"Шерлок Холмс. Собака Баскервилей" от Московского Драматического Театра имени Сергея Есенина был первым иммерсивным спектаклем, на котором мне довелось побывать: ранее я была довольно скептически настроена к такому виду постановок, предпочитая более классические формы. Однако, прочитав позитивные отзывы уже посетивших его зрителей, ознакомившись с сюжетом и посмотрев площадку, на которой он проводится, решила сходить и осталась просто в восторге!
Театр имени Сергея Есенина совсем молодой проект, у которого нет постоянной площадки: все спектакли проводятся в старинных дворянских усадьбах города Москвы. Такая кажущаяся бесприютность коллектива на самом деле скорее идёт ему на пользу, потому что происходящее действие с стенах практически аутентичных, наполненных особой старинной атмосферой, в естественных декорациях делает спектакли особенно неповторимыми и уникальными, создавая максимально приближенную к описываемым событиям среду.
"Собаку Баскервилей" экранизировали и ставили на сцене сотни раз, у каждого зрителя уже есть свой сложившийся, субъективный образ главных героев: Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Для кого-то это Ливанов и Соломин, кому-то более по душе Камбербэтч и Фримен. Поэтому в актёрах спектакля Театра Есенина невольно ищешь "знакомые черты", ранее созданных образов, но очень приятно видеть, что они не копировали и не пытались их сделать аналогичными другим, а воплотили свои, уникальные, лишь с некоторыми общими чертами, о которых поведал ещё Артур Конан Дойль.
Шерлок Холмс в исполнении Ярослава Шевалдова получился ярким, энергичным человеком, которому присущ специфический британский юмор. Вообще хотелось бы отметить, что в спектакле присутствует довольно много комичных моментов, которые делают повесть не такой мрачноватой, как у Артура Конана Дойла: это и диалоги персонажей, и стиль их поведения, и немного гротескный внешний вид.
Доктора Ватсона просто блестяще воплотил актёр Сергей Хачатуров - это не скромный флегматичный Соломин и не эмоциональный Фриман, здесь перед зрителями предстаёт настоящий сыщик, ироничный, уделяющий внимание деталям, очень активный. Вообще роль Ватсона ведущая в спектакле - он не уходит со сцены практически всё время, является ключевым действующим лицом спектакля. Для меня именно образ Хачатурова кажется наиболее близким к описанному в книге и было очень интересно увидеть его на сцене.
Вообще в целом игра актёров впечатляющая: они ни на минуту не выходили из образа, очень активно взаимодействовали со зрителями, внешность и привычки выдавали в них истинных жителей Великобритании.
Сам спектакль проходит в зданиях городской усадьбы Разумовских, построенной в 19 веке, чье роскошное убранство в классическом стиле максимально соответствует представлениям об усадьбе Баскервилль-холл и лондонской квартире Шерлока Холмса. Перед началом спектакля зрители уже оказываются вовлечены в действие: всех приветствует миссис Хадсон и предлагает выпить чаю, по традиции английского гостеприимства. В целом, на протяжении всего действия взаимодействие актеров со зрителями максимально: им предлагают и разделить ту самую овсянку на завтрак с сэром Генри и Ватсоном, они становятся гостями за столом на приёме у сэра Генри, а также участвуют в засаде на собаку, ловят Бэрримора с лампой у окна.
Во время спектакля среди зрителей были люди очень разных возрастов: от школьников до пожилых людей и все были в полном восторге от постановки, по окончании актеров неоднократно вызывали на поклоны. Особенно, судя по эмоциям, спектакль понравился детям и подросткам, которые при выходе уже строили планы посетить и другие постановки этого театра.
Не смотря на то, что спектакль длится почти четыре часа, у зрителя не возникает ощущение затянутости: постоянная смена локаций, частое передвижение по сценическому пространству, тесная коммуникация с актёрами и соучастие в происходящем заставляют не замечать времени. Я очень рекомендую посетить этот спектакль всем тем, кто интересуется иммерсивными постановками, творчеством Артура Конан Дойля, кто любит открывать для себя новые виды искусства и хочет ощутить себя немного актёром.