиардеров, учредитель Музея Гетти. Основатель компании Getty Oil Company.
Этот вполне себе реальный человек жил в 70-е года и был первым долларовым миллиардером в мире. Американцы до сих пор его величают "печально известным ублюдком". Его история - доподлинный факт. У него украли внука и потребовали 17 миллионов долларов. Дед поступил так, как поступил, а 16-летнему парню пришлось многое пережить в плену.
Что же за человек был этот миллиардер? Что им двигало? И почему он так поступил со своей родней? Если люди не знали ответа тогда, то точно не знают сейчас. Однако, в 2018-м году два известных режиссера, Дэнни Бойл и Ридли Скотт, взялись за экранизацию истории похищения и изложили свой взгляд на события.
Герои и их характеры:
Первое, что хотелось бы отметить, это гениально подобранные актёры, внешне сильно схожие со своими прототипами.
Миллиардера сыграл Кристофер Пламмер и великолепно отыграл свою роль, убедительно и с легкостью. Эксцентричный, жадный до власти/денег, манипулятивный, противный и мерзкий сноб.
Жан Пол Гетти и Кристофер Пламмер
Там, где другие видели песок, Гетти видел деньги, а там, где другие тратили огромные состояния, Гетти копил. Семейное состояние Гетти зародилось на нефтяных месторождениях Саудовской Аравии, когда там была сплошная пустыня. Он заключил сделку с кочевыми бедуинами и отжал себе право бурения нефтяных скважин. Впоследствии он стал миллиардером. Уверяю, каждый саудит точно знает, кто такой Жан Пол Гетти. Это их кормилица и путеводная звезда.
Кадры на фоне песков и саудитов считаю самыми красивыми в фильме.
16-летнего внука нефтяного магната и известного «самого богатого человека в мире» Пола Гетти, сыграл Чарли Пламмер. (Кристофер и Чарли Пламмер не являются даже отдалёнными родственниками, просто так совпало и они сыграли в одном фильме). Внучок в 16 лет покуривал марихуану и в стильных пиджачках разгуливал по Риму среди проституток, когда был похищен калабрийскими головорезами. За минуту до похищения он был невозможно горд и уверен в себе.
Пол Гетти и Чарли Пламмер
Мишель Уильямс в роли матери похищенного мальчика, Эбигейл Гетти, неоспоримо правдоподобна. На её игру не просто приятно смотреть, а ей веришь, воспринимаешь настолько реально, как будто она стоит в твоей комнате напротив дивана и размахивает руками.
Мишель Уильямс в роли Эбигейл Гетти
Как бы увлекательно это ни звучало, в фильме есть эмоциональные пустоты. Отца Пола, Джона Пола Гетти II в исполнении Эндрю Бьюкена, на экране практически нет. Временами кажется, что его семья живет в изоляции от него. Учитывая, как быстро этот человек, почуяв деньги, скатился в пьяный угар и разврат, его можно было показать побольше, для полного капиталистического трэшака.
Эндрю Бьюкен в роли отца Пола
Марк Уолберг в роли переговорщика Флетчера Чейза, бывшего оперативника ЦРУ, неплохо смотрится на экране, но на мой взгляд сделал мало умных и внезапных шагов. Он просто бредет от сцены к сцене, не совсем понимая, что он делает и как именно вписывается в общую картину. Личный решальщик миллиардера мог бы быть более профессиональным, хотя.. это же не книга Яна Флеминга об агенте 007, а попытка представить и обыграть реальные события. Вообщем, не впечатлил меня ЦРУ-шник. Обычно, про таких говорят - отыграл ванильную роль.
Марк Уолберг в роли Флетчера Чейза
Симпатичным показался представитель итальянских похитителей по имени Чикванта, которого эффектно играет Ромен Дюрис. Но его персонаж становится слишком уж хорошим и удобно оказывается в нужном месте в нужное время, чтобы помочь мальчику. Если бы убрать его внезапное появление в заключительной сцене вылова Пола на улицах Рима, фильм был бы более реалистичен.
Ромен Дюрис в роли Чикванта
Помимо Чикванты на экране появляется куча бандюков и отбросов, но все они похожи друг на друга как одно целое мафиозное существо. Удивительно, как в 70-е года они прекрасно жили, опутывая целые страны цепкими узами коррупции.
Лучшие фразы:
«У меня 14 внуков, и если я заплачу копейку выкупа, у меня будет 14 похищенных внуков».
«В жизни очень мало вещей, за которые стоит платить полную цену».
Лучшие сцены:
Запомнился один монтаж, связывающий старика Гетти, торгующегося за картину за миллион долларов, с мясником, отрезающим кусок говядины. Здесь нет никаких грандиозных откровений, просто еще один портрет богатого деда, для которого произведения искусства и раритеты - это как еда.
Несомненные плюсы:
Огромное спасибо режиссерам за показы улиц Рима. По уровню стилистики некоторые кадры сравнимы с изящным и безупречным фильмом Паоло Соррентино "Великая красота".
Отлично передана обстановка и атмосфера Рима 70-х.
Понравилось, как режиссеры вытащили кролика из шляпы только в конце фильма и показали, как так получилось, что старый скупердяй, казалось бы, имеет все, но не владеет ничем.
Выводы по фильму:
Фильм достойный, в меру насыщенный и тревожный. Некоторые моменты смотреть тяжело.
Это не только триллер, но и исследование психологии богатства и эгоизма миллиардера. Зрителю, как и режиссерам, хочется разобраться: этот эгоист прав или не прав?
И еще один напрашивается одиозный вывод: чтобы стать таким как он, надо просто не платить налоги. Он их терпеть не мог и не платил.