Опубликовано 11 Июль, 2021 - 16:20

"Дневник Адама" - сатиристический рассказ про первых людей, живущих в Эдеме. В этой истории повествование ведется от лица первого человека - Адама. Вначале наслаждающийся тишиной и покоем, он встретит на своем пути Еву, потом у них все закрутится и завертится, а дальше появится привычное для нас человечество.

Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным… Сегодня пасмурно, ветер с востока, думаю – мы дождемся хорошего ливня… Мы? Где я мог подцепить это слово?.. Вспомнил – новое существо пользуется им.

Ну, вы же понимаете : ) Человечество само себя не создаст. Нужно как следует потрудиться на этом славном поприще для того, чтобы появились те, кто в будущем будет с придыханием говорить о том, что он ел и разговаривал лично с Адамом и Евой. Да, я поникаю насколько это трепетно (возможно) звучит для нас, друзья, но... Для тех, кто существовал в рамках указанной парадигмы это должен быть сущий пустяк : )

ТРАВЫ НЕ МЯТЬ!

Я уже не так счастлив, как прежде.

Так что Твен, засучив рукава, взял за основу Библейские мотивы, но дальше отправился в совершенно самостоятельное путешествие для того, чтобы показать насколько разными были первые люди - Адам и Ева. И что удивительно то, что они смогли не только поладить и найти общий язык, но даже создали институт семьи, и позволили нашему виду плодиться и размножаться, подав нам пример.

Я переправился через водопад в бочке – это ее не удовлетворило. Тогда я воспользовался бадьей – она опять осталась недовольна. Я переплыл водоворот и стремнину в купальном костюме из фигового листа. Костюм основательно пострадал, и мне пришлось выслушать скучнейшую нотацию, – она обвинила меня в расточительности. Эта опека становится чрезмерной. Чувствую, что необходимо переменить обстановку.

С рассказом я познакомился в рамках сборника "письма с Земли", который увидел свет в далекие советские времена. Не могу сказать, что мне нравятся все рассказы статьи Твена в рамках этой антологии, но вот за дневники хочется сказать отдельное спасибо. Написано достаточно ярко и насыщенно. Да и в плане юмора все подано достаточно неплохо, хотя некоторые моменты и вызывают спорные вопросы.

Ева вкусила от запретного плода, и в мир пришла смерть… Тигры съели мою лошадь, не обратив ни малейшего внимания на мои слова, хотя я решительно приказал им прекратить это. Они съели бы и меня, замешкайся я там, но я, конечно, не стал медлить и со всех ног пустился наутек…

Не как у верующего человека, который увидел здесь хулу на Священное Писание, ни в коем случае. Исключительно лишь как у читателя, который не согласен с некоторыми авторскими поворотами в сюжете. Впрочем... Мы же говорим про ПЕРВЫХ людей? Так что то, что нам кажется естественным и само собой разумеющим, для них могло быть неожиданным открытием или даже сенсацией.

Форма: новелла

Оригинальное название: Letters from the Earth

Дата написания: 1904

Первая публикация: 1962

Язык: Русский (в оригинале Английский)

 

«Письма с Земли» (англ. Letters from the Earth) — наиболее критическое произведение Марка Твена, обличающее церковные догмы. Произведение не публиковалось дочерью Кларой до 1962, то есть свыше 50 лет после смерти писателя.

Рассказ получился совсем коротким и небольшим. Но если вам не хватит приключений Адама, то не спешите вешать нос, друзья! Ведь кроме его дневников Твен написал и "дневники Евы", в которых эта же история рассказывается с точки зрения первой женщины. На мой скромный взгляд получилось весьма убедительно и местами даже смешно.

И тотчас, подобно молнии, меня осенила блестящая острота, и я позволил себе облечь ее мысленно в слова: «А ведь было бы еще удивительнее, если бы вся эта вода начала ниспровергаться снизу вверх!» Тут я расхохотался так, что едва не лопнул со смеха, – и в то же мгновение вся природа словно взбесилась, вражда и смерть пришли в долину, а я вынужден был бежать, спасая свою жизнь.

И я еще раз повторюсь, что для полноценного погружения необходимо держать в голове простую установку - это не переосмысление ветхозаветных преданий. Автор лишь взял известные образы и первых людей для того, чтобы с помощью устоявшихся архетипов рассказать свою собственную историю. А понравится она вам или нет - это уже отдельный вопрос друзья.

