Опубликовано 4 Апрель, 2024 - 18:04

После переезда в Германию полюбились мне горы, да так, что теперь и на море мне не надо, подавай хороший трекинг. И в очередной прилет в Россию было решено походить по горам максимально много, чтобы не тянуло туда всю зиму.

Первой поездкой стал трехдневный тур в Дагестан. Я никак не готовилась, ничего не читала, не гуглила названия (что мне совсем не свойственно), чтобы меня привезли и я такая "Аааахххх, какая красота!!!", т.к. видела только фото/видео у подружки и мне очень они понравились.

Тур с проживанием из Ставрополя в 2022г. стоил 11900 руб., в группе 20 человек. Плюс за катание на катере по Сулакскому каньону еще 1500 руб. Плюс еще и еще много сотен рублей, в итоге тур влетел в копеечку, за три дня было потрачено дополнительно 4500 руб.

Итак, выехав 25 августа в 21.00 из Ставрополя, к первой остановке в Дагестане мы прибыли примерно в 5.30 утра. Пересели из микроавтобуса в "джипы" и поехали любоваться на Сулакский каньон. Сначала полюбовались сверху по пути, а затем спустились вниз к воде и пересели в маленькие катера.

Виды на каньон
Нашей половине группы попался очень резвый дедуля, который прокатил нас от души и без предупреждения клал этот катерок буквально набок, так, что все летали и визжали, и в него заливалась вода. Телефон доставать было страшно, т.к. один раз я слетела со скамеечки и потом сказали, что стабильно ежедневно от 3 телефонов отправляются на дно каньона после таких покатушек.

Катание по каньону
Катание заняло 30 минут и в целом мне понравилось, красивого цвета вода, водопадики, к которым подвозили максимально близко, и высокие стены гор плюс утренная свежесть задали хорошее начало.

Затем мы отправились обратно к нашему микроавтобусу на "джипах" и нас завезли к пещере Нохъо, вход 500 руб. Посмотрев на фото пещер я решила туда не ходить и как оказалось не зря. Там есть мостик над пропастью с водой, выглядит симпатично, но даже он не вызвал желания платить, хотелось уже посидеть отдохнуть.

Далее мы отправились к обзорной площадке на Сулакский каньон. Красиво, но не ах. Плюс жара, ветрище и забытые дома очки не вдохновляли. Пространство большое, есть кафе и туалеты.

Вид на Сулакский каньон (Дубки)
Съев местное мороженое и пофотав каньон сверху, мы отправились на обед за 600 руб. в местное кафе. Плов, чуду, немного говядины и конфетки из перетертого сахара придали сил для следующей обзорной площадки с видом на Чиркейское водохранилище.

Вид на Чиркейское водохранилище. Рядом "Язык тролля"
Там расположен "язык тролля", взобравшись на который можно увидеть красивые виды. Очень хотелось зайти на кончик языка, но ветер дул с приличной силой и рисковать желания не было.

Далее через Гимринский тоннель мы добрались до Гимринской башни, фото которой у меня нет, т.к. ее историю я не знала и ее вид не вдохновил на фото, башня и башня. Тем более, что в нее попасть у меня шансов не было из-за неподходящей одежды.

Туда (и не только туда, вообще в Дагестан) необходимо приезжать в закрытой одежде. Я сделала ошибку, надев шорты, т.к. была жара и у меня не было подходящей одежды.

Как нам потом рассказал гид из Махачкалы, открытая одежда воспринимается дагестанцами как оскорбление и чем выше в горы, тем хуже. Из-за того, что я не готовилась к поездке, я об этом даже не подумала. А организаторы только поздно вечером перед поездкой скинули фото с приемлемой одеждой, так что времени купить что-то подходящее совсем не было.

На обратном пути мы остановились около магазинчиков и некоторые девушки из группы вышли в велосипедках, увидев их один продавец кофе засвистел и разорался, чтобы залезали обратно в машину и переодевались. Так что одевайтесь в закрытые штаны без открытых животов.

