Опубликовано 25 Январь, 2018 - 14:34

  • Опыт использования:
    один раз

Плохо мы, товарищи, знаем отечественный кинематограф, плохо! То и дело отыскиваются в нём какие-то необычные фильмы, о которых не слышали ни мы, ни наши родители. Да и то правда, показывают нам обычно по телевизору один и тот же набор фильмов, всем известных и любимых народом, а пускаться на эксперименты с показом чего-то менее известного никто не желает. Вот и приходится самому искать что-то эдакое. В этот раз эдаким стал фильм, снятый на студии «Беларусьфильм» в уже порядком далёком 1971 году.

Режиссёр - Валерий Рубинчик, широкой аудитории известен мало, хотя и снял довольно много фильмов. Зато актёры, снявшиеся в картине, довольно известны: один из секс-символов советского кино Олег Видов, сделавший потом неплохую карьеру в Голливуде и снимавшийся в нашумевшей в своё время "Дикой орхидее", известнейший балерун Марис Лиепа, Нина Ургант, ныне более известная в качестве бабушки шоумена Ивана Урганта, Игорь Ясулович, Валентин Никулин... Ради чего же их всех собрали?

Фильм снят в Белоруссии и обыгрывает легенду о возникновении города Могилёва. Эпиграфом и эпилогом к фильму значатся начальные и заключительные строфы из поэмы 1913 года «Магіла льва» белорусского поэта Янки Купалы. По этой причине в Википедии и всяких там интернетах пишут, что это экранизация поэмы. Не верьте - те, кто так пишут, либо не смотрели, либо не читали, либо не делали и того, и другого. Вот и в титрах значится, что фильм снят по мотивам белорусских народных легенд. Поэтому несмотря на некоторые сходства между поэмой и фильмом, различий (и весьма существенных) можно отыскать значительно больше. Вкратце расскажу, о чём в фильме речь.

Некий князь Всеслав (коего невежды из интернета легко приравнивают к историческому лицу - князю Всеславу Полоцкому, хотя вполне очевидно, что это не он, а просто некий обобщённый образ) влюбляется в красавицу Любаву - невесту кузнеца Машеки. Вероломный феодал решает завладеть её сердцем и устранить конкурента. Это становится поводом не только к личным разборкам, но и прологом крупного социально-религиозногому конфликта, ведь князь не просто притесняет своих подданных, но ещё и рушит их языческие капища.

Да-да, в фильме мы наблюдаем нечастые для советского кинематографа сцены из жизни славян-язычников. Погребальный ритуал, гадания о замужестве, мольбы, обращённые к некоему лесному царю. Дружинники разрушают языческое капище, а Машека пытается сохранить прежние либерально-демократические традиции перед лицом надвигающегося закрепощения трудящихся со стороны светских и духовных властей. Чем дело кончится, рассказывать не буду, да и сами, наверное, не догадаетесь. Так что есть хороший повод посмотреть этот старый советский фильм и узнать о нашем кинематографе что-то новое. Не всегда же у нас снимали такие сусальные церковно-державные агитки, как «Ярослав. Тысячу лет назад» или «Лествица Владимира Красное Солнышко».

Кстати, белорусам тема славянского язычества, видимо, была особо дорога. Отражается она (хотя уже и не столь сильно) в фильме "Купальская ночь". Этнически окрашенная комедия о белорусских Ромео и Джульетте, каково, а?!

Ну, а если вы захотите посмотреть, как изображают славянское язычество сегодня, то можете посмотреть фильм с далеко не очевидным названием "Скиф" или, по крайней мере, прочитать мой интересный отзыв о нём. Wink

UmNickрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также