По воскресеньям она теперь больше не работает, а лежит в полном изнеможении и позволяет рыбе кувыркаться через нее, и это явно доставляет ей удовольствие. Она издает ртом какие-то нелепые звуки, чтобы позабавить рыбу, и делает вид, будто кусает ее конечности, а рыба смеется. Я еще никогда не видел, чтобы рыбы смеялись.

Сюжет местами пересекается с библейскими мотивами, но... весьма отдаленно. Прежде всего, Адам сам находит Еву, и не понимает как с ней взаимодействовать. Грехопадение и изгнание из Рая тоже показаны немного непривычным образом, но это все детали общего повествования, в центре которого находится Адам - первый человек и основатель всех будущих цивилизаций.

Какой посыл хотел вложить Твен в свой рассказ?

Я никогда не видел, чтобы какое-нибудь животное вело себя подобным образом. Я сказал, что, по-моему, это какая-то загадка, но она, хотя и пришла в восторг от этого слова, – совершенно не поняла его смысла. Думаю, что это либо загадка, либо какое-то насекомое. Если оно подохнет, я расчленю его, чтобы узнать, как оно устроено. Впервые в жизни я решительно поставлен в тупик.

Если честно, то я даже не знаю. Для жесткой критики и сатиры над религией "дневники" получились слишком художественными в плане исполнения, и слишком мягкими в плане некоторых вопросов, которые он поднимает с помощью своих персонажей. Складывается ощущение, что он не слишком то и сильно хотел критиковать христианские предания на тему первых людей, а просто обыграл этот сюжет ради ...

Ради чего? Я не знаю, друзья.

Оно не может не ходить по земле, хочет оно того или не хочет, как же тогда оно ухитряется не оставлять следов? Я расставил около дюжины капканов, но без всякого толку. В них попались все как есть маленькие зверюшки, только не оно. И эти зверьки, как мне кажется, забирались в капканы просто из любопытства – поглядеть, для чего там поставлено молоко. Никто из них к нему и не притронулся.

Персонажи показаны в виде архетипов, и при этом обладают пытливым умом и сленгом современного человека. Марк Твен соединил в рассказе сразу древний и текущий миры, сделав тем самым весьма интересный синтез, который вылился в то, что и Адам и Ева весьма умны и проницательны для тех, кто вроде как не должен особо разбираться в мироздании Мира. А с другой стороны, если так на минуту задуматься - они же жили рядом с БОГОМ.

Возможно, что какие-то крохи знаний у них в голове остались : )

Был в отлучке около месяца – ловил рыбу и охотился в местности, которую она, неизвестно почему, называет Бизон, – вероятнее всего, потому, что там нет ни одного бизона. За время моего отсутствия медвежонок научился вполне самостоятельно передвигаться на задних лапах и говорить: «паппа» и «мамма». Несомненно, это совершенно новая разновидность. То, что эти сочетания звуков похожи на слова, может, конечно, объясняться какой-то случайностью, и вполне допустимо, что они лишены всякого смысла и ровно ничего не обозначают, но тем не менее это все же нечто из ряда вон выходящее и не под силу ни одному медведю.

Пожалуй, что спишем все это именно на этот факт, хддд.

Нуц и финал рассказа все-таки подводит нас к определенной идеи автора (но это не точно), Чтобы не спойлерить, я лишь намекну на то, что на протяжении всех записей Адам рассуждает о смысле жизни и причинах появления как его, так и Евы. И приходит к вполне закономерному выводу о том, что с Евой лучше, чем существовать одному в Раю.

Я буду очень удивлен, если в конечном счете окажется, что это новая разновидность попугая, хотя, впрочем, мне бы уже пора ничему не удивляться, поскольку с тех первых дней, когда оно еще было рыбой, оно успело перебыть всем на свете, – всем, что только могло взбрести ему на ум. Младшее существо совершенно так же безобразно, как было на первых порах старшее: цветом оно напоминает сырое мясо с каким-то серовато-желтоватым оттенком, а голова у него тоже необычайно странной формы и без всяких признаков шерсти. Она назвала его Авель.

Может быть Твен хотел именно это раскрыть в своей сатире? Что мужчины и женщины дополняют друг друга, и только таким образом можно получить гармонию и рай?

Вопрос так и остается открытым для меня. А вам, друзья, я хочу сказать спасибо за то, что вы дочитали отзыв до конца. Надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
11.07.2021
А с какой части дневников лучше начинать?
Хронологически лучше с Адама : )
С точки зрения логики на самом деле никакой разницы нет.
Но Твен, как я понимаю, начинал именно с первого Отца, хдд. И только потом перешел на Мать человечества.
Другие отзывы
Смотрите также