Если долго глядеть на диск с компьютерной игрой, можно увидеть, как он превращается в ископаемое. Купленный в незапамятные времена Secret Service: In Harm's Way долго хранился на полке. Я ни разу не устанавливала его, а потом он вовсе был с концами отдан кому-то из знакомых, попросившему нетребовательные игровые программы. Недавно мне захотелось снова найти этот проект и посмотреть, что же он из себя представляет.
Secret Service вышел в свет в далеком 2001 году. В 2005-м, когда я покупала компакт-диск, продавец назвал оный "уже старой игрушкой". Популярность CD/DVD с каждым днем снижалась, вскоре я вообще перестала их приобретать и отошла от компьютерных развлечений, но был период, когда в корзину покупок отправлялись любые ликвидные программы и игры. При желании можно было потом обменять их на нужное. А еще существовала практика, когда мы в кругу друзей решали, кто какие диски выберет в магазине. Затем мы обменивались ими. В первую очередь, это позволяло переиграть во все что угодно за короткое время. В последующую - отделаться от диска, который не подходил по системным требованиям или каким-то иным особенностям конфигурации компьютера.
Игра о буднях агентов секретной службы, выполняющих задания в разных уголках земного шара, меня тогда заинтересовала. Она была похожа внешне на популярную серию Counter-Strike, однако в ней имелся цельный сюжет с уникальными действующими лицами. Кроме того здесь присутствуют элементы командной тактики. У вас есть союзники, которым вы отдаете приказы, и сохранность чьих жизней лежит на ваших командирских плечах. Справедливости ради замечу, что мультиплеер тоже присутствует, причем довольно разнообразный.
Ближе всех по геймплею к Secret Service стоят Project I.G.I. и Rainbow Six. Но в отличие от перечисленных, SS не суждено было стать теплой ламповой классикой. Он так и остался середняком индустрии. Вторичность продукта отнюдь не делает его менее интересным, а малобюджетность лишь отчасти сказывается на графическом исполнении. Впрочем, движок на момент выпуска являлся вполне современным, а трехмерная графика соответствовала уровню начала двухтысячных. Ряд моделей очень даже хорош. В них вложено достаточное количество полигонов и дизайнерских усилий, чтобы они выглядели органично.
Общее число типажей составляет несколько десятков. Правда, в пределах одной карты находятся лишь определенные виды, поэтому вам будут попадаться одинаковые на лицо мексиканцы, одинаковые жители Ближнего Востока, одинаковые охранники в аэропорту или одинаковые солдаты на военной базе.
Очень затратно было бы сделать все модели людей уникальными и непохожими друг на друга в небольшой по объему программе. Хотя временами, например в художественной галерее, наблюдается пестрая разнообразная публика. Набор персон там тоже ограничен, но по крайней мере они чередуются.
Среди местных встречаются довольно миловидные арабские девушки в зеленых платьях. Агент секретной службы головой отвечает за жизнь гражданских. Если хоть кто-нибудь из них погибнет, игру придется начинать заново.
Уровни, коих, если мне не изменяет память, 16, выполнены старательно и реалистично. Сначала нас забрасывают в жилые кварталы ближневосточного города, где предстоит сопровождать важных персон, защищать мирных жителей от террористов, штурмовать здания и с осторожностью пробираться по улицам, ведь на крышах полно снайперов. Затем мы проникаем на фабрику, курируемую мафией, предотвращаем разработку нового оружия массового поражения, наведываемся в особняк латиноамериканского криминального воротилы, узнаем о глобальном заговоре и т.д.
Некоторые локации поражают своей разветвленностью во всех направлениях. К примеру, на территории большого завода расположены многочисленные корпуса и подземные коммуникации, а также газгольдеры и смотровые вышки, на которых расставлена вооруженная охрана. Точно так же нам предстоит обследовать военные лаборатории с множеством ходов и помещений.
Однако даже на огромных открытых пространствах Secret Service не превращается в симулятор ходьбы. Придется бороться за каждый квадратный метр.
Еще есть короткое, но важное задание по защите аэропорта и освобождению захваченного самолета.
Даже сейчас игра способна удивить разрушаемостью окружения. Деревянные двери разносятся в щепки, пробиваются легкие перегородки, в зданиях вылетают оконные рамы, разбиваются стекла, уничтожаются некоторые предметы интерьера. Противника можно застрелить через дверь, не открывая ее. Взрыв гранаты заметно меняет окружающую обстановку. Укрытия из ящиков рассыпаются после нескольких попаданий.
Игроку доступно множество видов вооружения: на выбор предлагаются различные модели пистолетов, автоматов, винтовок, мин, гранат, гранатометов. Перед началом каждого задания он экипирует себя и агентов опергруппы.
