Опубликовано 23 Июль, 2022 - 16:14

Всем привет)) Изредка мне хочется почитать что-то о моде, её истории. В этот раз мой выбор пал на книгу про готику в одежде и культуре, и сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями об этой книге

Все коллажи для этого отзыва я сделала самостоятельно, при помощи мобильных редакторов. Часть фото взята из книги, часть - из открытых источников. Все цитаты взяты из книги.

В этой книге авторши обещают нам рассказать о готике в культуре, моде и о том, как на нас на всех повлияла эта мрачная субкультура. Книга состоит из двух частей, написанных двумя женщинами. В первой рассказывается об истории готики вообще, начиная от литературы (да, это мои любимые готические романы), заканчивая модными тенденциями и общественному отношению к готам. Вторая часть целиком и полностью посвящена готической музыке и исполнителям и исполнительницам, которых считают готическими (и да, все артисты и артистки из этой главы - одной сплошное ретро, из 80-х и 90-х). Честно скажу, что вторую часть я по факту пролистала почти всю - ну неинтересна мне подобная музыка, я по современному дарку и инди. Вообще, книга о моде, но чуть меньше половины этого сочинения о музыке, что мне кажется немного алогичными, но да ладно.

Зато первая часть этой книги очень и очень интересная, на мой взгляд. Авторша рассказывает об истории готики, начиная с самых истоков - древних племён "готов", которые, правда, были ужасно далеки от того, что сегодня зовётся готикой. Зачем речь идёт про архитектуру, а потом авторша переходит к зарожлению готической литературы. Первым подобным романом она считает "Замок Отранто" Горация Уолпола. Я читала это сочинение и скажу, что книга довольно странная, мне она скорее не понравилась: сюжет изобилирует разного рода трешем и чернухой, при этом смысла и логики в происходящим мало. Немудрено, что современники Уолпола относились к "Замку" снисходительно, как к этакой бульварщине. Но, постепенно отношение к готике начало меняться: все больше авторов и авторш стали писать в этом жанре. Появился "Монах" Льюиса, "Франкенштейн" Мэри Шелли, работы Анны Радклиф и многих других писательниц и писателей.

Затем, с началом викторианской эпохи готика получила новое развитие вместе с появлением моды для водьвих платьев. Изначально, женщины в трауре должны были быть скромно скорбящими, но в итоге родилось кичливо-мрачное платье, будто бы сошедшее со страниц тех самых готических романов. Особенное внимание уделялось корсетам, к котором также впоследствии будут возвращаться готы 80-х и 90-х (хотя, стоит отдельно отметить то, что готическая субкультура конца двадцатого века склонна скорее не полностью копировать викториианскую моду, а лишь вдохновляться ею и её образами, не более того). Также в девятнадцатом веке продолжает развиваться готическая литература, появляются вампирские романы: "Кармилла" Шеридана Ле Фаню, "Дракула" Брэма Стокера и другие книги.

Во многом вампирская эстетика определила и повлияла на появление готической субкультуры. В начале 80-х вышел вампирский фильм с Катрин Денев в главной роли - "Голод", который во многом также определил определил вектор готической субкультуры. Красота в мрачном, в том, что находится на заре своего существования и поражает мёртвой эстетикой. Мрачная, меланхоличная музыка, отсылки к "прекрасному прошлому", безвозвратно утерянной эпохи викторианской готики, вампиризм, андрогинность и жутковатая, мертвая красота - все это стало в той или иной степени частью готической субкультуры, появившемся в конце прошлого века.

Готическая субкультура развилась, как ответветвление от субкультуры панков. Изначально любая субкультура - этакая контркультура, противопоставляющая себя моде и массовой культуре. Но, на деле, не будь бы моды и поп культуры, то никаких субкультур и вовсе бы не существовало. Связь между модой и готами куда сильнее и глубже, чем кажется. Самым готическим из модных дизайнеров считается Александр Маккуин, и, несмотря на выраженный эпатаж его одежды, так или иначе его работы принадлежат и к массовой культуре, как часть моды и стиля. Таким образом, получается, что готы хотят отречься от моды и трендов, но на деле лишь собственноручно создают новые или используют старые тенденции: ведь когда-то чёрное вдовье платье с корсетом было вполне банальной вещью, которая находилась на пике той самой моды, которую готы так сильно ненавидят.

