Всем привет, друзья! С вами Ищущий , и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения манхвы "мальчик с ружьем", которая у меня в процессе чтения вызвала целую кучу вопросов. И они же остались после того, как история подошла к своему "логическому" завершению. И перед тем как вы решитесь прочитать отзыв целиком, я должен сделать ВАЖНОЕ отступление немного в сторону. Дело в том, что эту манхву действительно можно читать как самостоятельное произведение, но в тоже время она является частью общей вселенной, в которую входит "милый дом".
И хронологически лучше начинать именно с дома. Да, он начинается ПОСЛЕ событий, которые произойдут здесь, но именно там будет рассказана история героев, которые появятся здесь в финале. Таким образом, прочитав вначале другое произведение, у вас будет не только понимание сюжетной арки странных героев, которые появятся ближе к финалу, но и вы получите ответ на причину того апокалипсиса, который начнется в мире.
А "ответы" будут здесь.
Почему я решил сделать это отступление и предупредить вас? Дело в том, что я и сам чуть было не попал в подобную ловушку. Но спасибо тем добрым людям, которые оставляют иногда комментарии под главами каждой манги/манхвы. Именно там я натолкнулся на совет/предупреждение о том, что лучше отложить пока что "мальчик с ружьем" в сторону, и начать с "милого дома". Несмотря на то, что хронологически первой идет именно это произведение, так действительно понятней авторская задумка в целом.
Я ни разу не пожалел, что прислушался к их советам. И тому есть еще одна причина - дело в том, что ЭТА манхва намного слабее другой истории. ИМХО, конечно же. Но если бы я вначале прочитал "мальчика с ружьем," то за дом я бы просто не стал браться, так как я был бы уверен в том, что он такой же невнятный и странный, как и это повествование. К счастью, я ошибся, и потому у меня есть теперь не только два прочитанных произведения, но и общее понимание предложенного автором концепта.
Да, до сих пор в голове остается МНОГО вопросов, и автор часть моментов никак не объяснил. Но, опять же, есть слухи о том, что готовится еще одна работа по этому проекту, в которой автор собирается раскрыть и предысторию и сам концепт до конца, ответив на те вопросы, на которые он не смог сейчас дать ответа. Не могу сказать, правда эти домыслы поклонников истории или нет, поэтому просто оставляю как некую сплетню, на которую я натыкался.
А что касается обещаний (если мы предположим, что это правда) раскрыть все это в следующей работе, то я такие финты не понимаю. Одно дело, когда ты умело сохраняешь интригу, тем самым заставляя читателя ждать следующую книгу. Но при этом вселенная развивается ЛОГИЧЕСКИ. И другое дело - наворотить всего и сразу, не справиться с собственной же идеей, и отбрехаться, что, дескать, я все обязательно объясню. Но потом.
Зачем мне потом? Я прочитал ЭТО произведение. Которое является самостоятельным и завершенным. И я жду ответы в рамках него. Ответов не будет? Простите, уважаемый автор, но это означает только то, что вы не продумали до конца собственный проект, и поэтому ставить высокую оценку я не буду. Может быть она будет более высокая в другой работе, в которой мне якобы все объяснят. ВОТ ТОГДА (и только тогда) ТАМ моя оценка и будет отличаться от этой : )
Что по мне, звучит вполне справедливо.
А теперь можно вернуться непосредственно к самой манхве, друзья. И пожалуй, что мы начнем с общего - что предлагает нам эта история?
"Мальчик с ружьем" - это сразу и ужастик и драма в одном флаконе. В центре повествования забитый и замученный одноклассниками главный герой. У него нет друзей. А те, кто были, давно отвернулись от него, так как он является мальчиком для битья. И не дай то бог задиры увидят, что кто-то пытается с ним заговорить или хотя бы проявить какую-то симпатию. Единственное взаимодействие, которое с ним разрешено - издевка и глумление. В ином случае тот, кто решит проявить по отношению к нему доброту, может и сам оказаться среди неудачников.