Подчиненные бойцы различаются по специализации. Одни умеют обращаться со взрывчаткой, другие метко стреляют, третьи таскают тяжелое оружие. В большинстве случаев допускается не брать с собой помощников, но зачищать локацию в одиночку придется на порядок дольше. Действовать совместно гораздо эффективнее. Снайпер по приказу справится с часовыми на вышках или устранит другого снайпера. Боец с гранатометом нанесет сокрушительный удар по скоплению сил противника.
Носимый арсенал ограничен, что добавляет процессу реалистичности. Если у агента в руках тяжелый гранатомет, для автомата уже не останется места. Оружие можно поменять на поле боя. Я давно не играла в подобное, поэтому с ходу не сообразила, как поднять лежащий на земле автомат. Выяснилось, что нужно сначала выбросить свое оружие, а потом взять другое, нажав на клавишу действия. Упустив этот момент в начале я прошла весь первый уровень и большую часть второго только с исходным боекомплектом. Под конец уровня оставался лишь пистолет с парой патронов. А потом поняла, что выпадающие из рук противников стволы тоже доступны к использованию. С тех пор у меня не возникало нехватки амуниции.
Компьютерный интеллект союзников и противников в Secret Service изначально являлся предметом критики. На нормальном и высоком уровне сложности враги стреляют очень метко, а игрок умирает даже от одной пули. Кажется, что с AI здесь все в порядке: противники рассеиваются, наступают с флангов, пытаются обойти с тыла. Ровно до тех пор, пока вы не войдете в комнату с единственным входом. Они все прибегут туда и героически умрут на пороге. Только успевайте перезаряжаться. Несмотря на то, что в игре есть гранаты, флешбенги и дымовые шашки, вражины не умеют их применять. Впрочем, вспышки или завесы дыма больше дезориентируют самого агента, чем его противника. Вероятнее всего эти вещи стоит оставить для для сетевой игры.
Неожиданно коварные и меткие недруги столь же неожиданно тупят. Пока одни бандиты ведут смертельный бой с агентами секретной службы, другие как ни в чем не бывало пялятся на стены или спокойно расхаживают рядом, закинув ружье на плечо. Иногда противники застревают в дверях или удивляют нелогичными действиями. Например, долго бегают взад-вперед, чтобы занять огневую позицию, не сразу реагируют на ваше появление, а то и вообще поворачиваются к вам спиной. Опасность для игрока представляет большой урон, который они наносят, и вероятность получить пулю издалека.
Сослужицы тоже не отличаются умом и сообразительностью, а также заметно проигрывают в ловкости. Действуя сообща желательно выбирать путь попроще. Наш игровой персонаж с легкостью перепрыгнет с крыши на крышу, пробежит на высоте по разложенным доскам, спустится сверху с балкона на балкон, а вот подчиненные агенты в 99% случаев сорвутся и упадут вниз. При этом они утратят большую часть здоровья или погибнут.
Гражданских лиц, похоже, мало удивляют визиты вооруженных агентов, проникающих к ним в дома. Во время столкновений с противниками они обычно не торопятся убегать или прятаться, тем самым осложняя игрокам задачу.
Недоработки по части AI вовсе не означают, что сценарий игры туп как валенок и проходится на раз-два. Бывают сложные моменты. К примеру, на одном из заданий в людном месте вооруженные киллеры маскируются под охранников, но есть и настоящие охранники. Таким образом трудно определить загодя, кто из них выхватит оружие и начнет стрелять.
Музыка, звучащая в заставках, соответствует стилю игры. Особых эмоций не вызывает, но для тактического шутера подходит. Намного интереснее было бы услышать в игре композиции группы Secret Service, сражаясь с террористами и мафиози под куплеты песни "Ten o'clock postman, bring me her letter".
Системные требования в настоящее время просто смешные. P-II, 128 мегабайт оперативной памяти, DirectX 8 - совместимая видеокарта.
Для погружения в полный аутентик я прошла игру на AMD Sempron Thoroughbred 2200+ из начала двухтысячных, который выдал более 60 fps в разрешении 1920x1080. Компьютер, служащий хосписом для ненужных файлов и складом ретро-игр демонстрирует превосходные результаты в проектах своего времени, позволяя рубиться на максималках во Flatout 2, а также во всякий Far Cry и Prey. Теперь я могу добавить Secret Service к списку пройденного.
Эх, печально, что такая игра в своё время прошла мимо меня; довольствовалась дисками, что подкидывали мне друзья со двора, или что старший брат сумеет нарыскать