Я очень люблю книги Татьяны Степановой. Она написала уже 31 детектив-триллер, и я все их читала (на некоторые писала отзывы). Произведения Степановой отличала адекватность повествования, разумность в преувеличениях (никогда книги не были похожи на тупые сказки Донцовой). Как бывший сотрудник органов внутренних дел, она всегда аккуратно обращалась с процедурами расследования преступлений и не слишком нарушала их порядок в целях "украшательства" своих историй. Повествование было логичным, финал - хоть и неожиданным, но разумным и законченным. Русский язык - грамотным и легко читаемым. В каждой из книг мы видели какую-то полумистическую и иногда даже страшную завязку, которая в итоге объяснялась вполне земными причинами.
Герои книг. С некоторыми главными героями читатели встречались на протяжении всех произведений и хорошо узнали их характеры.
В книге "Храм темного предка" мы встречаем троих старых знакомцев. Катя Петровская. Сотрудник пресс-службы МВД. Нестареющая стильная красавица, чье появление сражает мужчин наповал. Умная, вежливая, проницательная.
Полковник Гущин. Большой чин среди полицейского начальства, немолодой человек, перенесший ковид и от этого немного "сдал", но все еще продолжает расследовать важные преступления.
Полковник в отставке Гектор Борщов. Герой Чеченской войны, сильно пострадавший и получивший серьезнейшее ранение. Красивый, молчаливый и выдержанный брутал, абсолютно адекватный человек, вежливый с окружающими, уважающих женщин и пожилых. Настоящий мужчина, интеллектуал, интеллигент.
О нем я написала много, описав свои впечатления о "прежнем Гекторе Борщове", и ниже станет понятно, почему.
Сюжет новой книги рассказывает нам старую историю начала 20 века о пропавших в горах Тянь-Шаня членах научной экспедиции. Орнитологи узнали тайну о родовых сокровищах, хранящихся в одной из пещер, с ориентиром на гору Хан-Тегри, и каким-то образом сумели передать фотоснимки и записи в Москву. Описание этого красивейшего пика меня так впечатлило, что я даже нашла эту гору в интернете. Действительно, чудо!
Пик Хан-Тегри
Пирамидальный пик на Тянь-Шане на хребте Тенгри-Таг на границе Кыргызстана, Казахстана и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая.
В настоящем в Москве начинают происходить странные убийства, в том числе и в музее естественной истории. А ниточки ведут к той таинственно пропавшей экспедиции прошлого века. Расследование ведут наши знакомцы полковник Гущин, а помогает Катя Петровская и ее жених Гектор Борщов.
Начало книги не вызвало у меня никаких вопросов, но чем дальше я читала - тем больше удивлялась. У меня возникло ощущение, что историю писала не Татьяна Степанова. Уж слишком странные события описываются, и автор этой книги даже не пытался сделать происходящее хотя бы минимально похожим на реальность.
Например, путешествие обычных, не состоятельных москвичей, в далекий Казахстан, где они летают на вертолетах, ездят на крутых джипах, арендуют дорогое горное снаряжение, бродят по горам без какой-либо подготовки в одиночку и выполняют прочие сверхштуки. Где все эти люди взяли деньги на подобные путешествия, как смогли их осуществить в кратчайшие сроки - совершенно непонятно. А уж спуск с вертолета Гектора по веревке без какой-либо страховки, поосто при помощи рук - вообще полный бред.
Совершенно неадекватная расточительность полковника в отставке Гектора. Откуда у него куча денег - не объясняется (в прошлых книгах он не был долларовым миллиардером).
Изменения в характере Кати во многих отношениях. От неоднократного хамства в сторону ранее уважаемого ею полковника Гущина, до неадекватной оценки собственного жениха. Никогда она такой дурой в более ранних произведениях не была.
Катя о Гекторе
Совершенно неправдивая процедура расследования преступлений. Например, нонсенс, который невозможен в реальной жизни. Сторонний специалист - судмедексперт, который за деньги пришел в морг и провел собственное исследование по не закрытому полицией делу. Или то, что абсолютно посторонние люди, типа Гектора, вообще занимаются чем-либо на месте преступления. Да его бы взашей оттуда вытолкали, а то и задержали бы до выяснения обстоятельств!
Ну а вишенкой на торте стал образ Гектора Борщова. Из того интеллигента-молчуна, которым он был ранее, в этой книге он стал гопником и клоуном-психом. Вот одна цитата из его речи. Шедеврально! Тот, кто это написал, был явно не знаком с прежними произведениями Татьяны Степановой. И подобные быдло-диалоги в устах Борщова встречаются в книге много раз.
Совершенно хамский жаргон гопника
Вот пример еще одной беседы Гектора.
Лицедей
И абсолютно дикая сцена в загсе.
Сальтуха
Гектор в этой книге постоянно делает сальто - надо не надо, но делает.
А еще он, внезапно, стал копировать героев мультфильмов и кино, говорить их голосами.
Говорит голосом персонажа фильма
Финал книги и вовсе - полнейший эпичный бред. Опять же, не в стиле Степановой, которая всегда старалась логично завершать свои произведения, объяснив всё и вся.
Я не могу понять, что произошло с любимой писательницей. Либо это ее обострившаяся мания, которая возникла после ковида, что уже прослеживалось в некоторых свежих произведениях. Либо попытка привлечь к написанию искусственный интеллект (которому как раз-таки присуща бредовость и хаотичность в текстах). Либо книгу писал кто-то другой. Мне очень бы хотелось обсудить произведение именно с поклонниками Татьяны Степановой, знающими предысторию и героев книг.
Я не могу рекомендовать произведение "Храм темного предка". Это ужас какой-то.