Если вы живете в Петербурге/Ленобласти или собираетесь на отдых, очень рекомендую лично посетить Форт "Красная горка", расположенный на юге, неподалеку от Соснового бора. Если же такой возможности нет, предлагаю отправиться на онлайн-прогулку по отзыву 😊
ИСТОРИЯ ФОРТА
Строительство было начато в 1909 году и закончено к 1915 году. Назван по деревне Красная Горка (ныне — посёлок Форт Красная Горка), рядом с которой находится.
Первая мировая война
Форт вошёл в строй в начале 1914 года. К началу мировой войны гарнизон форта был укомплектован по штатам военного времени, но в боевых действиях мировой войны форт участия не принимал.
В 1918 году в связи с близостью германской армии форт был заминирован. Взрыв был отменён, но заряды не были убраны, несколько зарядов детонировало в грозу. На воздух взлетели пороховые погреба трёх орудий Канэ и четырёх 254-мм орудий. Одно 254-мм орудие уничтожено.
Во время Гражданской войны форт входил в систему оборонительных укреплений «красного» Петрограда. Во время боевых действий открывал огонь по противнику.
В 1919 году, во время наступления на Петроград Северного корпуса генерала А. П. Родзянко, гарнизон форта поднял антибольшевистское восстание. Оно было подавлено огнём и десантом с кораблей Балтийского флота. Восставшие оборонялись, обстреливая Кронштадт и корабли красного Балтийского флота. Белая армия не смогла воспользоваться переходом форта на сторону белых, так как белые узнали о восстании только на 3й день — день, когда восстание было ликвидировано. Гарнизон форта ушёл к белым.
30 октября 1919 года форт вступил в артиллерийскую дуэль с английским монитором «Эребус», выполнявшим огневую поддержку Британским флотом наступления армии Юденича.
В 1921 году орудия форта вели огонь по Кронштадту, подавляя антибольшевистское восстание.
Вторая мировая война
30 ноября 1939 года в 8 часов 30 минут утра форт в числе других батарей Кронштадта открыл огонь по территории Финляндии.
Зимой 1939 года орудия «Красной Горки» вели огонь по финским позициям на противоположном берегу залива.
К концу лета 1941 немецкие войска вошли в зону действенного огня артиллерии главного калибра «Красной Горки», и 31 августа батареи открыли огонь по скоплениям войск противника в районе Копорья. Дальность работы артиллерии форта составляла 25 км, границы плацдарма проходили примерно в 30 км от форта. На плечах красногорских артиллеристов была борьба с батареями финнов, которые могли обстреливать советские корабли и подводные лодки, уходящие на задание. Так, в постоянной боевой работе прошло два военных года. Также вокруг «Красной Горки» по железнодорожным путям курсировали бронепоезда «Балтиец» и «За Родину».
Осенью 1943 года на плацдарме началось сосредоточение войск для полного снятия блокады Ленинграда. 14 января 1944 года батареи «Красной горки» открыли огонь по узлам сопротивления в дер. Гостилицы и Дятлицы. Напряженная работа закончилась лишь к 27 января, когда окруженная стрельнинско-петергофская группировка противника перестала существовать, а немецко-фашистские войска отбросили на 65—100 км от Ленинграда.
С ликвидацией угрозы на юге, центр борьбы переместился на север – против войск противника на Карельском перешейке. Артподготовка прорыва Линии укреплений на перешейке продолжалась с 9 по 16 июня 1944 года, кроме батарей, с территории форта по финнам вели огонь и железнодорожные транспортеры ТМ-1-14 и ТМ-1-180, пришедшие сюда из Ленинграда. Боевая деятельность на форту закончилась этими залпами.
КАК ДОБРАТЬСЯ
- На машине
От центра СПБ поездка на машине занимает 1-2 ч, в зависимости от точки старта (мы живем на юге, поэтому на дорогу уходит 1,5 ч максимум) и пробок (преимущественно на границе в Лебяжьем), но бывают и аварии, сильно стопорящие движение на узкой трассе.
- На электричке
Нужно следовать от Балтийского вокзала до станции «68 км» (время в пути примерно 1,5 часа), правда, придется прогуляться почти 3 км. Но в сумме выйдет примерно также, как на машине в случае пробок. Цена вопроса - 150-200 рублей в один конец.
Когда едешь на машине, по дороге встречаешь заброшенное деревянное здание ЖД-станции «Краснофлотск», кажется, что оно еще царских времен. Тут я была близка - официально она была открыта в 1926 году, хотя ветка была построена до революции 1917 года. Станция не функционирует лишь с 2011 года, сделано это в рамках программы сокращения железных дорог при Якунине. Сказали, что это направление не рентабельно. Жаль, оттуда достаточно близко до форта, и место такое атмосферное, будто из другой эпохи.
- На автобусе
Автобусы 401 и 403 отправляются от метро Автово, Купчино в Сосновый Бор. Время в пути - как на машине + остановки, около 2 часов.
Вернемся к варианту на машине - после поворота налево с шоссе начинается необычная дорога.
