Человек-бензопила - это работа Тацуки Фудзимото. Впервые я услышала это имя, когда смотрела обзор на мангу “Огненный удар” и его мне презентовали как автора “оригинальных” работ, “отличных от всех существовавших ранее сененов”, который “заставляет своих героев страдать”. Что ж, наверное, в этом действительно есть доля истины. Персонажи правда страдают. Что герой огненного удара, что герой Человека-Бензопилы с самого детства жили в ужасных условиях. И стоило им только приобрести хотя бы иллюзию благополучия, как она тут же рассыпалась будто карточный домик.
Фудзимото часто поднимает тему жестокости, изображает “мясные” сцены в своих работах, которые не каждому будет приятно видеть, и старается идти по дороге мрачного реализма. В его работах можно заметить атмосферу безнадеги и упаднические настроения. Но, по правде говоря, не могу отделаться от мысли, что это просто жестокость ради жестокости. И при этом даже жестокость, во многом, изображается достаточно типично и без фантазии. кровь-кишки-мясо - это всё, конечно, хорошо. Но по моему мнению, от человека БЕНЗОПИЛЫ ждёшь что-то более необычного. А по итогу герой разрубает своих врагов на две половины так, что они этого даже не замечают и ещё некоторое время болтают. И делает он это БЕНЗОПИЛОЙ а не острейшей в мире катаной. Это... Немного... Мдэ. Не думаю, что подобное клише уместно в подобной ситуации.
Действительно страшных и жестоких вещей в манге нет. Всё выглядит как-то наивно. Будто маленького ребенка попросили показать что-то страшное и естественно он выбрал самые поверхностные вещи, не уходя в глубину.
Даже когда персонажи теряют конечности, переживания из-за этого длятся пол страницы. Никакого страха и "ох" от таких сцен даже не возникает. Сам главный герой фактически бессмертен. А большинство второстепенных мрут не успев войти в сюжет. Из-за чего просто теряется чувство значимости, нет ощущения потери, нет её страха, а кровь-кишки приедаются и становятся обыденностью.
Но в самой, скажем так, режиссуре, есть и плюсы. Дело в то Фудзимото фанат кино. Что заметно по отсылкам. Из самых явных это отсылка на “Акулий торнадо” - популярная франшиза инди-студии Асайлум. Также, некоторые персонажи будто были срисованы с живых актёров. Но самое главное, определенная кинематографичность присутствует и в постановке кадров и в расположении фреймов.
Не могу сказать, что я "будто смотрю фильм", как это было при чтении "Бастарда" или "Милого дома" (да и форма и структура самой манги очевидно отличается от вебтуна). Но что-то в этом есть. Иногда это действительно красиво, завораживающе и... Страшно.
Но давайте по порядку. Что из себя представляет само книжное издание?
Лицензировало у нас Бензопилу издательство “Азбука”. В оригинале манга делится на две части. Первая содержит в себе 11 томов и Азбука перевела и выпустила их все, вторую читать я не стала, потому что дальше там что-то про школу охотников на демонов, а я не люблю, кхм... "Обычных японских школьников".
Азбука выпустили 6 книг, в пяти из которых содержатся два тома оригинала. То есть, 11 томов разделили на шесть книг. Примерно то же самое было и с “Девочками в последнем путешествии” (на которых у меня тоже есть отзыв. Ни на что не намекаю, но намекаю). Может есть шанс, что и Челопила в Фикспрайс за 200 рублей можно будет купить? Эх, мечты-мечты.
Книга в твёрдом переплёте, с суперобложкой. Азбука не стала изобретать велосипед и обложки на русском такие же, как и у японского издательства. Суперобложка от первого оригинального тома, а сам первый том у вас будет с милашкой Пауэр(которая в оригинале, соответственно, украшала собой второй том).
К качеству печати придраться не могу, так же как и к переводу. В коем-то веке, мне даже кажется, что официальный перевод лучше, чем фанатский. В остальном, я покупаю мангу не для того, чтобы её читать, а чтобы она стояла на полке. Для полки пойдёт.
Далее сюжет: Всё начинается, на самом деле, вполне стандартно для сенена. Главный герой сирота, живущий впроголодь. Из друзей у него только демон-собака-пила, с помощью которой он валит лес, стараясь заработать деньги и расплатиться с долгами умершего отца. Почитта, - демон-пила, - самый милейший персонаж истории. Хотя в сюжете он присутствует косвенно, зато появляется в конце каждой главы в виде милой зарисовки, из которых хоть стикеры делай.
