Было сердце мое горячее,
Чем серы поток огневой,
Чем лавы поток огневой,
Бегущий с горы Эореи
Под ветра полярного вой,
Свергающийся с Эореи,
Под бури арктической вой.
Всем привет, друзья! С вами
††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поговорить с вами про небольшое, но очень колоритное по наполнению произведение, которое я считаю одним из любимых в творчестве Лавкрафта. И важное уточнение - отзыв посвящен конкретному произведению, а не сборнику рассказов, который был так назван в честь этого произведения. Так что если вас интересовало мнение о книге целиком, то простите, это не ко мне, друзья : )
человеческое любопытство неистребимо
И перед тем, как перейти к впечатлениям об истории, я не могу не заметить, что Говард местами повторялся в плане сюжета. Одна и та же идея могла кочевать из одного произведения в другое, показывая ситуацию или миф немного с иной точки зрения, и от того делая его более реалистичным, а потому и пугающим. Я решил сделать это уточнение исключительно на тот случай, если вам во время чтения покажется, что нечто подобное вы уже могли читать ранее.
Под сенью Хребтов Безумия остерегайтесь давать волю своему воображению.
Это нормальное ощущение, и подобный сюжет действительно уже встречался ранее в его работах. Только разница в том, что теперь люди находятся не в выжженной от Солнца пустыни, а в ледяной Антарктиде, которая скрывает в глубине льдов много ужасных откровений, способных пошатнуть все привычное мироощущение человека.
Вдали, среди одиноких вершин, буйствовал свирепый антарктический ветер; лишь ненадолго усмирял он свои бешеные порывы; завывания его вызывали смутное представление о диковатых звуках свирели; они разносились далеко и в силу неких подсознательных мнемонических причин беспокоили и даже вселяли ужас.
После которого люди уже никогда не смогут смотреть на вселенную как раньше. Чего стоит столкновение с наследием Древних Старцев, которые не только по облику, но и даже по морали и этике были очень далеки от нашего вида. С нашей точки зрения их можно называть чудовищами. Вот только что интересно и даже иронично - с их точки зрения мы точно такие же монстры. Лысые приматы в чужих шкурах со стреляющими грозой палками и собаками.
В некоторых людях страсть к познанию перевешивает все, ей уступает даже инстинкт самосохранения.
О каком диалоге вообще возможна речь, если на одном месте сталкиваются несовместимые ни по одному параметру цивилизации, вызывающие только ненависть и отвращение у друг друга? Подобную идею "продолжил" спустя много лет Стивен Кинг в романе "почти как Бьюик", в котором нам поведают о столкновении человека с иной формой жизни. Настолько отвратительной и уродливой на вид, что людям придется только забить чужака насмерть.
Иногда с его губ срываются бессвязные, лишённые смысла словосочетания вроде: «чёрная бездна», «резные края», «протошогготы», «пятимерные, наглухо закрытые конструкции», «мерзкий цилиндр», «древний Фарос», «Йог-Сотот», «исходная белая студнеобразная структура», «космический оттенок», «крылья», «глаза в темноте», «лунная дорожка», «первозданный, вечный, неумирающий» и прочие странные словосочетания.
Справедливости ради замечу, что попавший в другое измерение человек оказался в точно также ситуации - в глазах (или что у них там отвечает за зрение) чужаков он был бесконечно мерзок, и потому они тоже забили его насмерть. Строго говоря, случился просто размен живыми единицами, после чего люди решили ограничить свои эксперименты с настолько тонкой материей, как возможность попасть в иное измерение.
Во всем этом постоянно и упорно чудилась некая ошеломляющая тайна, обещание будущих открытий, словно между кошмарных нагих шпилей открывались зловещие врата в заповедное царство снов, где мрачные бездны таили в себе отдаленные времена, пространства, иные измерения. было трудно отделаться от чувства что встретился с некой злой силой - хребтами безумия, дальние склоны которых обрываются в проклятую бездну, край земли.
В "хребтах безумия" все немного иначе - персонально люди отправились в эти края исключительно с целью найти замерзшие виды, которые могли сохранить в идеальном состоянии. Ну и изучить местный ландшафт, Никто из членов экспедиции не ожидал столкновения с неведомым и древним ужасом, которые целые столетия находился погребенным под льдами. И мог бы дремать и дальше, если бы не экспедиция.
Так что в каком-то плане не могу не заметить, что ученые сами виноваты.
На пустынные вершины порывами налетал жуткий антарктический ветер, в его завываниях чудились иной раз живые ноты отчаяния;затрагивая какие-то подсознательные воспоминания, этот разноголосый плач будил во мне смутные страхи.
Они сам полезли на чужую территорию, обнаружили то, чего не стоило трогать, и поплатились за это. Те немногие уцелевшие члены команда даже согласны с моей точкой зрения, и все произведение строится на принципе записок и дневника, в котором главный герой (переживший это ад) пытается предостеречь научное общество своей истории. Хотя он прекрасно понимает, что все решат, что он просто выжил из ума, и скорее всего у него ничего не получится.
