Опубликовано 10 Август, 2021 - 11:54

Приветствую Вас!

Сегодня я хочу рассказать о фильме Догвилль,который был выпущен в прокат,почти 18 лет назад,в 2003.Но узнала о его существовании я только пару месяцев назад,абсолютно случайно,из интервью.Я смотрела его частями,потому что он достаточно длинный-около трёх часов,но захватывает сюжетом,эмоции много и они очень разные.Расскажу более подробно.

  • Кто снял и о чем?

Снял Ларс фон Триер,датский режиссёр,ранее,из его работ я была знакома только с фильмом Антихрист,и да,это было неприятное знакомство.Режиссёр знаменит большим количеством престижных наград,и фильмами,с которых уходят из кинотеатра,потому что-чересчур.Чересчур жести,черни,издевательств,я не впечатлительный человек,но мне просто неприятно смотреть как человеку бьют пеньком или поленом в область паха,или отрезают частичку полового органа,как в Антихристе.Можно сказать,что нужно смотреть глубже,на задумку автора и глубокий смысл,но не нужно,не нужно портить психику,хотя латентным маньякам или извращенцам,вполне зайдёт.

Ещё данный режиссёр,однажды,на Каннском фестивале,имел смелость сообщить в интервью,что он сочувствует Гитлеру и в шутку назвал себя нацистом,был скандал,он оправдался,конечно,тем не менее,дело дошло до прокуратуры,в итоге,оправдания военных преступлений не нашли,дело было закрыто.Неосторожное высказывание,конечно.

Из самых известных его работ-Меланхолия,Нимфоманка,Антихрист,Дом,который построил Джек,Танцующая в темноте и конечно,же Догвилль.Изначально,Догвилль должен был стать первой частью трилогии США-страна возможностей,фильм Мандерлей,выпущенный в 2005 году,стал второй частью,третью,к сожалению,не сняли.

Сюжет драмы Догвилль вполне интересен: 30-е годы 20 века,молодая девушка,сбегает от преследовавших ее ганстеров,и случайно попадает в маленький городок Догвилль.Почти все местные жители-15 взрослых и 7 детей,очень проникаются к девушке,и готовы спрятать ее от преследователей.Что взамен?Всего лишь маленькая услуга или незначительная помощь.Но так ли все просто,и насколько далеко может зайти человек?Ответы на эти вопросы в финале фильма.Он ошеломительный и неожиданный.

  • Паралелль с христианством и Ветхим заветом.

Догвилль-небольшой город,где живут своеобразные жители,на территории действую определенные правила,преступив которые любой будет наказан цепным псом Моисеем(вот же совпадение).

Догвилль тоже расположен рядом с горой,и правила очень напоминают заповеди Ветхого Завета,цитирую:

Моисей восходит на гору, чтобы встретиться с Богом, который обращается к нему напрямую и дает Десять заповедей, содержащих приказания поклоняться только единственному Богу, соблюдать день субботний, почитать родителей, не делать себе кумиров, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать дома и имущества ближнего.

И однажды,в город приходит девушка,по имени Грейс,что переводе означает благодать,светлость,милость,и именно она олицетворяет Новый Завет,который приходит на смену Ветхому.В отличие,от Ветхого Завета,где человека пытались как-то ограничить в стремлении совершать плохие поступки и грешить,то Новый Завет призывает всех прощать.

Грейс приходит в город,аналогично Иисусу сеет повсюду добро и радость,а когда люди грубы по отношению к ней,и даже очень грубо переходят черту,она их все-равно прощает.Человек недостаточно развитое существо,чтобы контролировать себя самостоятельно,и часто теряет чувство меры,требует все больше и больше,доходя до крайнего состояния.В итоге,девушка превращается в рабыню.

Персонаж Грейс не так прост,кроме образа Спасителя,она сочетает в себе еще и образ рыжеволосой Лилит.

  • Миф о Лилит,змея-искуситель

​​​​​​​Ветхий Завет переписывали огромное количество раз,разные люди,в разное время,поэтому,логично,что изменялся и текст мифа о Лилит,в Новом Завете он отсутствует совсем:

Лилит была умна, хороша собой и отказывалась подчиняться мужу, ведь она была равным существом, ничуть не уступающим мужчине. За своенравность её изгнали из Рая. Еву Бог создал потом.

Чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

  • Доброта и есть высокомерие!

​​​​​​​Подобную фразу в финале произнес отец Грейс,и действительно,жители садились Грейс на шею,а она продолжала выполнять все их поручения,даже когда они совсем переходили черту,оправдывая это тем,что они слабые люди,их надо понять и простить,чем себя возвышает.И своим аморальным поведением они мстят Грейс за то,что она лучше,чем они,и постоянно им это демонстрирует(у нее всегда все получается лучше).