В каком-то смысле, Почитта, он же демон Бензопилы, один из самых загадочных персонажей. Я начала задаваться вопросом, кто он такой с самого начала. А вот герой только где-то к середине манги.
Начинается всё с того, что главного героя, Денджи (Дендзи?) придают его рабовладельцы работодатели-мафиози, которым он должен денег. И Почитта спасает ему жизнь, став его сердцем. С помощью чего главный герой приобретает способность превращаться в Человека-бензопилу. Дальше его находят правительственные агенты, во главе с Макимой, в которую главный герой тут же влюбляется.
На самом деле, начало сюжета кажется не таким уж оригинальным, не так ли? Но я правда согласна, что для сенена это необычно. Так же, как и дальнейшее развитие. Макима, что очевидно с первых глав, на самом деле, не та, за кого себя выдаёт. И я могу понять, как она обаяла главного героя. Хотя неожиданно вспыхнувшие чувства к ней и зацикленность Денджи, не могли не вызывать во мне каплю раздражения.
К сожалению, тут нельзя постить мемы, поэтому просто скажу: Макима, иди… Ты знаешь куда.
Остальные персонажи могут показаться интересными, но автор даже не даёт время, чтобы к ним привыкнуть. Из похожего вспомнилась “Игра престолов”, где герои тоже мёрли как мухи, из-за чего и желания привыкать к ним сошло на нет и сопереживание притупилось. Тут у меня ровно те же ощущения.
Единственный персонаж, которого хочу выделить, и который мне понравился - это Пауэр. Она одержимая. Могу поспорить вам это ни о чём не говорит. Даже, если вы уже читали мангу. Да, прежде чем разбирать персонажей, давайте пару слов о сеттинге:
Так как я не стала читать вторую часть, ибо там дальше героев сделали школьниками, я не знаю, объяснил ли автор возникшие вопросы касаемо сеттинга. Но дело в том, что он тут, мягко сказать, слабый. Сила демонов, согласна словам Макимы, берётся из страха к ним. То есть, чем больше люди боятся бензопилу, тем сильнее демон бензопилы. Но, по такой логике, разве демон змея и паук не должны быть имбами? Они есть в сюжете, но как статисты, которые нужны, только чтобы быстро помереть, выполнив свою функцию. Не был показан демон высоты, демон замкнутых пространств, что являются одними из самых распространенных человеческих фобий. Я могу лишь предполагать, что они относятся к демонам первородных страхов, так же как и демон Тьмы. Вообще, страх это такое субъективное чувство. Из-за чего, делая его источником силы демонов, автор одновременно поступил очень умно и очень глупо. С одной стороны, этим можно крутить как хочешь. Никто точно не скажет, что люди, в мире Фудзимото, действительно боятся больше. Да, нужно отметить, что дело происходит в конце двадцатого века, в альтернативной истории, с существующим до сих пор Советским Союзом. Из-за чего вполне можно предположить, что бензопил в этом мире боятся больше, чем ядовитых пауков. С другой стороны, чувствуется какая-то притянутость за уши и попытка натянуть сову на глобус.
К тому же, насколько мне известно, так и не объяснили, кто такой Почитта и почему его боится и почитает так много демонов? Почему именно бензопила?
Касательно видов демонов можно полагаться только на интуицию. Изверги или одержимые - это те, кто захватил мёртвое человеческое тело. По идеи, они слабее себя в демоническом облике, но более разумные. При этом разницы в интеллекте у Пауэр я не заметила. Да и сила, вроде, была та же. Возможно, это просто она такая индивидка.
Демон Насилия говорит, что помнит большую часть жизни человека, в которого вселился. Из-за чего он ближе именно к личности человека, чем к личности демона. Из-за чего вообще непонятно, зачем демонам нужно вселяться в людей. Это не делает их сильнее, вселившись в школьника они точно не станут умнее. По итогу это сплошные минусы.
Есть и просто демоны. Которое опять делятся на несколько видов: те, что похожи на людей, и те, что не похожи. Те что не похожи, очевидно, слабее. Хотя демон Змеи был мощнее многих одержимых и охотников. С другой стороны, его не показали полностью, может у него лицо человека, так что ладно. Хотя, демон Паука тоже себя особо не проявила. В итоге это деление не имеет значения, просто есть демоны уродцы, а есть хуманизированные, которые отличаются от одержимых… Лишними конечностями? Но при этом, это ничего не говорит о боевой мощи. Я уже не говорю про то, что один из сильнейших показанных в первой части демонов - демон Тьмы, - слабо был похож на человека. Так же как и демон Огнестрела. Но они сильнее.