Как вы понимаете, ТАКОЕ счастье не нужно никому, и потому достаточно быстро паренек становится не просто изгоем, но и озлобленным на весь мир подростком, которому снятся не самые правильные сны. В них он с триумфом приходит в школу, и начинает форменную бойню, начиная с равнодушной учительницы, затем переходя на класс. И заканчивая своим обидчиком. Именно в этом ему видится "мировая справедливость", и потому в таком состоянии герой долго продержаться не сможет.
Рано или поздно его нервы сдадут, и он взорвется как мина замедленного действия. И кто знает, если вдруг в его руках окажется ружье, то, может быть, он и действительно начнет стрелять в тех, кто просто равнодушно смотрел на то, как его избивают на заднем дворе. Или те, кто смеялись над ним, и поддерживали эту "игру" в издевки. Дескать, что в этом такого? Это же просто слова. Школьники всегда издеваются над друг другом и придумывают обидные шутки. Такова цена взросления и становления личности.
Это же нужно понимать!
А если серьезно, то тут поднят интересный вопрос буллинга. Насколько я понимаю, в Корее есть негласное (а может быть и гласное, я там не жил) разделение по социальным уровням. И потому, если более богатый издевается над бедным, то школа и учителя предпочтут закрыть на это по возможности глаза. Если же скандал начнет набирать обороты, то будет сделано все возможное для того, чтобы это не стало известно общественности. А то такой позор, и выносить его за территорию школы.
Ай-ай-ай. Также нельзя!
И сейчас я скажу максимально отвратительную и циничную фразу, от которой мне самому мерзко - мне неприятен главный герой. Его готовность принимать издевки и быть тряпкой. Отсутствие инициативы и просто терпение того, что над ним издеваются. Нет, я не говорю, что жертва виновата в том, что над ней издеваются. Разумеется нет. Но вся история выстроена ТАКИМ образом, чтобы максимально сильно оттолкнуть читателя от персонажа.
Да, он будет постепенно меняться и становиться в каких-то моментах чуть более уверенным, но.. Как же он раздражал меня примерно половину истории, пока у него не включился мозг, и он не начал понимать, что достаточно было дать сдачи. Да, тебя изобьют, и что с того? Тебя так и так побьют. Ты знаешь, что после занятий тебя будут ловить? Возьми кирпич и проломи голову обидчику. Откуси палец тому, кто пытается сжимать рот.
Звучит ужасно? А быть мальчиком для битья на глазах всего класса тоже нормально? Если НИКТО не протягивает руку помощи, то нужно спасать себя самому. Какие ему предъявят обвинения в случае, если он поступит так, как написал я? Достаточно показать свое тело с многочисленными синяками и ушибами, чтобы доказать, что он только защищался. А если дойдет до такого, то все-равно кто-нибудь да заступится. Не ради него, а ради СВОЕЙ безопасности. Потому что людей начнет доходить, что и хулиганам можно дать отпор.
Так что предыстория в виде забитого героя, который уже готов сорваться и начать творить ад мне понравилась и не понравилась одновременно. За идею показать забитого подростка, готового расстрелять весь класс лишь из-за чувства мщения я хвалю. И то, что когда он "решится" на это, а класс будет захвачен странными монстрами, я считаю на самом деле неплохой попыткой резко перевернуть всю моральную предысторию персонажа. Который теперь вынужден не только защищать свою жизнь. Но и спасать тех, кого он ненавидет.
Но то, КАК это показано и реализовано. Господи... Как же топорно все это обыграно.
"Мальчик с ружьём" постоянно балансировал на невидимых качелях. То мне все нравилось, и я был готов похвалить манхву за неожиданные решения. То автор просто брал, и ВСЕ портил одной репликой или сценой. И так постоянно, на протяжении всего сюжета. Единственное, за что я действительно готов похвалить все это, так это за финал, в котором нам показывают встречу двух персонажей из разных манхв. Которые наконец встретились, и это своеобразное выполнение обещание автора, данное еще в "милом доме".
В остальном же финал скорее слитый, нежели логически подведенный к началу условного продолжения. Но это уже вопрос вкуса, как говорится. Я видел и тех читателей, которые были в восторге. Сам же я предпочту остаться при своем скептическом мнении.
