Многие туристы, оказавшись в ЮжДаге, в первую очередь направляются в старинную цитадель Нарын-Кала, ставшую музеем под открытым небом и являющуюся визитной карточкой древнего города. Но для местных жителей, да и наверное всех дагестанцев, главным строением их республики является Дербентская Джума-мечеть, которую легко разглядеть из крепости, ориентируясь по самой пышной растительности - исполинским платанам - и серому куполу рядом с ними.
Для любого мусульманина на первом месте стоит поклонение Богу и основа его - это молитва (намаз), которую правоверные должны совершать пять раз в день и желательно коллективно. Поэтому-то, в своих селениях они сперва строят мечеть и обычно это самое красивое и добротное строение, но в населенном пункте мечетей может быть много, а джума-мечеть, являющаяся главной/центральной/соборной, лишь одна. Вот и в случае с Дербентом, первые мусульмане-арабы в начале VIII века, расширявшие территории ислама путем покорения персидских владений, среди коих был и Южный Дагестан, построили в нём не одну мечеть, но именно эта стала центром притяжения верующих со всей округи.
Джума́ — арабское слово, означающее «собрание», «пятница» и поэтому главным собранием на полуденную пятничную молитву является посещение Джума-мечети.
Найти ее довольно-таки просто, зная где находится Нарын-Кала, после посещения которой, чтобы дважды не вставать, следует также посетить и её, спустившись по лестнице, через череду кафешек с соблазнительными запахами и прекрасной кухней, которой славятся азербайджанцы, к воротам в старый город.
Почему азербайджанцы, со своими вкусняшками, "оккупировали" эту лестницу? Возможно потому, что этот район шиитский (большинство азербайджанцев придерживаются этого течения ислама), также как и религиозные здания, находящиеся там, а лезгин (основное население ЮжДага), если они вообще есть в этом районе, очень мало.
Оказавшись внутри старого города, населённого отнюдь не стариками, продолжайте идти вниз, сквозь живописные узкие улочки.
На них можно встретить не только много детей, играющих в мяч, или с гаджетами, но и помогающих своим предприимчивым родителям, торгующим прямо с порогов собственных домов, всякими "нужностями".
Туриста может мучить жажда, у него может сосать под ложечкой, либо его интересуют магниты, кружки, футболки, ковры, самовары, папахи и прочие сувениры, а торговля у тюркских народов в крови, поэтому пятиминутная дорога до мечети может затянуться.
По пути будут попадаться и другие мечети, поменьше, и помоложе, которым "всего-то" около тысячи лет, а также вы, возможно, увидите здания старых бань, мужских и женских. Естественно, это не то, что у нас от Москвы и до окраин, где леди и джентльмены моются в одном помещении и зачастую одновременно. Хамамы для мусульман и мусульманок построены в разных местах. Как вы думаете, каков возраст этих построек? Правильно, не менее тысячи лет. То есть люди здесь ходили в баню уже тогда, когда наши предки, на болотах, где потом появится Москва, собирали клюкву и мылись ли вообще, неизвестно.
Заблудиться, или не найти мечеть, будет сложно, так как, по ходу движения, будут попадаться такие листовки.
Они подскажут, что вы на верном пути и что в чужой монастырь желательно не ходить со своим уставом в одежде, которую вы бы не одели в церковь, или синагогу.
В конце маршрута будет виден купол, у которого на месте привычного полумесяца отрубленная рука Аббаса ибн Али с растопыренными пальцами, ставшая одним из символов шиитов, а над ним, вместо минаретов, возвышаются многовековые платаны, хорошо различимые со всех смотровых площадок Дербента.
Ещё один поворот и вы у ворот, где (если одеты не по форме) вам предложат вернуться в гостиницу накидки, чтобы сберечься от ворчания и недоумённых взглядов прихожан.
Минуя ворота, вы окажетесь во внутреннем дворе прямоугольной формы, где слева будет располагаться сама древняя реликвия, а с других сторон, построенные позднее административные, хозяйственные здания, медресе, туалеты и комнаты для омовения.
Посещение последних, где рабы Бога моют кисти рук, полоскают рот и нос, умывают руки до локтей, проводят мокрыми ладонями по волосам к затылку и обратно, протирают уши и заканчивают мытьём ног до лодыжек (именно в такой последовательности), является обязательным, если, конечно же, вся эта процедура не была совершена дома, так как молитва без омовения считается недействительной.
Для этого здесь много кранов прямо на улице, а для более холодного времени года есть отапливаемы комнаты.
Плата за посещение мечети не взимается, поэтому лучше сходить туда самостоятельно, чем воспользоваться услугами гида вашей туристической компании, который возьмёт за это штуку-полторы с носа. Из любого конца города, на Яндекс-такси, можно доехать за 200 рублей вчетвером, а оставшиеся 4-5 тысяч лучше потратить на поход в ресторан, или поездку куда подальше.
Байку про тысячелетний возраст платанов, растущих во дворе, вам могут рассказать, как экскурсоводы, так и местные жители.
Деревья, конечно, красивые, величественные и старые (как же часто это слово приходится применять в этом городе), но возраст самого старшего из них, на самом деле, около трёхсот лет, хотя и эта цифра впечатляет.
В центре "площади", под более молодым деревом течёт вкусная, питьевая вода, на тот случай, если вы в знойный день захотите купить бутылочку минералки.
Можно там и умыться и наполнить бутылку, или ведро на обратную дорогу.
Перед входными воротами висит табличка, на которой написано, что реставрация (а на неё было выделено 300 000 000 ₽) закончится в 2020 году, но Дагестан находится в России и поэтому сроки сдачи исторического объекта "немножко" затянули, а денежки, скорее всего, "чуточку" распилили. Таким образом, ремонт в самом разгаре начале.
