Наверное, я никогда не устану удивляться и даже поражаться полёту человеческой фантазии. Конечно, это замечательно, что люди имеют своё мнение, пытаются мыслить, объяснять, додумывать, строить гипотезы. И пусть некоторые объяснения будут казаться нелепыми и даже абсурдными. Всё равно бывает интересным узнать чьё-то новое толкование, уже, казалось бы, затёртой до дыр, старой сказки.
Это касается и детского фильма «Приключения Буратино». Картина «старая», прямо как я, мы почти ровесники, я только на год старше. Так что, у зрителей было время понавыстраивать разных своих версий происходящего на экране. В сущности, а почему бы нет? Можно, конечно, назвать все эти объяснения «натягиванием совы на глобус», но есть ведь среди зрителей люди со специфическим, нестандартным восприятием. Вот эти зрители и торопятся поделиться своими «открытиями». Тут, конечно, нужно иметь немного смелости, и не обращать внимания на то, что не все могут принять очередное «объяснение», обидеться, даже оскорбиться, или поднять его на смех.
Любая сказочная история располагает к тому, чтобы и объяснения выстраивать подстать, и одно объяснение будет казаться сказочнее другого. Особенно это касается сказок, в которых финал не достаточно «разложен по полочкам». Многим зрителям кажется, что и финал «Приключения Буратино» также какой-то «непонятный», есть даже просьбы объяснить его, такое встречается на просторах интернета. Хотя я думаю, что финал в фильме вроде как и не нужно объяснять, он добрый и светлый, обычный сказочный финал.
Ещё не нужно забывать, что всего лишь детский фильм. Поиск скрытых смыслов, порталы в другие измерения и теории заговоров – это стихия взрослых. Другое дело, что современные дети вряд ли массово станут смотреть этот фильм. В основном его используют в качестве ностальгических воспоминаний рождённые в СССР, уже давно взрослые люди. Отсюда и разнообразие объяснений.
Пересказывать разные объяснения финала и самого фильма, думаю, не стоит. Темы там непростые, касаются религии, политики и смерти, они могут ненароком кого-нибудь обидеть, или оскорбить чувства. В общем-то, при желании, всё это можно легко найти в интернете. Меня вообще устраивает финал без объяснений, и фильм без объяснений. Я вижу обычную детскую сказку с логичным, добрым и светлым финалом.
Золотой ключик и потайная дверца – это очень символично. У любого человека есть тайные или явные мечты и желания. Обладатель волшебного ключа имеет возможность материализовать свои мечты. Его мечты станут реальными, когда он откроет дверь, за дверью и будет новый мир его мечты. И тут всё зависит от фантазии и внутреннего мира обладателя ключа. Мне это напомнило фильм «Маска» 1994 с Джимом Керри: результат обладания маской у каждого был свой. Также и с «золотым ключиком». Каков бы был результат, если бы ту потайную дверцу открыл, например, Дуремар? Или Пьеро? Или …
Критика фильма мне также показалась интересной. И здесь речь не идёт об общем качестве картины, имеется в виду якобы «вредное» влияние фильма на детей. Вроде как, оболтус и неуч Буратино, не имеющий совершенно тяги к знаниям, благодаря каким-то авантюрам и везению, добился славы и успеха.
Кто не учёный, не поэт,
А покорил весь белый свет…
Нужно ещё учесть такой момент: Папа Карло ведь «создавал» Буратино с целью увеселения людей. Он даже во время работы над куклой напевал песенку, в которой были слова
Он спасёт нас от печали…
И у каждого персонажа-куклы в фильме можно найти кучу недостатков. Тем не менее, никакой «кары» за эти недостатки нет, а как раз наоборот.
Я думаю, что всё же не стоит так серьёзно относиться к происходящему в сказках. Это всё-таки детский мир, в нём полагается иногда шалить, в разумных, конечно, пределах. Что бы это был за Буратино, если бы он учился на отлично, много читал, имел положенное хобби, не дерзил старшим, окончил институт, потом много работал и умер в глубокой старости. Нет, уж лучше он пусть остаётся весёлым обалдуем с улыбкой до ушей.