Переходя непосредственно к сюжету манхвы, нужно помнить о том, что ВСЕ происходящее здесь занимает ровно один день, вечер, и ночь. Да, я серьезно.
Школьники буквально приедут в странный детский лагерь, в котором им скажут разойтись по комнатам и подготовиться к вечернему выступлению, которое было для низ приготовлено. А после начнется локальный ад с неведомыми монстрами, которые начнут нападать на людей, и убивать их. Без каких-либо внятных причин. Просто потому, что они могут так поступить. И чем дальше мы будем погружаться в происходящее, тем больше ВОПРОСОВ будет возникать.
В частности, об самих монстрах, которые окажутся не просто демонами, жаждущими человеческие мозги. Но давайте не забегать вперед.
История в лагере разбивается условно на несколько сюжетных частей. Которые я решил выделить для удобства в плане общего повествования. В реальности в манхве все это перепутано, и потому не переживайте, что я просто сижу и последовательно пересказываю произведением целиком. Это не так, я лишь указываю векторы развития "мальчика с ружьем", который будут в манхве.
- сюжетная линия с монстрами.
- сюжетная линия мальчика со странным именем "ноль".
-предыстория и раскрытие разных второстепенных персонажей. Как условно хороших (они помогают главному герою), так и плохих, которые были задирами.
- собственно, сам главный герой, который в некоторой мере и заварил всю эту кашу.
Все сюжетные линии четко связаны с друг другом, переплетаются в общее полотно, и потому рассматривать их по отдельности не просто затруднительно - скорее невозможно. Но я сделал такое искусственное разделение для того, чтобы была понятна причина моей критики и итоговой оценке произведению.
Так как мне МНОГО чего непонятно.
Так, например, я не понял откуда появились эти неведомые монстры, которые просто оказались среди школьников и учителей. Нет-нет, я читал манхву не пятой точкой, и я прекрасно знаю как они оказались конкретно здесь, в этом месте. Я имею в виду немного другой вопрос - откуда они ПЕРВОНАЧАЛЬНО. Это мутировавшие люди, которые могут воровать воспоминания и облик других людей? Или инопланетяне с других планет, которые потерпели крушение, и теперь пытаются адаптироваться к жизни среди человечества?
Которое, между прочим, они считают существами второго сорта. Которое нужно истреблять и использовать как еду. Хотя при этом нашу цивилизацию и технологические достижения они признают и даже хотят пользоваться этими благами. Диссонанс? Да, он самый. Но все вопросы к автору, который придумал такой "замечательный" концепт, и даже не смог его толком объяснить.
Они здесь наиболее слабое звено, и смотрятся откровенно слабо и непонятно. Как и их желание "отомстить". Кому? Детям, которые не виноваты в том, что над ними проводили опыты и что с ними делали? Которые не могут дать даже сдачи? Что-то они себя самоуверенно чувствовали только до того мгновения, как главный герой нашел дробовик со странными патронами, превращающий их в труху. После этого уровень "уважения" к людям у них резко подрос снова.
Так что несмотря на то, как они были сюжетно объяснены, они показались мне наиболее слабым звеном в произведении. На истину не претендую.
Чуть менее непонятным (но тут автор хотя бы дает несколько подводок или намеков) мне кажется история мальчика со странным именем "ноль". Который согласно предыстории манхвы, находился первоначально вместе с другими монстрами, и над ним тоже проводили различного рода эксперименты и опыты. Но он другой, не из их банды. И он сам не знает кто он такой, и откуда родом. Вокруг него собрано много разных гипотез, и в целом персонаж получился интересным.
Но не могу сказать, что я ему симпатизирую. Во-первых, я искренне не доверяю тем, кто ведет себя так, как это делает "ноль". А во-вторых, учитывая его первоначальные намерения, я не стал бы называть его героем. Впрочем, в защиту странного мальчугана должен уточнить, что и монстром его тоже не назовешь. Все, что он пытался сделать в своей жизни, это только немного облегчить боль людей. Помочь им избавиться от неё. Единственным понятным для него способом.
