Итак, сегодня мой кино-отзыв будет посвящен фильму "Спартак, 1960 года выпуска. Производство: США. Режиссер: Стэнли Кубрик. Жанр: драма, приключения, биография, история. Данный фильм смотрела давно в виде большого отрывка и вот недавно руки добрались вновь найти данный фильм в сети и посмотреть сначала и до конца. Да, фильм не новый и 60-х далеких годов, но хорошо поставлен + актеры в главных ролях прекрасно подобраны. Эпоха кино в виде Кирка Дугласа в главной роли Спартака - вдохновила на просмотр.
Для начала отмечу плюсы и минусы данного фильма. Начну, как всегда, с плюсов:
Актеры и актерский состав (особенно исполнители главных ролей).
Антураж, атмосфера.
Костюмы.
Качественные съемки.
Хороший и логично разворачивающийся сценарий.
Операторская работа на высоте.
Зрелищность.
Музыкальное сопровождение.
Минусы:
Не слишком (в данном фильме) выписана и ясна мотивация ГГ (что его на самом деле сподвигло взбунтоваться и потащить за собой остальных - ну, явное же не просто от того, что увезли-перекупили понравившуюся женщину).
Есть некоторая затянутость и не очень хорошо продуманные сцены драк, особенно в плане общих боев.
Кино-ляпы и отсутствие истории (начала) самого Спартака.
Странная мотивация ГГ (в данном случае - какая-то натянутая, как та сова на глобус).
Упущения главных моментов жизни Спартака.
Что сказать? Конечно, по сравнению с более современной версией данный фильм смотрится целостно, так скажем, более целомудренно (опять же сравнивая с современной трактовкой, где из-за каждого угла торчит тот самый детородный мужской орган или женская грудь) - я не ханжа и за здоровое вкрапление горячих сцен, но в меру и не куда попало. Здесь фильм порадовал тем, что сюжет сосредоточен именно на самой истории Спартака и его жизни, борьбе и идеи. Да, здесь нет тех крутых 3-Д спец. эффектов и компьютерных торсов на манер 300 спартанцев, но и без этого фильм выглядит очень классно, красочно, можно сказать эпично. Вот так без крутых спец. эффектов снимали? И выезжать приходилось именно на главном составляющем любого хорошего фильма - хорошей и качественной актерской игре и нормально вменяемом сценарии, где верно и правильно расставлены акценты действия.
Фильм не идеален, но и не так хоть как современный фаст-фуд на заданную тему. От меня кино получает 3.5 звезды, но так как здесь нет половины оценок - с легкой руки пришлось оставить 4 звезды. Есть в нем и кино-ляпы, и огрехи (в плане реальной истории), но все же стоит сделать скидку на то, что это художественный фильм прежде всего. Но, конечно, хотелось бы и кое-чего в виде исторических каких-то деталей, что ли. Пафос - на высоте, при чем на такой, что местами можно даже улыбнуться. Но, лучше так, чем опять нескончаемые реки кровищи (томатного сока) и тех же органов. :-P Смотрится просто как красивая сказка и после нее кошмары точно снится не будут.
Что касается актерского состава - да, те самые актеры старой гвардии и эта старина видна буквально на лицо, но это не умаляет хорошей актерской игры. Если Кирк Дуглас в роли ГГ Спартак еще выглядит молодом, которому уже явно за полтинник перевалило, то его партнерша по фильму Джин Симмонс выгляди просто отлично и также отлично вписывается в свою роль. Дуглас безусловно берет харизмой и той популярностью, замешанной на ураганной скорости, с которой тогда штамповали фильмы с его участием. Так что, удивляться чему-то вовсе не приходится и сам Кирк (как и остальные актеры) отлично и в духе того времени отыграли во всем фронтам. Тут и пафос, и романтизм, и борьба и даже место для драмы нашлось. Зачет. 😊
Отличная операторская работа, а также декорации, локации для съемок, атмосфера и даже тот самый знаменитый старый грим - все выглядит в тему и довольно красочно даже без каких-либо спец. эффектов. Да и музыкальное сопровождение тоже не подкачало. Хорошее отношение к деталям (как костюмам, так и предметам быта). И все бы ничего, но дело подпортило изрядно сама история Спартака. Вроде бы сценарий логичный и хорошо держит общую линию, но вот сама история героя как-то разорвана. Не могла я просто так взять и не остановиться на этом. Данное упущение снижает оценку.
