"...Нет ничего страшнее фашизма" - этими слова можно и начать и закончить спектакль Грымова "ЦВЕТЫ НАМ НЕ НУЖНЫ". Спектакль поставлен по пьесе Надежды Селивановой, в котором главными действующими лицами становятся участники Нюрнбергского процесса.
Нюрнберский процесс - это та история, которую должен знать каждый, она необычайно важна. История о преступлениях совершенных перед всем человечеством. Весь спектакльна 90% - это исторические факты, это наше реальное прошлое, от мысли об этом реально стынет кровь. Столько смертей простых людей, грабежи, произвол, какая-то нечеловеческая жестокость творилось руками героев спектакля. Да это не просто спектакль, это разговор со зрителем об истории, о людях, о нас с вами.
Уверена, что вы все знаете про Нюрнбергский процесс, это одно из важнейших событий XX века. Мы увидели, как стремительно развивался наш мир, как взаимодействовали четыре ведущие державы (Россия, Англия, Франция, Америка), как люди воспринимали ужасы войны, что осталось нам после победы над фашизмом, а также о совести перед другими и самими собой.
Действие спектакля начинается в зале суда, когда мы прошли в зал, занавес уже был открыт, актеры сидели на скамьях подсудимых, шел процесс. Несколько человек приговорили ксмертной казне, а вот 11 более повезло, их приговорили к 10, 20 годам заключения, а троим дали пожизненный срок. Далее действие продолжается в тюрьме Шпандау, куда были помещены осужденные, в спектакле захватывается временной отрезок с 1946 по 1966 годы.
Перед нами серые будни осужденных на фоне ярчайших мировых событий, которые проходят мимо них, за толстыми стенами тюрьмы, как отголоски грома, вдалеке, причем доходящие до них, подвершись жесткой цензуре. Власть сменяет одна другую, люди освоили космос, некий Юрий Гагарин из СССР полетел в космос, много всего интересного прошло мимо них.
Арестанты пытаются ввести нас в заблуждение, всячески демонстрируют раскаяние, признают свои грехи и ошибки, симулируют болезни, на мгновение нам становится их жаль, появляется какое-то сострадание и вера в то, что они не такие уж и плохие, да совершили преступление, но они понесли наказание, сожалеют, исправились.
Но все это игра, четкий план, манипуляция, все это дожь. Их истинные лица откроются перед зрителем в финале спектакля. Эти люди - хамелеоны, ничего в тх душах не изменилось, и, выйдя на свободу, они такде будут нести в ир идеи разрушения и фашизма.
Наиболее ярко среди этих арестантов выделяются две фигуры: Рудольфа Гесса (Юрий Анпилогов), второго человека после Гитлера, и Альберта Шпейера (Вадим Пинский), архитектора, ставшего министром военной промышленности нацистской Германии. Гесс, кстати, был приговорен к пожизненному сроку, при этом дожил до 93 лет и совершенно не раскаялся, он так и остался жестким нацистом.
Я очень прониклась симпатией к Альберту Шпееру, который наматывал круги, отсчитывая шаги и километры, складывая их в длинные пешие маршруты, как он добежал до Бразилии и дальше.. как он помогал и поддерживал других, он даже помог охраннику не попасть под выговор. Не зря его называли единственным "хорошим нацистом".
В целом внешне он выглядел образцом благородства и порядочности.
Потрясающая актерская игра Вадима Пинского, который так умело провел зрителей, мы все ровно до последней сцены верили ему! Но все изменил финальный разговор его и Рудольфа Гесса в исполнении не менее мощного Юрия Анпилогова.
И тут я поняла, что меня обманули, и, если честно, я испытала настоящую злость и отчаяние. Не хочу спойлерить, здесь нужно обязательно посмоттеть и прочувствовать финал, который снял маски, и вернул все на свои места.
Периодически на сцене появляются некие персонажи, о значении которых стоит только догадываться. Люди в белом, как мне кажется, это человеческие души, к гибели которых причастны арестанты, они всю жизнь будут появлятся перед ними, напоминая о себе. И черный ангел со шваброй, появляется, когда кого-то из осужденных выпускают на свободу. Он как будто убирает тюремное пространство после освобождения очередного фашиста...это его территория.
Декорации минималистичны, только мраморные кубы, приглушенный свет и вечно перегорающая лампочка тюремной камеры. Интересны костюмы актеров, которые меняются со временем. Происходят изменения в мире, которые касаются уже и самих заключенных, им уже разрешают носить домашнюю одежду, форма охранников тоже изменяется.
На спектакле я была вместе со своим сыном подростком, и что хочу сказать: нашу историю нужно учить, ее надо знать, чтобы не допускать и не совершать подобных ошибок в будущем.
Он мощный за счет своей правдивости и безукоризненной игры актеров. И заставляет действовать. Мы не должны молчать и забывать свою историю.