Получается,что чрезмерная доброта,которую пропагандирует Новый Завет ,это высокомерие,порождающее искушение в слабых людях воспользоваться добротой в аморальных целях,ну и конечно,ненависть к Грейс,как к способной следовать этому принципу.По мнению режиссера,христианство порождает неравенство(один бьет-другой терпит,один может-другой не может),неравенство-основная причина конфликтов,соответственно,христианство воплощенное в Новом Завете-порождение дьявола.Скрещивая в образе Грейс,Иисуса и Лилит режиссер выворачивает христианство наизнанку,как бы критикуя за кардинально неверную идеологию.Человек существо примитивное,единственное правило построения общества-это правила,запреты,ограничения,которые были в Ветхом Завете.

  • К чему приводит отсутствие меры или как они дошли до крайности

​​​​​​​Чрезмерная доброта и отсутствие меры у жителей,превращают жизнь Грейс в нечто ужасное:

  • сначала они делают из нее рабыню,тут чувствуется прямая отсылка в средние века-религиозный фанатизм,инквизиция
  • потом они сдают ее ганстерам,этот поступок напоминает,отказ от религии в 19 веке,после чего происходили депрессии,мировые войны,которые возможно,и произошли по причине повсеместного отказа от религии.

Ну и наконец,финальная сцена пожара-это 20 век со всеми его ужасами.История Догвилля напоминает историю христианской цивилизации и христианство,как средство изменения мира.

  • Кто виноват?

​​​​​​​Виноват главный герой Томас Эдисон,он воплощает интеллигенцию,которая создает подобные христианству идеалистические системы,он создает вектор,благодаря следованию которому,пытается сделать жизнь Догвилля лучше.Режиссер тем самым,высмеивает интеллигентов-идеалистов,которые верят,что могут изменить мир,а по факту,делают только хуже и ввергают мир в очередной кризис.

  • Концепция Брехтовского театра в фильме

Сочетает формализм-интересная и не совсем обычная визуальная среда и эмоциональный реализм-использование близкой ручной камеры,непоследовательный монтаж.Режиссер погружает нас в странную непохожую среду-все декорации нарисованы на полу ангара,получилась очень интересная эстетика.Здесь берут за основу Брехтовский театр-зритель должен быть отстранен,тогда он будет зациклен на анализе и смысле,а не на эмоциях,которые оно у него вызывает,для этого происходящее на сцене не должно быть похоже на реальную жизнь,чтобы зритель не вовлекался и оставался в стороне.

Брехт отказался от достоверного воссоздания антуража, воспринимая сцену как инструмент. От художника теперь требовался минималистический рационализм, декорации должны были быть условными и представлять зрителю изображаемую реальность лишь в общих чертах. Использовались экраны, по которым шли титры, кинохроника, что также препятствовало «погружению» в спектакль; иногда же декорации меняли прямо на глазах у зала, не опуская занавес, намеренно разрушая сценическую иллюзию.

Кроме того,используется еще одна особенность Брехтовского театра,который абсолютно противоположен методу Станиславского,то,что в роль вживаться не нужно,нужно выбрать подходящего актера,и подбирать нужно не относительно талантов,а по принципу соответствия личности.

Брехт отказался от принципа, что актер должен максимально вживаться в роль, более того, от актера требовалось выражение его собственной позиции по отношению к своему персонажу. В своем докладе (1939 год) Брехт аргументировал эту позицию следующим образом:

«Если между сценой и публикой устанавливался контакт на основе вживания, зритель был способен увидеть ровно столько, сколько видел герой, в которого он вжился. И по отношению к определённым ситуациям на сцене он мог испытывать такие чувства, которые разрешало „настроение“ на сцене»

  • Мои итоговые впечатления

​​​​​​​Фильм очень понравился,нужно вдумываться,но сразу понимаешь,что в основе лежит христианство.Очень тонко показана грань,которая отделяет человека от ужасных поступков:жили себе спокойно,боялись нарушить правила,как в случае с заповедями Ветхого Завета человек боялся наказания-око за око,совершил преступление,жди наказания.То с приходом Грейс,как в случае с Новым Заветом очень много начали себе позволять,а почему нет,ведь принцип-ударили,подставь другую щеку,терпи и прощай.Мне было искренне противно смотреть на жителей,которые потеряли все человеческое,как они обращались с несчастной девушкой,и ни один человек не заступился,а каждый использовал в своих целях,ненасытно,все больше и больше с каждым разом.В финале я выдохнула,справедливость восторжествовала.

Достоинства
  • Вызывает бурю эмоций
  • Гениальный режиссер
  • Жизненно
  • Жизненное кино
  • Заставит задуматься о смысле жизни
  • Не для всех
  • Необычно снят
  • Неожиданная развязка
  • Отличный, сильный сюжет
  • Палитра человеческих пороков
  • Первоклассный актёрский состав
  • Психологическая игра
  • Специфический подход
  • Хорошая игра автёров
Недостатки
  • Идёт три часа
  • Не для всех
anya_wowрекомендует
Читать все отзывы 48
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
10.08.2021
Ого,я даже не думал про такой смысл
Другие отзывы
Читать все отзывы 48
Смотрите также