Некоторое время назад я обнаружила, что давно хотела почитать книги, по которым были сняты фильмы, и я их смотрела, например, "Дракула Брэма Стокера", но так и не взялась за это чтение. Исправлять ситуацию решила с самой маленькой книги по объему - "Девушка с жемчужиной".
Фильм оказался лучше книги. Мне не очень нравится Скарлетт Йохансон, а чтение повести Трейси Шевалье понравилось еще меньше. Не то чтобы книга плохая, она вполне читаема, в ней даже есть кое-что, что меня интересовало - жизнь служанок, описание голландского городка, сословные различия.
Но героиню иначе, как странной девушкой не назовешь - это тот самый тихий омут, где черти водятся, и не вызывает потому Грит (Грета) никакой симпатии. Она замкнутая, недобрая, нельзя ее назвать простодушной и бесхитростной, так как девушка, несмотря на свою тихую сущность, вполне неплохо манипулирует людьми, и не прочь солгать ради получения мелкой выгоды. Сочувствуешь ей только в связи с неприятностями в семье, так как чувствуешь, что своих родных Грит искренне любит. А вот ее отношения с мужчинами, разве что, некоторую досаду вызывают.
Не понравился и стиль Трейси Шевалье. Это безэмоциональный рассказ, где приходится догадываться о чувствах героев (и это сложновато). Катарина и Корделия - вот самые яркие и реалистичные персонажи книги. Как раз потому, что Шевалье не пожалела на них эмоций, она позволила этим героиням ревновать, быть злыми и злорадными, желать восхищения от окружающих, в общем, писательница позволила этим женщине и девочке быть живыми. Остальные люди - бледные тени, включая скучную главную героиню и вообще никакущего объекта ее мечтаний. В фильме все это можно было компенсировать взглядами, прикосновениями, вздохами, в общем, визуально, а книгу читать иногда просто скучно.
Сначала меня устроило это чтение, я быстро поняла, что красочности описаний, глубокой психологичности и полноты чувств ждать не приходится, но меня тогда еще интересовал сюжет, и я следила за жизнью Грит в семье художника. Но к концу произведения уже стала надоедать эта героиня, и дочитывала я книгу, лишь бы быстрее дочитать (и сравнить с фильмом). Книга выглядит недоработанной, и если рассматривать повесть "Девушка с жемчужной сережкой", как картину, то это нечто среднее между наброском и полноценной картиной.