Но пора идти внутрь самой мечети, а то темнеет уже. Вход в неё может быть закрыт импровизированным шлагбаумом - значит можно уходить время молитвы и мешать, совершающим её, не стоит. Подождите минут 10-15 и она станет свободной для посетителей.
Иначе, как в церкви старушки, какие-нибудь аксакалы будут пшикать, качать головой и недовольно ворчать/причитать.
Оказавшись внутри, понимаешь, что реставрация уже идёт, так как стоят леса, стены, колонны и потолки зачищены и почти каждый камень пронумерован. Но зато всё выглядит так аутентично, как наверное было в позапрошлом тысячелетии, если не считать ламп освещения.
Молельный зал разделён мощными арочными колоннами на три части и застелен небольшими коврами. Интересно было бы заглянуть под них, чтобы посмотреть как выглядит пол здания.
Противоположный, от входа, конец помещения прикрыт ширмами, из-за которых доносятся женские голоса - там немного места выделено для них. Почему мусульманки молятся отдельно от мужчин? В ранние века ислама, что до сих пор также встречается, но очень редко, все молились вместе, но в первых рядах стояли мужчины, а женщины были только в последних.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мужчин лучший из рядов — первый, а худший из рядов — последний, а для женщин лучший из рядов — последний, а худший из рядов — первый».
Достоверный хадис. - передал Муслим
Единственная мечеть, где не соблюдается это правило - это Запретная мечеть в Мекке, где находится Кааба и куда направляются лицом, в своих намаз, верующие единобожники. Там женщина может оказаться впереди мужчины, сзади, или сбоку от него и наоборот.
Здесь же, на Кавказе, всё чинно, строго и благородно - сильный пол не видит слабого, разве что иногда слышит их шушуканье...
До начала реставрационных работ, внутренняя отделка здания была похожа на лестничные площадки человейников в РФ, или старые медицинские/учебные заведения, то есть тупо выкрашена дешёвой масляной краской - голубой низ, белый верх. Эти фотки можно легко найти, если погуглить немножко. Есть они и в Википедии, но увидев их, хочется найти этих криворуких маляров декораторов и окунуть головой в вёдра с краской.
Возможно, это досталось от советского времени, где воинствующий атеизм был мало заинтересован в религиозном развитии населения и поэтому превращал храмы, где поклонялись Богу/Божеству, в убожество. Вот и эту мечеть не миновала подобная участь - в конце 30-х - начале 40-х годов прошлого века, последователи фараона, лежащего на Красной площади, превратили её в тюрьму, благо добротные мощные стены и маленькие окошки, высоко под потолком, позволяли не вкладываться в постройку специального каземата для пыток и издевательств над врагами народа и прочими иноагентами.
По крайней мере, эти борцы за мировую нищету, со своим безумным девизом "Весь мир насильем мы разрушим до основания, а затем...", не взорвали её, как многие другие храмы и как пытались сделать с красавицей Суннитской мечетью Мухтарова во Владикавказе. И на том спасибо.
Но, в 1943 году, что-то перемкнуло в голове у усатого тирана, или просто всех заключённых отправили на войну, охранять/мучить стало некого и он вернул это строение верующим.
В общем, историческое здание снова стало использоваться для тех целей, которые преследовали её строители-арабы. Оно пережило не только времена первого культа личности, но и войны, нашествия, которые были задолго до СССР и сильное землетрясение в XIV веке, из-за чего его пришлось "реставрировать" более капитально, нежели сейчас.
Несмотря на портящие вид строительные конструкции и незаконченность ремонтных работ, внутренний вид зала в сотни раз интереснее и привлекательнее для туриста и наверное прихожан тоже.
Под противной краской скрывалась оригинальная красота камней, использованных древними мастерами, а также история и атмосфера тех времён. Даже просто прикоснуться к ним интересно, а тем более находиться под этими величественными сводами, слышавшими громкие призывы первых муэдзинов и душераздирающие крики замученных советских зэка.
Конечно, детям здесь вряд ли будет интересно, так как автоматов с бутербродами, Сникерсами и Пепси внутри нет, но туристы остаются под впечатлением и не жалеют о потраченном времени, так как большинство в мечетях никогда не бывали, опасаясь туда заходить, а об исламе знают только поверхностно. А тут такая возможность увидеть в одном здании историю и современность этой религии, плюс узнать что-то новое.
И что необычно для большинства визитёров, из мечети выходят, в большинстве своём, молодые и здоровые мужчины, а не уставшие от жизни старики. То есть, отталкиваясь от стереотипов, ожидаешь увидеть там убелённых сединой аксакалов, а на выходе получаешь каких-нибудь борцов с поломанными ушами и мощным торсом, которые "заблудились" и перепутали ковры мечети с борцовским ковром 🤼.
Конечно это не монументальное и пафосное здание новостроя с золотыми куполами, высоченными минаретами, лифтами, мрамором и прочими хрустальными люстрами от Сваровски величиной с Мавзолей, как Соборная мечеть Москвы, на которые угрохали миллиарды, о которых и думаешь больше, находясь внутри, чем о том, для чего и кого оно построено. Это совсем о другом.
Да, здание старинное, но оно продолжает жить и привлекать в свои стены не одних лишь местных жителей, но и гостей страны гор и поэтому туда стоит съездить обязательно, тем более, что это посещение ничего не стоит ¯\_(ツ)_/¯
Любоваться золотом и мастерством современных архитекторов можно и в столице, а вот искусство древних строителей - это, к сожалению, прерогатива иностранцев, ну и Дагестану тоже повезло. Крепость и мечеть - лепота!