"Космическая Одиссея" Стенли Кубрика, Дэвид Боуи со своим Звездно-пыльным Зигги, и как вишенка на торте - вот эта книга!
Сплошной космос а не четырнадцатилетие!
Книгу подкинул мне братец, что бы я не ныла (дескать мне скучно),и не просилась с ним на концерт группы "Поющие унитазы".
И действительно, с Омоном сразу перестало быть скучно, и на концерт идти мгновенно перехотелось, внезапно так.
Книга у меня выглядела следующим образом:
С одной стороны был роман "Жизнь насекомых", который показался мне довольно противным и нудным (перечитав, я изменила свое мнение), его надо было перевернуть и открыть с другой стороны, вот там и притаился Омон Ра...
Этот текст в четырнадцать лет показался мне настоящим Откровением!
В голове, был только один вопрос: А что, так можно было?
Сейчас перечитав, уже более искушенная и взрослая я не разделяю своих подростковых восторгов, но считаю этот роман более чем интересным, но обо все по порядку.
Итак:
Омон РА, Виктор Пелевин
Жанр: социальная сатира, фантастика,
Год выпуска: 1991
Аннотация:
аннотация
А вот нам опять грибов подвезли!
Какой-то мастер аннотаций и метких описаний в очередной раз сделал попытку рассказать нам о книге.
Как я уже говорила неоднократно, у Олегыча с аннотациями прямо беда, я подозреваю, что все "описальцы" сюжетов у этого автора ранее работали в Фаберлик, ибо фантазия их неутомима, а полет мысли впечатляет. (прямо как у пиарщиков данной косметической фирмы)
Давайте я вам расскажу о книге:
Давным-давно в далеком-далеком СССР, жил мечтательный парнишка - Омон (это папа-милиционер его так назвал).
Мечтал мальчик о космосе, Луне и жизни на Марсе. Больше всего, он хотел быть космонавтом.
И фортуна ему улыбнулась. Омка и его друг, поступают в летное училище имени Маресьева, и только там понимают, что с их страной, училищем, а в (довершении всего) мечтой всей жизни, что-то сильно не так.
Нет никаких самолетов, на которых летают, нет ядерного оружия, нет ничего такого на чем можно взмыть вот в этот космос, но лететь надо.
А раз партия сказала надо, то комсомол (в лице Омки и его друга) ответил - "Да!"
Героям
Кое что о Египте:
Как мы можем видеть книга называется Омон Ра.
А египетского бога солнца звать - Амон Ра.
Как я говорила, у Пелевина замес произведений такой:
Берется какой-то миф, притча, сказание
к нему добавляется какая-то злободневная ситуация
и посыпается тем или иным культурным явлением
СССР в Романе Пелевина похож на древний Египет, и вот чем:
Итак, Египетская цивилизация возникла на реке Нил, более четырех тысяч лет назад, очень быстро достигла своего развития и потом долго ветшала и приходила в упадок.
Была ли эта цивилизация осколком какой-то другой более развитой, мы не знаем. Но нам известно то, что однажды достигнув своего пика, Египет долго "затухал" и подделывал былое величие.
Когда были утеряны знания мумифицирования, строительства пирамид, и проч., египтяне начинали все это богатство подделывать. Строить пирамиды поплоше, мумифицировать кое-как, и создавать недолговечные саркофаги.
Кроме того, местные жрецы с маниакальным упорством демонстрировали мощь страны, различным заезжим грекам, и без устали "втирали" последним "очки".
Если почитать труды Платона, то можно только диву даваться фантазии египтян и их умению нести околесицу. Что бы отвлечь мыслителя от созерцания распадающегося на глазах царства, жрецы несли такой бред и сочиняли такие небылицы, что эти вирши прочно вошли в наш культурный код, и известны нам как мифы об Атлантиде.
Вот такой Атлантидой и миром имитации и предстает в романе "ОМОН Ра", наш великий и могучий Советский Союз!
Эдакий колосс на глиняных ногах.
Персонажи:
В книге много интересных второстепенных героев, одна звездная собака, многого стоит, но главный, он же основной герой в романе - один.
Омон Кривомазов (в фамилии видится что-то от Достоевского).
Милый мечтательный юноша-одиночка. Наделен, дурацким именем, у Пелевина вообще часто так. То Вавилен, то Маркиан, а уж как его персонажа-лису зовут, вообще срамота.
Омон - фантазер. В свободное от учебы время много размышляет о жизни, вселенной и вообще...
