Опубликовано 13 Ноябрь, 2016 - 23:33

Удивлена, что до сих пор ни один человек не оставил отзыв на "Орфея" Жака Кокто. Я очень люблю всю трилогию на тему поэта и смерти, и Орфей в ней - самый удачный фильм, на мой взгляд.

Для справки: в трилогию входит еще "Смерть поэта" 1932 года - изобилующее символизмом дитя своего времени, с причудливыми образами, с дремообразными сюжетами, а так же с прекрасной Ли Миллер в роли получившей душу статуи. И "Завещание Орфея" 1959-го - светлая и печальная аллегория, созданная Кокто на пороге собственной смерти.

Орфей прекрасный и тревожный от начала и до финальных титров. Очень не люблю вопрос "О чем кино?", когда речь идет о сюрреализме 😊 Но, в общих чертах, это фильм о путешествии поэта в загробный мир и попытке жить прежней жизнью после возвращения "оттуда". Центральный образ - Смерть, которой Кокто пытается придать человеческие черты, и, пожалуй, это единственное, что вызывает легкую досаду в этом киношедевре. Но.. будем снисходительны к гению: желание отгородиться от страха смерти любой ценой так понятно в людях.

Сюжетный ход и съемки великолепны, даже с применением незатейливых спецэффектов докомпьютерной эпохи. Поэт (Орфей), эгоистично и мелочно переживающий недовольство браком, становится свидетелем странной смерти молодого коллеги. Умирающего забирают и увозят под руководством загадочной молодой женщины на дорогом авто, и она же велит Орфею ехать с ней под предлогом необходимости выступить свидетелем несчастного случая. В машине Орфей понимает, что везут они уже труп, а не умирающего в больницу, как он предположил сначала. Водитель-лакей включает радио на волне, на которой транслируются странные тексты а-ля "номерная станция", а все попытки задавать вопросы или протестовать грубо и безаппеляционно пресекаются высокомерной спутницей. В конце-концов обалдевший от происходящего Орфей видит как женщина уходит в зеркало, уводя за собой умершего поэта, и теряет сознание.

Затем... встреча с лакеем, ссоры с женой, часовые бдения у радио с загадочной радиостанцией: он не понял, что видел и он не знает, что ищет. Сюжет развивается динамично, его пронизывает тревожное томление по неизвестному, которого многим иногда так не хватает на фоне повседневных будней.

Фильм стал объектом активного плагиата со стороны Ренаты Литвиновой (за что я ей, впрочем, даже благодарна). Изначально предполагалось, что Смерть будет играть Марлен Дитрих, но в итоге выбор остановили на молодой испанской актрисе Марии Казарес и, ИМХО, совершенно не прогадали.

Мало кто знает, что сценические костюмы к фильму создал тогда еще совсем молодой и малоизвестный Пьер Бальман (черное и белое платья Смерти сразу обратили на себя мое внимание лаконичным великолепием). В роли Орфея, конечно же - Жан Маре, многолетний спутник Жака Кокто. Шустный и романтичный лакей, самоубившийся от несчастной любви - неожиданная роль для молодого Франсуа Перье (адвокат Террозини из "Спрута" и исполнитель еще нескольких злодейских ролей из боевиков 60-80-х). В роли "вакаханки" Аглаонис - популярная в те годы представительница парижской богемы Жюльетт Греко.

Фильм из категории "для ценителей" Рекомендовать его могу любителям абстрактного и сюрреалистического в искусстве, остальным он все же вряд ли придется по душе.

Cellрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также