Центр вымощен камнем (оригинальная версия времен постройки форта), поэтому многие едут слева и справа по обочине, там вибрации меньше. К счастью, ехать всего минут 10-15, так что любой из вариантов не доставляет особых неудобств.
Возле музея есть парковка, она небольшая, поэтому многие оставляют машины на подъезде.
МУЗЕИ НА ТЕРРИТОРИИ ФОРТА
На территории, относящейся к Форту, находятся два музея. В первом находится выставка военных артефактов. Второй, насколько помню, краеведческий (не попали). Оба - совершенно бесплатные (но вы можете оставить пожертвование в фонд развития музея).
Первый работает по будням с 11 до 19, но попасть можно и раньше (а может и позже, если сотрудники на месте, здесь крайне лояльно относятся к правилам).
Музей форт Красная горка время работы
Я побывала здесь дважды за месяц и видела 2х сотрудников музея - очень приятные рассказчики, увлеченные своим делом люди, хорошо знающие историю места и разбирающиеся в различных тонкостях.
По их словам, музеи существуют практически на добровольных началах. Всего 3 сотрудника - два мужчины и женщина из краеведческого. Во второй музей не удалось попасть по той причине, что в тот день на работу смог выйти только один человек. Разорваться он не мог, и, конечно, в приоритете показ военной экспозиции, ведь ее хотят увидеть большинство посетителей.
По соседству с музеем расположились военные. Их владения видны по пути к музею, но также набредаешь на такие ворота и в лесу, уйдя с маршрута эко-тропы.
По словам сотрудникам музея, протяженность части дотов на территории военных - в разы больше, однако попасть туда не представляется возможным. Кроме того, толщина бетона дотов у военных - до 4 метров, в то время как на территории музея около 1 метра. По этой причине, в тех редких случаях, когда снаряды все таки попадали на крыши дотов, серьезных разрушений они не приносили.
Строили, кстати, только из бетона, т.к. свойства материалов были изучены плохо и металл добавлять боялись, ведь он мог реагировать на изменения температуры не так, как бетон, что привело бы к разрушению конструкции.
Внутри музей состоит из 2 больших залов (+ небольшие комнатки с кирпичом и артиллерийской машиной):
Экспозиция с кирпичом разных эпох:
На территории также предостаточно кирпича на месте разрушенных зданий 19-20 века:
Внутри музея 90% представленных экспонатов - это оружие, снаряжение и прочая военная атрибутика (советская и германская):
Вам с легкостью продемонстрируют принцип работы того или иного оружия, и даже дадут подержать и сфотографироваться)
Очень необычная машина, перемещенная сюда из другого места. Интерактивная - можно повращать колесо и понять, как опускались пушки и загружался в них снаряд:
УКРЕПЛЕНИЯ
Корабельная артиллерийская установка Б-13
Местами подземные тоннели рушатся и проваливаются, так что находиться внутри не очень комфортно. Их не разрушила война, но убивает время, хотя, может имеет место и человеческий фактор.
Даже летом под землей очень холодно. Сложно представить, как люди находились там зимой - если, конечно, не было предусмотрено систем отопления.
На поверхности особенно меня впечатлили Артиллерийский транспортёр ТМ-III-12 и ТМ-I-180. Хотя и была в артиллерийском музее, но тут они смотрятся как-то особенно величественно. Можно не только посмотреть на транспортеры, но и забраться на них. В основном, этим занимаются дети (что, кстати, опасно, на мой взгляд... легко можно не удержаться и упасть с высоты/на многочисленные выступающие угловатые металлические элементы):
Мощь и размер транспортеров просто поражают. Воображения не хватает, чтобы представить их идущими по рельсам и выпускающими снаряды...
Есть и орудия попроще:
Корабельная артиллерийская установка Б-13
Кстати, повсюду имеются QR-коды. У меня с завидным постоянством садится телефон, поэтому не пользовалась)
ЭКО ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТРОПА "ФОРТ КРАСНАЯ ГОРКА"
После осмотра дотов и орудий мы отправляемся на прогулку по эко тропе. Здесь каждые 200-300 метров установлены информационные щиты, потеряться сложно. А если ознакомиться с информацией на каждом - можно узнать много нового.
Советую запастись спреем от комаров, иначе придется буквально бежать по маршруту!
Дизель-электрическая станция батареи. Закрыта на выход
Самое захватывающее место на маршруте - это, конечно же, обрыв высотой в несколько десятков метров с видом на залив, где почти на горизонте курсируют корабли:
В этом месте особенно тихо, спокойно, умиротворенно. Поют птички. Даже не верится, что когда-то могли вестись боевые действия.
Чуть дальше - памятники и мемориал морякам:
Военный мемориал
В ходе прогулки было обнаружено вот такое здание, но, судя по найденной информации, это не церковь, т.к. от нее остался только фундамент:
Вообще вокруг форта множество сгоревших или разрушившихся от времени домов:
Прогулка по экотропе в среднем темпе занимает минут 40 - час. Осмотр музеев - тоже около часа. Но, даже осмотрев все, сюда хочется возвращаться снова и снова. Любоваться красотой настоящего момента и погружаться в историческое прошлое, которое, увы, было не столь радужным.