Оскар Уайльд писал комедийные пьесы, но рассказы его были печальными, философскими, жестокими по отношению к персонажам, как, например, "Мальчик-звезда". "Кентервильское привидение" - рассказ другого типа, в нем писатель уморительно насмехается над американцами, достается от Уайльда и соотечественникам, но в меньшей степени.
Начало, где описывается семья американцев Отисов, решивших прикупить замок с привидением, можно цитировать почти построчно. Там множество шуток, и это истинный английский юмор. Прошло больше века, а напористые, предприимчивые, прагматичные, в чем-то очень примитивные американцы не сильно изменились, подколки Уайльда все еще попадают в цель.
– Боюсь, мне не понравится ваша Америка.
– Потому что там нет ничего допотопного или диковинного? – съязвила Вирджиния.
– Ничего допотопного? А ваш флот? Ничего диковинного? А ваши нравы?
Англию в рассказе представляют домоправительница, измученная выходками призрака, нынешний лорд Кентервиль и его предок, ставший привидением. Знакомство с сэром Симоном, гремящим цепями ради устрашения обитателей замка, тоже оказывается смешным.
Первая, юморная часть рассказа мне нравилась, но ближе к середине стало понятно, что автор выдохся. Вторая половина, меланхолически романтическая, еще имеет некоторое количество шуток, но заметно не только то, что автор перешел к другой части сюжета - серьезной, но и то, что Уайльду особо нечего писать. Примерно последняя четверть "Кентервильского привидения" - пустой трёп. Все важное и нужное уже сказано, все, о чем стоило рассказать, произошло, а писатель все тянет и тянет свой рассказ, расписывая ненужные подробности и без того ясные, поэтому в конце я заскучала.
"Кентервильское привидение" - это красивая сказка, юмористический рассказ, мистическая история, а еще это символическое сравнение старого и нового, которое позволило продемонстрировать, что крайности - это плохо, а истина где-то посередине. Писатель предсказывает символически в "Кентервильском привидении" перемены, объединение нового (Америка вульгарная, но полная жизни) со старым (дряхлая приверженная традициям Англия) и дает нравственный ориентир, представленный Вирджинией Отис: чистой, доброй, самоотверженной, бескорыстной и неравнодушной.