Опубликовано 25 Декабрь, 2023 - 01:48

  • Опыт использования:
    несколько раз

Доброго времени суток!

"Колыбельная" Чака Паланика - первая книга автора, с которой я познакомилась много лет назад. Тогда я была восхищена и была фанатом как произведения, так и автора, и в университетские годы написала и защитила научную работу по этому произведению. Сейчас, спустя годы, мой фанатизм к Паланику остыл; да и в общем и целом я стала смотреть на литературу более трезво спокойно, уже не пытаясь оправдывать всё написанное автором и пытаясь найти глубинные смыслы во что бы то ни стало.

"Колыбельная" не лишена смысла. Но авторская подача мыслей и идей специфична, и знакомые с Палаником хорошо знают это. Паланик знает много... нехорошего. Вопрос в том, готовы ли вы это принять. Посмотреть на жизнь и описываемые ситуации так, как он предлагает. Подобные вещи часто читать психологически непросто, думаешь "Неужели мир исключительно такой, каким его рисует Паланик? Где тот лучик света, за который можно зацепиться? Есть ли место надежде?".

В своём отзыве я хочу поделиться тем, что однажды открыла для себя в романе "Колыбельная". Возможно, это поможет тем, кто роман не читал, определить для себя: знакомиться с ним или нет.

⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆

Автобиографичность романов Паланика

В библиографии Паланика довольно часто встречаются мотивы смерти (и, как верно заметил один из книжных блогеров, это его визитная карточка). Это не случайно, потому что сюжеты книг Паланика неразрывно связаны с его биографией: писатель пережил много смертей близких ему людей, что не могло не найти отражения в его книгах. По утверждению самого Паланика, он приступил к роману "Колыбельная" в поисках ответа на вопрос, заслуживал ли смертной казни Дэйл Шеклфорд - убийца его отца. Для преступника зачитанный смертный приговор - проводник к смерти, а в романе роль главного убийцы берёт на себя слово.

Колыбельная... Lullaby, или Почему роман так называется?

В переводе с английского "Lullaby" (оригинальное название романа) так и переводится - колыбельная песня, колыбельная. Такое название книга носит потому, что баюльная песня - один из главных героев, двигателей сюжета. Колыбельная в романе выступает орудием власти над жизнью, и тот, кто им владеет - имеет возможность убивать неограниченное количество раз.

Герой романа, репортёр Карл Стрейтор, подозревает, что причина младенческой смерти в колыбельке - произведение африканского народного фольклора, "Колыбельная", напечатанная в книжке "Стихи и потешки со всего света", и что сила убийственных слов - в этой, казалось бы, безобидной баюльной песенке, от которой некогда погибли жена и дочь Карла.

Песенка и правда может убить?

По ходу развития сюжета Карл убеждается в мистической способности этой Колыбельной. С помощью неё он начинает убивать всех, кто вызывает у него неприятные эмоции, ненависть, или тех, кто встаёт у него на пути, на кого был долго зол.

Палки и камни могут и покалечить, опять тоже самое. Всё происходит само собой. Непроизвольно, как крик. Баюльная песня звучит у меня в голове, и в трубке вдруг - тишина. Я убил своего спасителя. Я отошёл от человечества ещё на шаг.

Карл Стрейтор давно считает, что лишён той жизни, которую бы мог прожить, он опустошённый, измученный, утомлённый... С одной стороны, он обесценивает жизнь:

Не важно, сколько людей умирает, всё равно всё остаётся по-прежнему.

С другой же стороны, он утверждает трагедию утраты и смерти близких. Баюльная песня, вновь вернувшаяся в его жизнь, не позволяет ему встать на прежний путь.

В "Колыбельной" Паланик обозначает такую проблему современного мира, как жизнь общества потребления в информационной среде (под пристальным надзором Большого Брата). Тоже, кстати, одна из ведущих тем в его творчестве. Жизнь обесценивается в эпоху глобализации, духовная смерть предшествует смерти телесной, но слово приобретает масштабное значение. Оно же - первый посредник смерти. На протяжении книги мы видим градацию, изменение фразы. Вначале:

Палки и камни могут и покалечить, а слова по лбу не бьют.

в конце же:

Палки и камни могут покалечить, а слова могут и вовсе убить.

Паланик показывает, как в бесконечном словесном потоке (СМИ, ТВ и т. д.) утекает истина, которой так боятся люди, тишина, которую они боятся слушать, где слово утратило свою значимость.

