Часто случается, что хорошие книги или фильмы, любимые вещи в гардеробе - у меня появляются благодаря случайным находкам.
С книгами Луиса Сашара / Luis Sashar я не была знакома ранее, ничего об этом авторе даже не слышала .
Немного об авторе
Случайно наткнулась на эл.книгу "Мальчик с последней парты", другой ее перевод -" Я не верю в монстров".
Пока читали с сыном, меня поразила девушка -школьный психолог. Точнее ее подход к трудному мальчику, которого все сторонились и считали монстром. Все бы школьные психологи были такими! Со знанием дела, автором описаны школьные стереотипы, родительский комитет, дети и учителя.
Чувствуется, что Л.Сашар хорошо знаком с детской психологией и работой школ. Для меня чтение этой книги стало полезным, я почерпнула оттуда ценные пасхалки для родителей.
Луис Сашар. Родился в 1954г, НьюЙорке, живет в г.Тастин, штат Калифорния.
В России известен прежде всего своим романом «Ямы», который был опубликован в 2011 году. Именно за него он получил Национальную книжную премию и Медаль Ньюбери.
Герои романа - обычные подростки, оказываются, как часто говорят взрослые, в трудной жизненной ситуации.
И после прочтения этой книги, уже целенаправленно стала искать другие его произведения. Автор очень заинтересовал.
Следующей книгой выбрала "Ямы" - самую титулованную книгу автора, хотя название не очень вдохновляло на знакомство с произведением. В старшей школе Америки и Великобритании изучают даже эту книгу на уроках литературы.
Премии:
2003 г. — Книжная премия «Парящий орёл»
2002 г. — Премия Ребекки Каудилл
2001 г. — Премия Марка Твена
2001 г. — «Вечнозеленая премия» за подростковую книгу
2001 г. — Премия детской книги Уильяма Аллена Уайта (Книги для детей 6-8 классов)
2001 г. — Книжная премия Секвойя (Детская Секвойя)
2001 г. — Книжная премия Секвойя (Твоя Секвойя)
1998 г. — Национальная книжная премия США (Литература для детей и юношества)
Название для книги - неоднозначное, интригует читателя.
Почему ямы, что за ямы? После прочтения становится понятно, отчего автор остановился на таком заголовке.
О чем книга и почему мы запОем прочитали ее с детьми?
Это история подростка, толстяка Стэнли Илнэтса (Stanley Yelnats), считающего себя хроническим неудачником.
Действие происходит в современной Америке, и параллельно - в 19в.
Стэнли считает, что ему не везет по жизни: его дразнят в школе, у него нет друзей. А его семья ютится в крохотной съемной квартире. Старшее поколение тоже трудно назвать везунчиками. Отец-изобретатель никак не может изобрести что-то стоящее, что поправило бы финансовое положение семьи.
Что интересно, все Илнэтсы уверены, что их род проклят из-за прапрадеда, который вступил в сделку с цыганкой и обманул ее.
Потому, Стэнли не удивился, когда по роковой ошибке был обвинен в краже, которой он не совершал.
В зале суда мальчику предложили на выбор - 1,5 г срок в тюрьме или в исправительном лагере: "Зеленое озеро".
Стэнли выбирает лагерь. Мечтал, что будет купаться там в озере с другими мальчиками и возможно с кем - нибудь подружится.
Реальность оказалась совершенно иной:
Кроме ужасающей реальности, оказалось, начальник лагеря для исправления "плохих мальчиков", использует негуманные методы воспитания. Методы, достойные времен рабовладения в США.
«Возьмите плохого мальчика, заставьте его каждый день копать яму на жаре и солнцепеке, и он быстро станет хорошим мальчиком»
Все мальчики вставали задолго до рассвета, завтракали в 4 утра и шли копать ямы.
Каждый, выкапывает яму, чтобы в глубину и ширину помещалась его лопата. Вода для питья - по расписанию, строго ограничена. Уходишь на отдых, только если закончил свою яму.
Оттуда никто не сбегает. Кругом - на несколько километров пустыня, гремучие змеи и тарантулы, страшно ядовитые желтые ящерицы. Поэтому - ограждения там нет.
Не все выдерживают такой адский труд и самые отчаявшиеся предпочитают наступить на гремучую змею, если повезет - есть шанс выжить.
Вскоре Стэнли понимает, что не только в воспитательных целях они копают эти ямы. Начальница лагеря что-то ищет. Что могут таить в себе эти пустынные места?
Впечатления
Поначалу, мы следили за тем, как Стэнли пытается освоиться в лагере, стать своим среди мальчиков- правонарушителей. Автором хорошо описана присущая подросткам стайность - "против кого дружим" - где решает всё вожак.
Толстому, неуверенному в себе подростку, сложно было привыкать много работать физически, пытаться завоевать свое место среди ровесников. Тема изгоев здесь поднята тоже, также как и расовое неравенство. Лидер в отряде - чернокожий Рентген.
Перед Стэнли часто вставал сложный выбор - струсить или переступить через страх. Предать или взять вину на себя. Подумать о себе или поступить, как подсказывает совесть. Рискуя жизнью спасти друга или остаться в относительном комфорте.
Постепенно, история приобретает еще и детективные черты.
Не только Стэнли, но и мы пытались понять, что связывает его с историей этих мест.
Зачем автор, вплетает сюда легенду о проклятии прапрадеда цыганкой? Причем тут чернокожий торговец сладким луком и трагическая история учительницы Кейт, ставшей разбойницей по кличке Поцелуйчик? Каким образом связаны изгой-одиночка Зеро и Стэнли?
Мы тоже тоже становимся детективами и пытаемся понять, как связаны эти истории между собой. Зачем на самом деле начальник лагеря придумал эти ямы?
И чем дальше, тем напряженней закручивается сюжет. Все истории прошлого и настоящего, постепенно собираются в пазл, и выстраиваются в понятную картинку.
Луис Сашар снова не разочаровал, история получилась захватывающей. Совершенно не перегружена моралью и сюжетными ответвлениями. Читать параллельные истории было не менее интересно. За второстепенных героев также переживаешь, очень жалко Зеро, учительницу Кейт и Сэма.
Главы короткие, не утомляют детей. Слог автора легкий и выглядит, как ход мыслей героя, иногда - одна история неожиданно сменяет другую.
К счастью, все заканчивается хэппи эндом - другую концовку, дети бы не приняли) С одинаковым интересом слушали и старшая-подросток, и младший.
Мне история показалась все же оторванной от реальности и развязка слишком сказочной. В жизни, или во взрослой литературе - все закончилось бы намного грустнее(
Мораль здесь не считывается так легко, как в первой книжке. Я долго пыталась уловить мысль автора, что он хотел сказать этой книжкой. И думаю, основная мысль заключается во фразе, брошенной Зеро: "Когда всю жизнь живешь в яме, выползти можешь только наверх."
Книга мне и детям понравилась безусловно. Правда, не совсем понимаю, почему она получила столько наград в Америке, все же это малореалистичная история - скорее выдуманная, в воспитательных целях).
Но читать было интересно и порассуждать с детьми есть над чем. Рекомендую ее школьникам, возраст: 9+
Отзывы на другие увлекательные книги для школьников:
Календарь Ма(й)я
Мальчики не плачут
Даша и викинги
Книга памяти - о ВОВ
Лазурная фея Волшебной страны
Скандар. Похититель единорогов