Будь веселым, дерзким, шумным,
Драться надо - так дерись!
Это слова из «Романса Тортиллы», одной из главных героинь, пожилой черепахи. Она триста лет прожила на этом свете и пытается донести до Буратино кое-какие свои мысли, с высоты прожитых лет. Мысли Тортиллы, конечно, тоже критикуют. Акцент делается на том, что старая черепаха учит мальчишку драться. Конечно, было бы замечательно, если в этом мире совершенно не нужно было бы драться. Но этот мир реален, и он жесток. Хулиганов, алкоголь, преступников, психически нездоровых ещё не «отменили». А если всё же случиться та самая, банальная ситуация, и на глазах у порядочного мальчишки хулиган будет приставать к девочке. И тут мальчишка подумает о том, что когда-то старая черепаха что-то там говорила о драке, но после «умные» взрослые ему объяснили, что драться нельзя. А без конфликта с хулиганом девочку не выручить из беды. Так что, пусть-ка эта девочка как-нибудь сама выкручивается. И подлецом этот мальчишка себя чувствовать не будет. Или всё-таки, если драка неизбежна, то просто нужно бить первым? В данном случае, мальчишка – это добро, а оно должно быть с кулаками, за ним правда, он сильнее. Спортивная секция поможет.
Следующая критика на фильм, которая мне запомнилась, касается парочке тамошних аферистов. Это Кот Базилио и Лиса Алиса. Эти пройдохи и обманщики спокойно занимаются своим «любимым делом», а наказания им за это никакого не следует. Это вроде как тоже нехороший пример. А я вот думаю, что никому из зрителей вообще в голову не придёт пытаться быть похожим на кого-нибудь из этой парочки. Ещё я думаю, что зрители всё же могут взять для себя кое-что полезное от них. В песне (песня Кота и Лисы (муз. А. Рыбникова, сл. Б. Окуджавы)) эти мошенники щедро делятся своими способами обмана. В общем-то, это не только «их способы», эти способы используют все аферисты. Там целое «учебное пособие» составлено. Жертвы разделены на категории: "хвастуны", "жадины" и "дураки". К каждой категории нужен специальный подход. Из всего этого следует вывод: чтобы не попасться на удочку мошенников, нужно просто быть «вне категорий», о которых Базилио и Алиса поют в своей песне.
Песни и музыка в фильме вообще заслуживают отдельного упоминания. Это очень красиво, и даже необычно. Фильм музыкальный, персонажи раскрываются посредствам музыки и песен. Это добавляет сказочности и даже мультяшности.
***
В общем, фильм «Буратино», я считаю довольно специфической картиной. Это развлекательный музыкальный детский фильм, я к нему и отношусь соответственно: сказка, в которой куклы, животные и насекомые разговаривают, ищут смысл, идут к цели, борются со злом и т.д. Это красивый, по-своему добрый и милый сказочный мир. Можно относиться к этому вымышленному миру по-разному, конечно. Можно и скрытый смысл поискать, это личное дело каждого зрителя. Мне, например, было даже любопытно узнать, что есть такие бурные фантазии. На моё же восприятие фильма эти фантазии никак не повлияли. Я по-прежнему вижу старую добрую сказку, слышу красивую музыку и песни, и меня это радует
Обожала в детстве этот фильм, и особенно песню Пьеро, посвящённую Мальвине "Не нужна мне малина, не страшна мне ангина... Лишь бы только Мальвина полюбила меня одного...." и ещё мне безумно нравился финал, когда персонажи уходили в сказочную страну, тогда моё воображение рисовало какое-то необычное светлое счастливое место.
Нифига себе люди умничают. По мне так фильм простой , как 2 рубля одной бумажкой. И темы там простые и понятные , и герои тоже. Вы правы - это действительно добрая детская сказка с хорошими песнями.. Непонятно, зачем так копаться..