Бурливый, слабо светящийся фон из облаков казался чуждым земным пространствам, тая в себе невыразимый словами намек на некую расплывчатую, бесплотную потусторонность и жуткое напоминание о полном одиночестве, пустоте и обособленности, о вековом мертвом сне этого нехоженого и непознанного южного мира.
Но, как говорится, в таком случае его совесть будет хотя бы чиста. Так как он сделал все, что зависело от него. Остальное на совести государства и тех богатых и влиятельных людей, которые решили собрать повторно экспедицию с целью отправить её в те края, и продолжить то, что было начато несколько лет назад. Воистину люди странные создания без инстинкта сохранения, которые ничему никогда не учатся.
Звездоголовых нельзя ни в чём винить. Что они сделали? Ужасное пробуждение на страшном холоде в неизвестную эпоху и, вполне вероятно, нападение разъярённых, истошно лающих четвероногих, отчаянное сопротивление, и, наконец, в придачу – окружившие их неистовые белые обезьяны в диковинных одеяниях… несчастный Лейк… несчастный Гедни… и несчастные Старцы. Они остались до конца верны своим научным принципам. На их месте мы поступили бы точно так же. Какой интеллект, какое упорство! Они не потеряли головы при встрече с неведомым, сохранив спокойствие духа, как и подобает потомкам тех, кто изображён на барельефах! Кого бы они ни напоминали внешним обликом – морских звёзд или каких-то наземных растений, мифических чудищ или инопланетян, по сути своей они были людьми!
Даже если вы считаете, что все рассказы выживших лишь выдумка или слова безумцев, которые не пережили ужасную катастрофу, которая произошла с ними и их товарищами в тех краях, то куда вы суетесь без должной подготовки? Предыдущая команда тоже была уверена в своих силах. В итоге все открытия и тела созданий, которые могли бы подтвердить их утверждения были потеряны. А сколько денег (я уж не говорю про человеческие ресурсы) было потеряно на то, что завершилось полным провалом?
Нет, люди определенно ничему не учатся.
Переводчик: Алякринский Олег, Богданов Игорь, Брилова Людмила
Издательство: Иностранка, 2016 г.
Серия: Иностранная литература. Большие книги
Страниц: 608 (Офсет)
Масса: 578 г
Размеры: 217x151x34 мм
Аннотация:
«Хребты безумия» написаны в документальной манере повествования, постепенно привыкая к которой, становишься свидетелем особой реальности описываемых событий. Полярная экспедиция сталкивается с запредельным ужасом древних веков. Лучшее кошмарно-прекрасно-завораживающее описание в творчестве Лавкрафта запечатлено именно в этом произведении. Это описание заброшенного ледяного города «древних», уводящего в недра земли.
Творчество Лавкрафта весьма специфично и нравится не всем. Я это понимаю и принимаю. Прежде всего, не все любят ощущение хтонического ужаса, к которому постоянно ссылается в своих работах писателях. Нам этом построено большинство его работ, и я совру, если скажу, что в детстве меня не пугали его произведения. Я до сих пор помню тот УЖАС, который я испытал во время чтения другого произведения. Я был очень молод, и мне даже показалось, что я читаю не художественное произведение, а не что реальное.
Тот кошмар преследовал меня еще долгие месяцы, но потом отпустил.
... Старцы пережили стадию техногенной цивилизации, однако отказались от неё как от неадекватной эмоционально.
"Хребты безумия" - это пример классической прозы Говарда в хорошем смысле слова. Здесь его манера повествования не слишком сухая, но и не полная литературных описаний. Язык произведения достаточно точен, так как речь идет об ученом, который привык излагать свои мысли в сдержанных тонах. Первая часть истории может показаться даже слегка нудноватой тем, кто привык сразу получать экшен с первых страниц. Таким людям я хочу пожелать только немного терпения, так как они обязательно его получат.
Просто всему свое время.
После четырех часов Лейк дал радиоотбой, посоветовав нам отправляться спать; его группа, хорошо поработав, тоже немного отдохнет. Он перемолвился несколькими теплыми словами с Пэбоди, еще раз поблагодарив того за удивительное изобретение, без которого им вряд ли удалось бы совершить открытие. Этвуд тоже дружески попрощался с нами.
Размеренная и спокойная экспедиция в Антарктиде постепенно, шаг за шагом начнется превращаться в ледяной ад, из которого большинство членов команды не смогут уже выбраться живыми. По разными причинам. Но вначале будут великие открытия в виде найденных тел странных созданий, которые буквально встряхнут умы ученых, которые соберутся здесь. А углубление во льды приведет их к открытию таинственного лабиринта, напоминающего собой руины некогда существовавшей здесь цивилизации.