Ирганайское водохранилище
Далее, заехав на Ирганайское водохранилище и полюбовавшись на горы, мы отправились в место нашей двухдневной ночевки. И это было просто лучшее место, которое можно представить! Высоко в горах в п. Гоцатль Малый двухэтажный гостевой дом с панорамными окнами с видом на гору!

Вид со второго этажа гостиницы вечером и утром
Сам дом построен буквой П, внутри расположили кованую качель, деревянные беседки и каменное кострище, в котором вечером разжигали костер и ставили самовар с травяным и черным чаем. Находится там было одно удовольствие! Утром подавали завтрак в открытой столовой, где я впервые попробовала абрикосовую кашу. Вкусно и сладко.

Кострище во дворе гостиницы
Во второй день нас ждал аул-призрак Гамсутль и Салтинский водопад. Сразу напишу, что это было из разряда "ожидание и реальность". На фото подружки это место было очень зеленое, т.к. она ездила в июне. В конце августа вся зелень была вызжена палящим солнцем и постройки аула сливались с местностью.

Наш водитель подвез нас к "буханкам", которые по бездорожью довезли до местного "кафе". До самого аула добираться только пешком примерно полтора часа неспешным шагом. По пыльным, ОЧЕНЬ ПЫЛЬНЫМ дорогам!

На подходе к Гамсутлю
Вторая моя ошибка в выборе одежды заключалась в том, что я обула не ту обувь. Изначально я собиралась надеть трекинговые кроссовки и легинсы, но фото организаторов с разрешенной одеждой меня сбили с толку и я надела то, что надела: шорты и кеды, т.к. легинсы было нельзя. Где была моя логика я не знаю, но подумав, что трекинговые кроссовки не сочетаются с джинсовыми шортами, я надела белоснежные кеды, которые к концу поездки стали изношенными пыльно-желтого окраса.

В общем, полтора часа пути вверх почти все время по теньку нас привели в заброшенному аулу. Была суббота и просто огромные толпы людей. Первым делом нас повели на верхнуюю точку, откуда открывается вид на сам аул и получаются неплохие фото.

Гамсутль
Кстати, всю поездку фото на свой фотоаппарат делал наш гид, он же организатор. Т.к. в нашей группе было три девушки, которые никак не могли угомониться с позированием, то мы везде задерживались и порой не посещали полностью всю локацию, что жутко бесило.

Вот и здесь мы провели кучу времени на одной точке и вместо прогулки по аулу забежали к памятной табличке последнего его жителя и беглому осмотру его дома. Умер он сравнительно недавно - в 2015 году, но по состоянию постройки можно было легко преположить, что это было лет 50 назад.

Потом мы быстро пробежали мимо "инстаграмных" дверей, из которых открывается симпатичный вид на горы и стали спускаться вниз другим путем, довольно таки опасным и без тенька. Солнце жарило нещадно и мое состояние ухудшалось, т.к. успело продуть в машине, где я сидела между водителем и гидом, которые открывали полностью окна, стоило мне заснуть и перестать их контролировать.

Спуск от Гамсутля
Спуск к кафе занял больше часа и мои силы закончились, поднялась высокая температура, хорошо, что я взяла с собой жаропонижающее. Конечно, местное кафе это не то кафе, которое можно представить, но тем не менее накормили вкусно и недорого, за куриный плов я заплатила 180 руб.

Далее на "буханках" мы спустились к нашему микроавтобусу и отправились к Салтинскому ущелью.

Салтинский водопад
На входе к подземному водопаду заплатили по 100 руб. за резиновые сапоги. Сказали, что река, которая питает водопад, обмелела из-за жары и нам хватило коротких сапог, обычно необходимы высокие до бедер, т.к. надо идти вброд внутри пещеры. И сам водопад оказался не так впечатляющ из-за малого количества воды, но тем не менее все равно необычно и хотя бы прохладно.

Далее мы поехали в наш гостевой дом стираться, ужинать и пить чай, приготовленный на огне. Ужин в стоимость жилья не входил и стоил до 300 руб. за одно блюдо. За запеченную картошку с курицей я заплатила 250 руб.

