Опубликовано 15 Апрель, 2019 - 02:44

Небольшую книгу «Гений среди людей» К.Э. Циолковский написал в 1918 году, но при его жизни она издана не была, самое раннее издание о котором я слышал, датируется 1994 годом. Но он, видимо, продолжал работать над книгой и после того, как её написал, в ней есть упоминание другой его работы, изданной в 1928 году. Проблематика, поднятая им в этой книге, вновь близка к ноосферному мировоззрению, но есть и расхождения.

 

Фактически он там рассматривает ту же проблему, которую братья Стругацкие назвали бы проблемой странников (люденов), а Иван Ефремов проблемой «Серых Ангелов». Он отмечает, как важны гении обществу, но как оно к ним несправедливо, и через что, как правило, заставляет пройти, равно, как он отмечает, что и гении далеко не ангелы.

 

Центральный пример гения, к которому общество отнеслось крайне несправедливо – это пример Иисуса Христа, которого распяли. Но аналогичных примером там у него множество, да их и в самом деле в истории более, чем достаточно. Причём, общество нередко проявляло немыслимую несправедливость даже к признанным гениям, вроде Иисуса Христа. Что же тогда говорить о непризнанных?!

 

Главной проблемой для гениев, во всем времена, было то, что их не понимали, и им завидовали, часто инстинктивно, просто, как говорится, «кожей чувствуя» их превосходство. Поэтому нормой в отношении гениев были насмешки и травля. И здесь он, фактически вносит важную поправку в сказку «О Емелюшке-дурачке».

 

У сказки этой, как известно, счастливый конец. Емелюшку все держали за дурачка, и все над ним смеялись, пока он «не поймал волшебную щуку». То есть, над ним смеялись, поскольку его не понимали, и считали, что он говорит и делает глупости, но когда он нашёл возможность применить свою гениальность на деле, и гениальность – «волшебная щука», начала исполнять все его желания, смеяться перестали, и он женился на царёвой дочке.

 

К.Э. Циолковский эту сказку не вспоминает, но он отмечает, что так тоже бывает, но у этого тоже редко счастливый конец, и необязательно для гения. Может быть и для окружающих. Как правило, гений, добившись признания, сам становится редкой сволочью. Это, по сути, одна из красных нитей работы Циолковского «Гений среди людей». И это правило, по его мнению, не случайность, а закономерность, поскольку гении, как люди, сами оставляют желать лучшего, и очень лучшего.

 

Гениальность, по мнению Циолковского, это всегда перекос. Он полагает, что гением может быть только специалист, об энциклопедистах же он речи вообще не ведёт. То есть, гений, в его представлении, всегда односторонен, он зацикливается на чём либо одном, к чему у него, однажды, проснулся жгучий интерес, и зацикливается во вред всему остальному. И поэтому он, в других вопросах, может быть даже полным остолопом, яркий пример такого полного остолопа, в других вопросах, у него Лев Толстой. Лев Толстой искренне считал биологию и астрономию лженауками. Но таких примеров в истории человечества тоже полно, и о некоторых из них я из книги «Гений среди людей» узнал впервые.

 

Нужно так же отметить, что, по мнению Циолковского, и, думаю, на этот раз обоснованному, гению невозможно достигнуть признания в его населённом пункте. Здесь он вновь приводит в пример Христа, он уже гремел по всему Израилю, но когда пришёл в Назарет подвергся всеобщему осмеянию, никто из тех, кто знал его, не мог даже представить, что Христос, сын простого плотника, может быть в чём-то выше «меня любимого».

 

Похожая ситуация и в отношении к гению близких, они тоже не принимают всерьёз его увлечения, и считают их глупостями, но смотрят на них более благожелательно, чем чужие люди, что часто унижает гения ещё больше. И для гениев, как правило, характерен конфликт в семье.

 

Впрочем, он подчёркивает, что для них вообще характерно одиночество, поскольку их никто или, в лучшем случае, почти никто не понимает, а когда начинают хоть что-то понимать, то начинают ещё и ненавидеть, поскольку завидуют.

 

Именно из всего этого он и делает вывод, что гений это всегда перекос, а гений, добившийся признания, обречён стать сволочью. И, конечно, резон тут есть, есть выражение: «Если все тебе говорят, что ты свинья, ты однажды захрюкаешь». И, тем не менее, именно здесь главное расхождение между мнением Циолковского и ноосферным мировоззрением.

 

Гении, описанные Циолковским, назовём их – гении-специалисты, действительно бывают, и действительно, вспомним ещё одну поговорку: «Специалист подобен флюсу, его полнота односторонняя». Но бывают и гении-энциклопедисты, специалисты во многих областях знания и деятельности. Кроме того, бывают и очень сильные (волевые) гении, и им по плечу, правда, как правило, не сразу, преодолеть всеобщую травлю, то есть, принцип: «Если все тебе говорят, что ты свинья, ты однажды захрюкаешь», и остаться людьми – хорошими людьми. И таких гениев тоже не мало, и ясно, что именно таким гениям принадлежит будущее. Впрочем, это сложный вопрос, гении ли они, или уже нечто другое?

 

Ефремов, Стругацкие и многие другие писатели – члены тайного общества «Диск» ведь не случайно пришли к концепции странников (люденов) или «Серых Ангелов». Очень может быть, что такие люди уже не просто гении, а следующий этап эволюции человека.

 

Иван Ефремов, в «Лезвии бритвы» сказал:

 

«Что же касается гениев, то если понимать под этим словом людей, намного превосходящих среднего человека своими способностями, они двоякого характера. Те, которые в силу исключительного запаса физических и психических сил обладают выдающейся работоспособностью и успевают сделать гораздо больше других, средних людей, так же хорошо уравновешены психически. Это и есть настоящие люди будущего. Но есть и другой тип гениев, у которых односторонне развита какая-либо одна способность в ущерб другим. Вследствие особой концентрации усилий, фанатической одержимости эти люди в чем-то одном намного опережают среднего человека, но психика их неуравновешенна, очень часто параноидальна. Такие гении, с одной стороны, полезные члены общества, с другой — трудные в общежитии и нередко опасные».

Но к проблеме странников Константин Циолковский так и не подошёл.

 

Равно как он и не решил проблему гений – общество. По сути, он в книге говорит лишь о том, что проблема заслуживает самого пристального внимания и её нужно решать.

 

Безусловно, рекомендую книгу к прочтению.

 

Если понравился отзыв, ставьте лайки, подписывайтесь на мои отзывы, делитесь отзывами в социальных сетях и на других ресурсах, читайте мои другие отзывы.

Достоинства
  • Поднята важная тема.
Недостатки
  • Понимание проблемы не совсем проавильное.
Оринрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также