Для ОМ:
В данном отзыве нет неотмеченных цитат — всё писалось «из головы». Изображения качественные — из первоистичника большего выжать невозможно.
Спасибо за понимание
Знаете, что такое Prikosnovénie? Это такой французский звукозаписывающий лейбл, широко известный в узких кругах. В числе издававшихся там групп — сладкоголосые Flёur. А почему название такое подозрительно понятное русскому человеку? Да потому что лейбл назван в честь фильма «Прикосновение». Представляете — французы, да назвались в честь нашего перестроечного хоррора. Как тут не ознакомиться?
Сюжет
В одной из московских квартир происходит страшное: соседка, проснувшись ночью, находит мёртвыми молодую женщину Ольгу Мальцеву и её сына Колю.
К следствию приступает Андрей Крутицкий.
Соседка говорит, что у Ольги были отношения с женатым мужчиной. Сразу после разговора со следователем тот сводит счёты с жизнью. Во время общения любовник говорил странные и жуткие вещи:
«Послушайте меня. Это очень опасная штука. Прикосновение — и достаточно, обратной дороги не будет. Вы уже стоите на грани»
«Ничего Вам не понятно. Поэтому, может, и живёте ещё. А я умираю»
«Вот Вы и прикоснулись, Андрей Константиныч»
У Андрея появляется спортивный интерес: он не верит в мистику и пытается найти произошедшему рациональное объяснение. Чтобы узнать, удалось ли ему это, нам нужно потратить полтора часа жизни.
Персонажи и актёры
Андрей (Александр Зуев)
Прямо пост-советский Дейл Купер: симпатичный, располагающий к себе, азартно желающий распутать дело. Любит своего пса Смога (?), но слегка своеобразной холостяцкой любовью, не сюсюкается. Собакен, кстати, действительно очаровательный.
Герой Зуева часто употребляет фразу «Жизнь прекрасна и удивительна!» (коучи и прочие мотивационные ораторы из 21 века передают привет).
В основном вызывает у меня симпатию, но в нескольких моментах хотелось его прибить) Актёр играет хорошо, естественно, насколько это возможно в таком фильме. Но об этом чуть позже.
Марина (Марьяна Полтева)
Сестра покойной, последняя ниточка, за которую цепляется Андрей. У женщины есть дочь дошкольного (?) возраста Настенька.
Во многих моментах мне казалось, что актриса как-то плохо играет, будто непрофессионально, хотя на самом деле, уверена, это не так.
Девочка поначалу кажется очень даже милой, хотя обычно детей в кино я не люблю. А тут вроде нормальная такая детская непосредственность. Возможно, у некоторых возникнет мысль, что ребёнок невоспитанный, но я думаю, это нормально для детей, когда слово бежит впереди мысли. В дальнейшем её поведение, аналогично с Андреем, начинает меня раздражать. Но вероятно, этот паттерн обусловлен событиями, происходящими в фильме.
Ещё хочу добавить об игре: многие сцены выглядят какими-то неуклюжими. Персонажи как-то странно двигаются, будто стесняются не то себя, не то камеры. В то же время многие другие герои, второстепенные, ведут себя гораздо увереннее и экспрессивнее. Вероятно, это так кажется из-за качества видеофайла и возможностей низкобюджетной аппаратуры.
О картинке. Фильм я смотрела на ютубе, на стриминговых лицензионных сервисах его не найти. Не знаю, каково изображение в оригинале, но кино 1992 года в 320p — это отдельный вид удовольствия) Детали разглядеть сложно.
Но даже так видно, какой получилась атмосфера фильма. Мрачные приглушённые тона, «совковые» интерьеры без прикрас, периодическое использование объектива «рыбий глаз» — последнее особенно добавляет выразительности.
Из других приёмов мне понравились со скрипом открывающиеся окна, всегда внезапно, как бы ты ни был подготовлен к этому. И отдельный реверанс сцене на кладбище, куда Крутицкий приехал уже один. Подробнее не могу сказать, ибо спойлеры. Но вы поймёте, о чём я!
Также мне приятно, что было уделено внимание этой дурацкой фразе «Жизнь прекрасна и удивительна» — она является основой важного сюжетного поворота. Как нелюбитель этих ободряющих «мотивационных» фраз, я оценила подкол. И это в 1992-то году!
Саундтрек: музыки в фильме не очень много, но она всегда к месту. Тревожные трели отлично вписываются в картину.
О лёгкости восприятия: я смотрела фильм два с небольшим раза. В первый раз он пошёл прямо как-то легко. Второй раз смотрела одна, но постоянно отвлекалась, в итоге отложила на пару дней. Потом посмотрела уже от начала до конца, но было тяжелее, чем в первый раз.
Так что фильм понравится не всем. Он точно не для любителей гламурных высокобюджетных ужастиков. Здесь атмосфера строится не на реках крови и компьютерных спецэффектах, а на разговорах о смерти в занюханной квартирке. Здесь тревога нагнетается простым портретом на стене.
Но к просмотру нужно быть готовым, не отвлекаться. Вероятно, в первый раз у меня процесс пошёл хорошо, потому что я была «натренирована» просмотром других наших фильмов той эпохи. Если предварительно посмотреть что-то более «прилизанное», Прикосновением можно вообще не проникнуться. Мне кажется, отсюда отрицательные рецензии на кинопоиске: человек просто привык немного к другому жанру, пусть даже и называется это всё одним словом «хоррор».
Рекомендую ли я этот фильм к просмотру? Определённо да. Но ставлю 4, потому что не всегда заходит как надо. Однако надо хотя бы попытаться: вдруг и вас увлечёт история загадочных смертей и станет интересно, что будет дальше с остатками семьи Мальцевых.
Спасибо за внимание!