В десятые и двадцатые годы двадцатого века развился жанр немого кино, впоследствии также повлиявший на субкультуру. Мрачные образы той же Теды Бары (кстати говоря, я обожаю её фото и образы, невероятная атмосфера и настроение у этой актрисы) впоследствии тоже, как считает авторша первой части книги, дали определённые толчки к созданию целой субкультуры. Вообще, конечно, интересно в итоге все получилось: готы черпают вдохновение для своих образов из самых разных эпох - будь то мрачное средневековье с инквизицией, охотой на ведьм и аутодафе, или же "целомудренная" викторианская Англия, или, например, становление кинематографа. По итогу, получившаяся готическая субкультура - этакая слойка из самых мрачных тенденций всей мировой истории.

Авторша первой части рассуждает и о социальном восприятии готов, о демонизации и общественном осуждении представителей и представительниц этой субкультуры. Говорят, в Америке, во времена расцвета готов, было создано целое подразделение по борьбе с субкультурой. Зачем? Чтобы изучить "пропаганду суицида, наркотиков, лёгкой жизнь и остальное негативное влияние готов на детей и подростков". При этом, большинство представителей и представительниц субкультуры были довольно далеки от этого демонизирующего описания, и им досталось общественное осуждение чисто за их мрачные вкусовые предпочтения.

Мне самой, несложно догадаться, готика очень близка, я люблю мрачные вещи, долгое время красила ногти в чёрный, сейчас часто рисую большие тёмные стрелки тенями и ношу тёмные костюмы. Но я родилась тогда, когда уже субкультура была по большей части мертва и могла судить о готах только по стереотипной репрезентации в американском кино. Отчего-то я не сильно верила этому непонятном отображению готов и готики в фильмах, и предпочитала судить сама о готике, читая готические романы и другие мистические истории. В будущем мне бы хотелось переделать свой гардероб, добавить больше мрачных вещей, а также прикупить ретро блузок и платьев, так что, эта книга особенно вдохновляет на подобное.

В этой книге полно наглядных фото: с модных показов, из фильмов, с фотосессий, демонстрирующих готику в одежде и атмосфере. Вообще, конечно, книга по большей части и состоит из фото - 40% текста на 60% фото. Картинки красивые, эстетичные и атмосферные. Причём, фото подобраны максимально близкие к тексту: если в абзаце речь про роман Уолпола - есть портрет Уолпола, а если говорится про готический альбом такой-то группы - вот и обложка этого альбома. Визуальный материал подобран максимально грамотно, за что я говорю отдельное спасибо.

Но авторшу первой части часто заносит в немного пространные рассуждения, близкие к какой-то философии. В начале книги, она обещала разобрать, какие чёрные вещи мы не можем считать готическими, и какие вещи других цветов мы смело можем называть готическими. И об этом в итоге ничего не написано, вместо этого есть какие-то странные, малопонятные метафизические высказывания, без которых вполне можно было обойтись. Кстати говоря, надо признать, что, в целом, язык у книги тяжеловатый, для людей, мало знакомых с литературой о моде, может быть сложно читать.

Итак, пожалуй, я поставлю этой книге оценку 4/5. До пятёрки эта работа не дотянула по двум причинам: обилие воды в тексте (по типу тех философствований, о которых я говорила в предыдущем абзаце) и откровенно странная, спорная вторая часть (о музыке). Книгу я рекомендую к прочтению, как источник вдохновения, в первую очередь: нечасто так много готической красоты можно увидеть в одном месте.

Всем спасибо, за внимание, если вам понравился этот отзыв, прошу поставить лайк и почитать мои другие рецензии на книги:

"Шоколад" Джоанн Харрис - история для любителей и любительниц вкусностей и добрых, атмосферных книг

"Кэрри", Стивен Кинг - для тех, кому по душе жутковатые школьные истории

"Орландо", Вирджиния Вулф - очень странный, но шедевральный роман

light night.рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также