Второстепенные герои (и хулиганы, которые издевались над центральным персонажем) получились блеклыми. Они растворяются и теряются на фоне предыстории монстров и условных союзников нашего главного персонажа. Да о чем я говорю - мне даже не было их жалко, хотя автор и пытался если не оправдать, то хотя бы показать причины их аморального поведения, и почему они вели себя как звери. Ох уж эта старая байка про то, что "мне сделали больно, и поэтому я заставлю страдать других".
Помните, я выше писал про то, что главный герой меня раздражал и не вызывал симпатии? Вот он, пожалуй, единственный, кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО прошел очень большой путь эволюции от забитого неудачника, желающего убить всех обидчиков детским способом ("я принесу ружье в школу, и всем им покажу." Или "я взорву школу, и тогда они все узнают"), который СМОГ перебороть все эту самую ненависть к тем, кого еще утром он при возможности бы убил, если бы у него была такая возможность.
ВОТ кто действительно проделал интересный путь (который занял около суток, да) по превращению из забитого заморыша в человека, за которым потянутся и пойдут другие.
Ну а теперь немного про минусы, и почему я недоволен этой историей, которая после "милого дома" воспринимается даже как какая-то издевка над теми, кто пришел за ответами на вопросы о том, что случилось в мире, и откуда начали появляться странные мутанты, которые некогда были соседями или членами семьи тех немногочисленных людей, которые сохранили свой первоначальный вид.
Кто такой "ноль". Не в плане КТО ТАКОЙ НОЛЬ. А что за это персонаж. Почему он такой, каким его показывает автор. Я сейчас не про его способности и силы. Меня мучает скорее его слепая вера в то, что он знает как поступить лучше. Вот откуда берутся все эти супергерои, которые всегда все знают за человечество? Что злодей из "Хранителей" посчитал нормально жертву в виде трети человечества, которую он уничтожил без сожалений. Зато остальные страны сразу объединились против общего врага, и люди, наконец, стали едины.
Что этот... "спаситель". Сынок, а тебя кто-нибудь просил помогать людям? Нет? Вот и иди... Куда шел. А мы как-нибудь сами разберемся со своими проблемами и внутренними демонами. Своими силами. Не надо нам помогать, делать как лучше. И мешать под ногами тоже не надо. Тебе удалось получить свободу? Наслаждайся ей. Радуйся, и просто научись жить в гармонии с теми возможностями, которые тебе дарует мир.
Непонятная арка с монстрами, которая местами меня даже бесила. Этакие "сверхлюди", которые считают себя выше простых смертных, но которые при этом ведут себя аналогично среднестатистическому человеку, а иногда и просто откровенно тупят. Кого они собрались ставить на колени или покорять, если их способен остановить один пацан с дробовиком? Тоже мне, цари нового мира, которые собрались властвовать над людьми. Что же вы раньше себе голову не забивали такими идеями, пока жили среди нас?
Ведь они много лет находились среди людей, мимикровав под них. И никаких подобных амбиций у них в голове не было. А потом что-то видимо щелкнуло, и они решили заявить о себе. А ведь могли столько всегда принести в медицину и другие сферы, в которых они возможно разбирались. Или просто помогать людям. Но нет... Конечно же они должны пойти по пути разрушения и тирании. Чтобы тем самым выставить их монстрами, "оправдать" эксперименты и опыты над ними. Которые, в свою очередь "оправдают" их ненависть к человечеству в целом.
Чувствуете логику? И я нет, её тут просто нет.
"Милый дом" должен был не просто рассказать нам историю очередного забитого подростка, который научился бороться со своими страхами и ненавистью. Прежде всего мы должны были получить ответы на вопросы из "милого дома" - что случилось с миром? Почему люди начали превращаться в монстров, и что вообще происходит. Вместо этого нам накидали кучу разных теорий, незаконченных идей и полунамеков, в которых мы должны копаться и разбираться сами.
Честно? Такого желания не возникло вообще. Если автор не удосужился НОРМАЛЬНО объяснить предысторию своих персонажей и их способности, то я тоже не вижу смысла в этом ковыряться и строить какие-то гипотезы.
Так что три балла из пяти, и легкое разочарование от произведения. Увы, но я ожидал нечто более вразумительное и интересное.
Спасибо всем, кто заглянул на огонек, друзья. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!