После чего и начнется сама история. Тот самый долгожданный экшен, который, возможно, ждали более нетерпеливые читатели.
Вызвав по радио Шермана, я приказал ему срочно вылететь ко мне, взяв обоих матросов: условия для полета стали к этому времени вполне благоприятными. Мы обговорили состав поисковой группы и решили в конце концов отправиться все вместе, захватив также сани и собак. Огромный самолет, сконструированный по нашему специальному заказу для перевозки тяжелого машинного оборудования, позволял это сделать. Готовясь к полету, я не прекращал попыток связаться с Лейком, но безуспешно.
СРАЗУ уточню, друзья - это не хоррор, и не ужасы. Никаких чудовищ или маньяков, нападающих на людей из тени не будет. Точнее, не в привычном для нас понимании. Местная фауна куда более опасна самим фактом существование, так как появление людей в этих краях может поставить приговор на всей цивилизации людей. Если они по роковой ошибке потревожат покой тех, кто некогда воздвиг в этих краях эти строения, то наш вид может быть воспринят как угроза для наследия. Как вредный паразит, от которого нужно избавиться.
Вид выветрившихся древних пород полностью соответствовал описаниям Лейка: скорей всего эти гиганты точно так же высились здесь и в исключительно давние времена — более пятидесяти миллионов лет назад. Гадать, насколько выше они были тогда, представлялось бессмысленным, хотя по всем приметам некие особые атмосферные условия в этом таинственном районе препятствовали переменам, сдерживая обычный процесс разрушения горных пород.
Согласитесь, что это звучит куда более ужасающе, нежели просто съехавший с катушек член команды или очередной мутант, который появился здесь из-за постоянных смешений своих родителей, которые из-за нехватки еды пожирали собственное потомство, с каждым новым поколением создавая все более безумного монстра.
То, что мы увидели, нельзя было назвать обычным городом, нашим глазам открылась поразительная страница из древнейшей и невероятнейшей главы земной истории. Следы ее сохранились разве что в самых темных, искаженных легендах, ведь глубокие катаклизмы уничтожили все, что могло просочиться за эти гигантские стены.
"Хребты безумия" - ОТЛИЧНЫЙ пример хтонического ужаса. Это и мифы про древние Расы, которые существовали задолго до появления первой обезьяны, в чью голову придет мысль взять палку, и ударить ей по голове своего собрата. Это и ужастик про то, что не всегда руины или древние находки могут скрывать в себе только тайные и полезные для человечества знания. Недаром ходит так много легенд про проклятия различных могил, после раскопки которых якобы начинались мировые войны или катаклизмы.
Здешняя угроза более реалистична, более обыденна, и потому ОПАСНА.
Снизившись, мы разглядели среди руин несколько довольно удобных для нашей цели мест. Выбрав то, что лежало ближе к перевалу — ведь нам предстояло возвращаться в лагерь тем же путем, — мы точно в 12.30 дня приземлились на ровный и плотный снежный наст, откуда ничто не могло помешать нам спустя некоторое время легко и быстро взлететь.
То, что должно быть стать экспедицией с новыми находками и открытиями превратилось в локальный аттракцион ужаса. Люди и рады бы "сдать билеты обратно и вернуть деньги", но касса уже закрыта. И клоуны уже вышли на сцену. Только вместо смеха слышен рев и крики боли. То, что должно было стать благословлением для человечества, оказалось вратами в Ад. В фигуральном смысле этого слова, разумеется. Не в прямом.
И все же нам пришлось заново просмотреть все документальные свидетельства: нужно представить миру как можно более полную информацию, чтобы наше предостережение, такое актуальное, стало еще и убедительным. В неразгаданном мире Антарктики, мире смещенного времени и противоестественных законов, человек испытывает губительные для него влияния, словом, продолжение там исследований попросту невозможно.
Перечитав в очередной раз эту историю (чтобы освежить память перед написанием отзыва) я в очередной раз убеждаюсь в таланте Говарда вплетать в мифологию Древнего Мира хтонические ужасы и кошмары, делая их реальностью наяву. Да, я знаю, что он был не единственным, кто работал над мифологией Древних Богов, о чем частенько забывают читатели его книг. Но конкретно здесь и сейчас я хвалю ТОЛЬКО его талант и его фантазию.
Спасибо писателю за столь продуманное и завораживающее ужасом произведение.
Максимально высокая оценка и поднятый вверх палец. До новых встреч, друзья, и берегите себя!
_________________________
З.Ы. Если вы интересуетесь книжными новинками или подборками артов по любимым вселенным, если вам интересно читать книжные рецензии, или хочется поделиться своими мыслями по поводу очередной прочитанной книги, то сообщество "живу с книгами" ждет вас! Мы рады всем, и с нетерпением будем ждать и тебя, друг. Присоединяйся!