На следующее утро, съев абрикосовую кашу, мы направились в Карадахскую теснину. Вообще это опасное место, где случаются сели и камнепады, поэтому необходимо быть настороже и в каске. Хотя она не спасет от тех камней, что усыпали теснину, и от сели тем более. Поэтому лучше ехать в сухой сезон, в нашу поездку там даже воды не было.

Фото теснины у меня нет, т.к. на полпути мое давление решило опуститься и из носа полилась кровь (вместо отсутствующей воды в каньоне), поэтому я вернулась к началу пути и сидела в теньке, наблюдая за белкой. Фото белки тоже нет, надеюсь, она мне не привиделась😆

Вообще я очень люблю фотографировать и у меня с каждой поездки сотни фото, а за всю трехдневную поездку по Дагестану их набралось всего 270 штук, половина из которых мои неудачные позирования.

Отсюда подъем вверх пешком
Примерно через полтора часа езды от теснины мы подъехали к нижнему аулу Гоор, где пересели к местным водителям и отправились на самую высокую точку к старому аулу Гоор. Минут 15 трясучки в жигулях и мы поднимаемся к Гоорским башням, которые выполняли оборонительную функцию, где нас встречает местный горец в национальной одежде и рассказывает про местные обычаи.

Оборонительная башня
Горец. В детстве он жил в ауле Гоор
Вот тут мое сердце ёкнуло и я не могла насмотреться на эти сногшибательные виды бескрайних гор и обрывов. Это потрясающе! Жаль, что ни одно фото и видео не передаст этого масштаба, красоты и мощи! Это надо увидеть своими глазами!

Разрушенные строения аула
Это высокогорное узкое плато с многочисленными "языками тролля". Т.к. мы пытались сфотаться на каждом языке, то за полтора часа так и не дошли до конечной точки плато, о чем я теперь жалею, т.к. оно расположено с видом на другую сторону.

Те, кто не боится огромной высоты, могут подойти на край
Далее мы спустились к семье, которая для нас накрыла большой стол в своем доме, где я съела вкуснейший плов и впервые попробовала варенье из шишек, обед обошелся в 600 руб. с человека.

Виды из аула Гоор
Пообедав, загрузились в машины к местным водителям, которые домчали нас к нашему микроавтобусу, и начали обратный путь домой, который занял 13 часов из-за двухчасовой вынужденной остановки.

Итоги:
☑️ Необходимо надевать только закрытую одежду;
☑️ Обувайте кроссовки с рельефной подошвой, и те, которые не жалко

☑️Берите только наличку! Карты мало где работают, предлагают оплатить переводом, но интернет так же редко доступен там, где он необходим.
☑️ Лучше ехать в начале лета, когда все зеленое;
☑️ Ездить много и долго. Комфортнее выезжать с местным гидом из самого Дагестана.
☑️ Самостоятельная поездка без местного сопровождающего - большой риск аварии. Так же если куда-то доставляют на "джипах", то лучше воспользоваться их услугами, т.к. едут по бездорожью с опасными участками дороги, обрывами и нюансами вождения.

Понравилось ли мне? Скорее всего я была бы под бóльшим впечатлением, если бы до этого не бывала в Альпах в Швейцарии, Австрии, Германии, и в итальянских Доломитах. Конечно, это все разные горы, разные культуры, нельзя сравнивать. Но из-за предыдущих путешествий меня сложно удивить и вызвать восторг. В целом, о поездке я не жалею, ведь нет ничего лучше, чем увидеть все своими глазами!

• Высокие горы
  • Захватывающие пейзажи
  • Местный колорит.
  • Недорого.
  • Природные достопримечательности
  • Много бездомных животных
st_naspoрекомендует
04.04.2024
Природа невероятная Love очень красиво. С радостью бы отправилась в такую поездку
Да, красиво, в начале лета еще красивее за счет свежей травы изумрудного цвета