Разнообразие видов демонов - это здорово, но нужно оно сюжету исключительно ради необычных чардизов. Практического смысла в нём нет.
Так вот, Пауэр одержимая, то есть, вселилась в тело мертвой девушки. Сама она является демоном Крови. И это один из немногих персонажей, чей характер действительно проработан и нужен не только ради выполнения функции и отыгрыша роли. Аки - друг ГГ и мотивация, как Саске для Наруто. Макима - манипулятор и злодейка. А Пауэр… Она не такой уж и друг, вполне может придать и кинуть. Но и не враг, она не имеет корыстных и возвышенных целей. Она любит кошек, может плакать, может радоваться, может бояться - всё это автор нам показывает. Она делает выборы, переступает через себя, когда это надо, развивается как личность. Может быть благодарной. В ней полно минусов, но и не мало плюсов. Я действительно могу сказать, что она многогранный персонаж. И за весь сюжет, пожалуй, она вызвала во мне куда больше эмоций, чем даже главный герой.
Сам главный герой тоже не плохой, просто менее цепляет. Некоторые комментарии называют его приземленным, что, по их мнению “отличает его от остальных героев сенена”. Хотя, на деле, в конце, он точно так же хочет быть популярным и наслаждается этим. Просто нужно понимать, что то, что Наруто с самого начала хотел стать Хокаге, вовсе не отменяет того факта, что по пути он ещё хотел поесть рамен и потрогать Сакуру за причинные места. Просто он не орал на каждом углу про это.
Денджи же, в отличие от того же Наруто, кстати, не имеет за спиной даже начальной школы. Никто не пытался ничему его учить и про простую человеческую жизнь он слал лишь из слухов. Изначально его цель вкусно есть и жить обычной жизнью, как самый обычный человек. И это действительно вписывается в предысторию персонажа. Его можно понять. Потом он, извиняюсь, хочет потрогать сиськи. Осознаёт, что это не такая уж и сложная мечта и начинает хотеть большего. И так далее.
Некоторые, в своих поисках синих занавесок, пришли к выводу, что это история становления “собаки в человека”. Этакое японское “Собачье сердце”. Может тут и есть что-то от собачьего сердца. Но в итоге Денджи ведёт себя так приземленно из-за отсутствия даже базового образования, а не из-за сердца Почитты. Даже не смотря на поднятую тему, что он стал "менее эмоциональным", это не так. Почитта никак не влияет на героя. Герой всё такой же человек с человеческими эмоциями. И я не скажу, что герой именно СТАЛ человеком. Он им и был. И я куда больше склонна думать, что речь в манге куда больше идёт о том, что людям вечно всего мало. И мы всегда хотим большего.
А касательно героя: Условия его жизни изменились. ГГ осознал, что из-за его глупости могут пострадать окружающие его люди. Но он и до этого, был человеком. Просто глупым и наивным. Тогда уж это история не о “собаке в человека”, а из “будки в дом” или “из грязи в князи”.
Кстати, псами Злодейки были все персонажи, не только главный герой.
На самом деле это очень простая история.
Манга читается очень легко и быстро, мне хватило всего два дня на все 11 томов.
Моё мнение, почему Человек-Бензопила смог завоевать такую популярность заключается в том, что данная манга донельзя простая. Пусть выше я и жаловалась на непродуманность сеттинга, на то, что герои не успевают даже раскрыться перед смертью, но дело в том, что благодаря этому, читатель не нагружается лишними мыслями, терминологией и фактами. Сюжет идёт прямо, как по рельсам. Автор не пытается втемяшить в головы читателей никакую мораль. Если мораль в манге и есть, то это всё те же “синие занавески”, которые читатели, с развитым СПГС, могут найти самостоятельно. Сам автор не пытается ничему учить, никого просвещать. Он просто рассказывает историю. С понятными и простыми героями, с понятной и простой мотивацией. История ни к чему не обязывает и не заставляет напрягаться. И я считаю, что это её большой плюс и причина, почему она многим зашла.
И пусть Человек-Бензопила, лично для меня, не стал каким-то особым откровением, я совершенно точно не считаю время проведенное за ним потраченным впустую. Манга вызвала эмоции, где это было надо, и не напрягла излишними “высокодуховными” ценностями. Наверное, именно это и отличает её от некоторых других сененов, в которых авторы закручивают сюжетные повороты настолько, что сами в них запутываются.
К прочтению советую, если вам нравятся черные трешовые, в хорошем смысле, комедии.