О "13 reasons why" знают все кто заходил в интернет хотя бы раз за последние два года. Этот обласканный критиками сериал обычно описывают как глубокую психологическую драму с элементами детектива и триллера. Но что же мы получаем в действительности?
Самое ёмкое описание для сериала - механический. Он раскрывает очень серьёзные темы - и делает это хорошо -, выдерживает логическую цепочку и единый стиль повествования, не скатывается в "мыло" и все же не цепляет. Там есть интересная сюжетная линия, но нет ни одного неожиданного твиста. Там есть интересная задумка, но в реальном времени ничего не происходит - "хитрый" план Ханны, по сути, не имеет смысла. Это означает что там нет ни детектива, ни триллера, ни хороших антагонистов, ни даже развязки - и "13 причин" превращается.... превращается... в социальную рекламу. Он даже снят как социальная реклама - в клиповой манере. А какой смысл следить за ровным сюжетом в котором нет ни единого яркого пятна?
Вот был бы "13 причин почему" короткометражкой - цены бы ему не было, ей богу.
Ханна винит в своей смерти всё и всех - вообщевсех - и из-за этой мешанины зритель не может в должной степени прочувствовать весь драматизм в более весомых моментах. Актёры играют отлично - и все же ты не привязываешься ни к одному персонажу. Более того, ни разу за 13 серий нам не показывают версии остальных героев насчёт содержимого кассет. Это делает "13 причин" совершенно очевидным и однобоким кино, не способным удивить зрителя ничем кроме того что на Ханну сваливаются все напасти одновременно.
Главный недостаток "Тринадцати причин" - Ханна. Во-первых, она обращается с ГГ сериала (Клэй), как с последним лохом, хоть и логично было бы ценить единственного преданного друга. Но нет, Ханна постоянно "намекает" ботану на то что он чмошник и использует его как способ вызвать ревность у симпатичного мачо. В любом фильме/сериале должны быть цепляющие персонажи. Это не тот случай- вот вам второй минус. Сама Ханна не выглядит ни забитым подростком, ни популярной девчонкой, ни стервой, ни скромницей - она никакая (почему она вообще была всем в школе так интересна?). У неё чудовищно хромает логика, да и вообще хороших сторон её личности нам не показали - неприятная и эгоистичная бабень.
~ Конечно же, я помню про "критикуешь-предлагай" и в качестве примера героини с почти такой же историей хочу назвать Беверли Марш из "Оно", роль которой исполнила великолепная София Лиллис. Бев была показана как верный друг, смелая и сильная личность и при этом как умная, слегка застенчивая и романтичная девушка. Ей веришь на 100% ~
~ Второй пример - Сюзанна Кейсен из шикарной построенной на контрастах "Прерванной жизни" 1999 года. Если вам захочется посмотреть "13 причин почему" посмотрите лучше этот фильм - суицидальные мысли, депрессия, мрачная главная героиня, тема токсичной дружбы и подросткового секса тут раскрываются с иной стороны и наводят на более глубокие мысли чем "13 причин". Сюзанна изначально чем-то похожа на Ханну, однако ей все же удаётся все переосмыслить и измениться и далеко не простым путем ~
Позже Ханна, ВНЕЗАПНО, поймёт что влюбилась в Клэя и все объяснится тем что они скрывали свои чувства и прятали их под тонной сарказма. Это и есть третий всадник апокалипсиса во вселенной "13пп" - нам чуть больше чем нифига не объясняют мотивацию персонажей. На каком этапе Ханна влюбилась в ботана? Почему она перестала видеть в нем прыщавого мямлю - ведь он и не раскрыт с другой стороны? Такое чувство что он нужен только для того чтобы ловить флэшбеки и по 15 секунд пялиться в одну точку. Где развитие персонажей, чорт возьми? Почему между ними не чувствуется никакой химии?
Примерно с таким лицом он ходит все 13 серий
"13 причин почему" постоянно твердит о том что все люди разные. А сам показывает как раздутые качки гадят окружающим только потому что они раздутые качки, ботан запинается на каждом слове потому что он ботан, а я почему-то слышу в голове голос Бэдкомедиана когда пишу это, а девушка - эмо/гот режет себе вены. Эти клише хороши в комедиях, ведь юмор и построен на стереотипах, но что эти граждане забыли в драме?
Единственный не однозначный и не плоский персонаж - Джастин, про которого было бы действительно интересно посмотреть сериал. Увы, персонажем этого фильма изначально могла быть только девушка.
А ещё это скучно. Первые 7 серий невозможно смотреть без перемотки. В них буквально ничего не происходит. А если убрать все те моменты когда главный герой зависает и пялится в одну точку, серии шли бы по 20 минут, как Рик и Морти.
Сериал полностью стерильный, вылизанный и правильный. "13 ПП" далеко до мыльной оперы. Но очень близко до плаката с призывом не молчать о своих проблемах. Идея с поднятием темы буллинга хорошая, но в целом сериал очень посредственный, с очевидными решениями, далеко не умный и не тонкий, высосанный из пальца. Он ужасно попсовый и подростковый. Он даже снят так. Психологией и не пахнет. А если учитывать все недостатки, по факту мы получаем кинцо с картонными персонажами, набором актуальных проблем и отличной, но все же пресно исполненной идеей. А хвалить только за неё - плевок в сторону многих других стоящих сериалов, куда более продуманных, взрослых и непопсовых.
Стоит ли смотреть? Смотря сколько вам лет и какие у вас вкусы. Это поучительно, довольно оригинально и в тоже время затянуто и местами нелогично. Но равнодушными вас сериал не оставит точно. "13 причин почему" подойдёт для девочек - подростков, особенно тех кто в такой же ситуации как и Ханна (самое главное - не смотрите в подавленном настроении и не воспринимайте как руководство к действию). Но если вам больше 17-ти и вы хотите посмотреть что-то реально стоящее, вы просто спустите 13 часов в унитаз и, скорее всего, испортите себе настроение благодаря бесячему ботану. Так что 3 из 5 - за пробирающие до мурашек жутковатые две последних серии и за то что подняли проблемы, о которых в поп-культуре обычно не говорят.