В книге мы встречаемся с Гримуаром. Это - книга заклинаний, с помощью которой можно влиять на судьбы людей или уничтожать их.

Власть над миром, оформленная в слова

- так называют Гримуар.

Через книгу, "бумажного тигра, которого надо разоружить", можно прийти к убийству.

⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆

Сила мысли или Мыслью тоже можно убить, и какие ещё помощники смерти есть в романе

Мысль в романе так же выступает в роли убийцы. Так, силой мысли Карл и Элен убивают людей: им достаточно просто подумать о них, даже не читая текст колыбельной вслух.

Следующий помощник смерти - неограниченная и ничем не пресекаемая власть и безнаказанность. Владея текстом "Колыбельной", так легко иметь власть над жизнями других людей... Мы встречаем отвратительного персонажа по имени Нэш - он пользуется текстом бальной песни для того, чтобы убивать манекенщиц и удовлетворять свои желания, выраженные некрофилией.

Так же со смертью дружит колдовство. Но так же оно и проводник к бессмертию.

Информационная среда, Большой Брат - это сподвижники духовной смерти. СМИ, ТВ, громкая техника, заглушающая тишину - убивают способность человека мыслить самостоятельно, программируют его мозг и убивают в нём личность, живую душу.

Паланик говорит о том, что любой человек, вне зависимости от того, владеет он каким-либо оружием или нет, может быть убийцей, так же как и его деятельность. Как уже говорилось о силе слова, оно может являться убийцей и в мистическом, и в психологическом плане - человек может убить другого словом, даже не подозревая об этом.

Также равнодушие сравнивается по силе с убийством любимого человека (слова главного героя):

Убить тех, кого любишь, это не самое страшное. Есть вещи страшнее. Например, безучастно стоять в сторонке, пока их убивает мир.

Вегетарианство Мясоедство и жизни животных

Жизни и смерти животных стоят рядом с обесцененными людскими жизнями. Тут Паланик развивает тему вегетарианства и мясоедства, делая акцент на жизни животных, обесцененной человеком тысячи лет назад, вследствие чего человек делается добровольным убийцей чужой жизни. Слова персонажа по имени Устрица:

У вас нет власти над жизнью и смертью, разве что только тогда, когда вы заказываете в Макдоналдсе гамбургер. Вы платите свои грязные деньги, а где-то совсем в другом месте топор опускается на невинное существо.

Надежда на "второе дыхание", звёзды и тишина космоса

Совсем ли всё плохо у Карла? По крайней мере, сам он считает, что надеждой на "второе дыхание" для него станет Элен, о ней он говорит:

Вот - моя жизнь.

Паланик делает отсылку к космогоническим мотивам и говорит о звёздах, как о нечто прекрасном в жизни, что недоступно после смерти.

Небеса, где награда за всё - тишина.

Он говорит о посмертном покое и о том, что обращение к небу может быть целительным в жизни.

Развязка... Или чем занимаются женщина в теле полицейского и репортёр?

В этом романе жизнь после смерти возможна, если использовать колдовство. Устрица использует заклинание временного завладения телом и наносит телу Элен повреждения, несовместимые с жизнью и убивает её ребёнка. Вернувшись в своё тело, Элен засыпает мёртвым сном под Колыбельную, которую читает Карл. Казалось бы, она умерла... Но нет, через несколько мгновений на пороге появляется полицейский, вернее, тело полицейского, в котором теперь будет жить Элен с помощью своеобразной реинкарнации...

Несмотря на всё произошедшее, герои вроде как преследуют благородную цель : книга с потешками - "стихийное бедствие", от которого умирают люди, и Карл с Элен борются за то, чтобы спасти жизни безвинных людей, уничтожив все печатные экземпляры книги.

⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆⋆

Итог

Так, мы можем вспомнить всем известное "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести". Сейчас мне сложно сказать, рекомендовала бы я "Колыбельную" или нет, т.к. любую книгу нужно читать осторожно, особенно если речь идёт о таком нестандартном авторе, как Чак Паланик. Но скорее я скажу этой книге "да", чем "нет". Главное, читая её, не забывать о том прекрасном, что окружает нас ежедневно.

мысл.ь_и_тел.ьрекомендует
Читать все отзывы 63
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Впечатляет, что вы так много написали о такой мерзкой истории. Интересно, что для научной работы вы выбрали именно это произведение и ваш научный руководитель это одобрил.
29.12.2023
Одна из моих любимых книг Паланика)
Другие отзывы
Читать все отзывы 63
Смотрите также