От самого начала пути Спартака и его жизни - оставили очень мало, а вернее только эпизодичный момент, да про ланисту Батиата (кстати, с ланистами даже плебеи иметь дел не очень-то хотели и не особо стремились, а тут всегда удивлял тот факт, что к нему заходит такой представитель военной знати как Красс, ну ладно, спишу на то, что художественный фильм и не первый этот ляп и не последний ляп используется и в других постановках). И какой-то тут Спартак правильный, причем нарочито и даже слегка приторно правильный. Даже и не подумаешь, что то фракиец, которые славились своим неуемным и даже каким-то зверским характером, а среди остальных рабов их предпочитали покупать чуть ли не в последнюю очередь, учитывая их непокорный нрав и склонность к бунтам и всеми вытекающими. Но, видимо, у Батиата (которого, кстати играет Питер Устинов - не сразу его узнала, все помнится крайне неудачной ролью Эркюля Пуаро) дела шли совсем караул, что решил прикупить на сдачу от пива Спартака за недорого. :-P А с чего все началось - для зрителя так и останется загадкой (если сами не читали и не в курсе о том, кто зачем и почему). А жаль - можно было бы интересное начало забабахать.
И вот это упущение делает становление ГГ в данном фильме каким-то глупым или очень странным. Из раба в каменоломнях прямо в великого воина за менее чем полгода. А что так можно было что ли? Можно - отвечает нам, зрителям, Стэнли Кубрик со сценаристами в придачу. И такой человек ведет за собой не просто отряд из своих единомышленников - а толпы. И вот тут слабо веришь, что все так быстро и ловко. Как и слабо вериться в мотивацию ГГ на бунт в данной постановке. Вот что конкретно здесь его толкнуло взбунтоваться? Подрался в поединке - дык, для этого их в живых и оставили - это он еще в театре не был и на серьезных щах его как-то не успели выставить. Ладно. Дальше - вроде как бы наметилась любовная линия и даже довольно целомудренно и романтично. Но опять сорвалось и тут ГГ психанул. Да, именно психанул - так как по-другому такие действия назвать нельзя. И где тут бунт? Где тут веские и серьезные причины, чтобы вот так по-хорошему и добротно взбунтоваться, да не одному, а еще и своих товарищей толпу за собой повести? И где у остальных тогда мотивы, либо все были готовы отбить чужую возлюбленную? Вот так как-то странно мотивы к бунту рабов-гладиаторов выглядят в этом фильме.
Сами бои, хоть и показаны довольно неплохо в плане панорам - но сделаны довольно примитивно, видно, что ватага рабов во главе со Спартаком вообще никак не организована (и это учитывая тот факт, что бунт Спартака с трудом подавили и то, что это было одно из самых масштабных восстаний, да и сражения были довольно тяжелыми), а тут - так, детский утренник, да еще куча баб с детЯми. :-P
На фоне этого парад с участием Лоуренса Оливье в роли Красс выглядит весьма впечатляюще и блестяще, правда, самом фильму ничего не дает в плане какой-то драмы или чего-то на самом деле решающего, либо завораживающего по сценам сражений или противостоянии ГГ и Красса. :-P
Концовка - а концовку сложили из того, что было - точнее, что было известно всем и каждому про судьбу ГГ Спартака и приправили небольшим с закосом на драму эпизодом. Все дрова сложили и подошли к логическому концу. Такое ощущение, что сдерживались, чтобы не сорваться во что-то действительно эпичное. Лучше бы не сдерживались, может быть вышло бы лучше.:-P
Выводы: фильм вполне можно смотреть, хотя бы для сравнения с более современными вариантами-постановками, довольно красочный с хорошими актерами, операторской работой и отличными костюмами, а также атмосферой. Но вот каким-то вычурным или запоминающимся интересным сценарием фильм вряд ли может похвастаться, как и не может похвалиться и тем, что реально и точно отразили важные вехи их жизни Спартака. В общем, не самый лучший, но и не самый плохой вариант-попытка от Кубрика.