Мне он представляется чем-то средним между Майором Томом из песни Боуи, и парнем из композиции группы "Смысловые галлюцинации", который хочет отдать "за звезду пол жизни, за луну свободу".
Персонаж этот, как водится у Пелевина чуть-чуть рефлексирует, чуть-чуть предается ностальгии и воспоминаниям, и часто транслирует разные мысли самого автора.
начало
Мысли книги:
Рассказывая о том, что СССР - одна большая имитация, автор плавно подводит нас к мысли, что имитацией может быть вообще все, да-да и мы с вами тоже.
Подвиг может быть бессмысленным (и беспощадным), и его совершает каждый человек в меру своих возможностей. Для одних подвиг уже просто жить и радоваться жизни, для других - это может быть какое-то свершение. Миру все равно, что вы перебарываете: страх прихлопнуть паука, или страх полета в неизведанное. И то и другое - свершение.
Также, в тексте много (уже ставших для меня обыденными) пелевинских размышлизмов о природе и сознании человека. Я эти мысли пересказывать не буду, они кочуют из книги в книгу и даже мне приелись. Но читать все равно интересно.
Что понравилось мне в произведении.
Книга сентиментальная. И пробуждает какую-то ностальгию, по СССР даже у тех (у меня, например), кто в "союзе" и не жил никогда. Я как наяву увидела все эти: березки, беседки, поля, луга, космодром, детский пионерский лагерь и Красную площадь.
Книга какая-то пронзительная. Безумно жалко этого мелкого Омку, его мечты, радости и стремления. Безумно жаль всех этих людей из фанерно-лампового, но такого жесткого Советского Союза. Где все эти люди, куда пропали в девяностые...
Книга безумно интересная и захватывающая. Начинаешь читать и не понимаешь, как быстро летит время, вот и до пенсии уже недалеко.
Язык у автора очень простой, написано внятно и с юмором.
Что не понравилось:
Весьма дурацкий финал. И главное, можно было бы сделать более внятную концовку. Это не тот случай, когда автор так замудрил сюжет, что не смог свести концы с концами. Мне кажется, в какой-то момент Пелевину просто надоело писать.
Есть нечитабельные куски. Они небольшие и всего этих кусков - один-два. Там где герои вспоминают о прошлых жизнях. Это совершенно непонятная глава, ничего не приносящая в текст. В дальнейшем творчестве Пелевина эти куски превратятся во вполне читабельные "трипы", где персонаж либо будет принимать вещества, либо находится в состоянии клинической смерти. В дебютном же романе, эта глава самая "сырая" и ненужная.
Ах да: Книга мимолетом затрагивает на своих страницах конспирологическую теорию про американцев и Луну.
Что я думала в четырнадцать лет:
Этот Пелевин гений! гений!!! - вопила я будучи прыщавым подростком.
Мне казалось, что книга просто шедевр, ибо тогда я еще не читала и доброй половины книг (не говоря уже о злой) в жанре антиутопии и социальной сатиры.
Что я думаю сейчас:
Своих четырнадцатилетних восторгов я не разделяю. Да, это неплохой фантастически роман, да конструкция произведения хороша, но не шедевр!
А вот Жизнь насекомых, от которой я плевалась в юном возрасте, мне гораздо больше пришлась по душе.
Вердикт: Это дебют Пелевина, и поэтому можно "простить" автору и невнятную концовку и пару нечитабельных страниц. Знакомство с писателем лучше с этой книги не начинать.
Знакомство с автором лучше начинать с книг: Чапаев и Пустота, Дженерейшен П, Священная книга оборотня, Затворник и Шестипалый.
Всё-таки эта книга заинтересовала меня намного меньше, чем "Затворник и Шестипалый", почему-то кажется, что мне наскучит. Кстати, на фамилии Кривомазов тоже о Карамазовых подумала
Знакомство с писателем ограничу прочтением ваших отзывов)) Прикладной вопрос: как не перепутать всю фантастику в голове? Вы ее столько прочитали...Она мешает рационально думать или помогает? (Я год назад прочитала 2 фантастических книжки и нет-нет думаю о них, и все думаю, а как это у тех, кто много читает?)
Да как-то фантастика не особо перепутывается. Думаю, что фантастика просто немножко расширяет рамки восприятия в целом и помогает увидеть вранье в реальной жизни. Что касается Пелевина, то это вообще нонсенс, в книгах он так разжевывает каждую свою мысль, что вопросов не остается вовсе.