Запрос в друзья - увлекательная история, основанная на трагедии в прошлом и оживающей в настоящем. Прошлое не может быть забыто, оно вернулось чтобы правда вышла наружу, а обидчики были наказаны...
В 2016 году режиссёр Симон Ферхоэвен снял фильм с одноименным названием, но сюжет развивается по совершенно другому сценарию. (информация о дате выхода рознится между википедией и кинопоиском)
Когда-то мне довелось посмотреть этот фильм и беря в руки книгу, я предвкушала повторение истории в печатном варианте ( и рассматривала возможность сравнения что лучше книга или фильм), но оказалось это совершенно разные вещи.
О книге:
Книга вышла в 2016 году и получила премию «Bath»
Объем - 336 страниц.
Автор - Лора Маршалл
Заявленный жанр - триллер
Официальное описание неплохо подготавливает читателя к тому, что его ожидает на страницах книги
Выйдя на улицу, чтобы немного прийти в себя после бурного выпускного вечера, шестнадцатилетняя Мария Вестон исчезает навсегда. Девушку считают погибшей, однако спустя двадцать пять лет одноклассники начинают получать от нее письма с угрозами. Неужели она жива и долгие годы скрывалась, но зачем? Больше остальных напугана успешная предпринимательница Луиза Уильямс, которая уверена, что страшная судьба Марии целиком и полностью лежит на ее совести. Роман Лоры Маршалл — это будоражащее кровь погружение в бездну страхов, сомнений, амбиций и не изжитых комплексов.
О чем книга
Книга являет собой возможность вспомнить вои школьные годы, неуверенность и желание влиться в компанию, в которой тебе не уютно, но престиж и уровень здесь значат намного больше. Общение с лидерами, любимчиками, с элитой - это попытка вырваться из круга лузеров и возможность стать такой как они. Только такое желание имеет последствия, с одной стороны это обесценивание себя, а с другой это поступки противоречащие своей норме поведения и несущей серьезные последствия.
Сюжет развивается в настоящем, но дает постоянные отсылки к прошлому постепенно приоткрывая завесу тайны
1989 год
Луиза радовалась, когда благодаря своей подруге Софи влилась в компанию "популярных" девочек и порвала отношения с теми, кого принято назвать лузерами. Но влиться по-настоящему в их компанию у нее не получалось. Она не была популярной среди мальчиков и поддержать разговор на взрослые темы не могла, практического опыта не было, а журнал для подростков очень мало рассказывал о положении вещей. Поэтому чаще всего она отмалчивалась или смеялась, если смеялись все. Но своего мнения в компании не имела, всегда была в стороне. Ей хотелось просто дружить с Софи и делиться всякими секретами, но Софи предпочитала компанию Клэр, особенно когда рядом не было Джоанны.
После того, как в их классе появилась новая ученица Мария Вестон, все поменялось. Мария не стремилась вливаться в какие-то компании, она являла собой уверенность и желание общаться со всеми на равных независимо от школьных разделений на ботанов, лузеров и тому подобных. Она просто заводила знакомство с кем могла и искренне общалась. Познакомившись с Марией Луиза ощущает мимолетную связь, с такой же девочкой, озабоченной школьными проблемами, с такими же интересами и отсутствием желания быть лучше, унижая других. Именно эта простота в общении и понимание со стороны Марии нравилось ей больше всего. Но почему-то противостоять напору Софи было сложнее и для самой Луизы было проще уступить. А потому она прекращает общение с ней и вместе с Софи они собираются подшутить над Марией во время выпускного вечера, чтобы это произвело фурор и осталось в памяти надолго. Вот только как будут развиваться события никто не предполагал...
Во время выпускного вечера Мария Вестон исчезает и никто не знает что с ней случилось, тело не найдено и все считают ее трагически погибшей.
2016 год
Луиза все еще переживает развод со своим мужем и хорошо в этом ей помогает ее работа и маленький сын. Жизнь не закончилась - она продолжается и все постепенно начинает налаживаться, пока прошлое не напоминает о себе.
В потоке современной жизни и невозможности жить без соцсетей, сложно остаться не замеченным среди друзей или бывших знакомых, а по сему это прекрасная возможность наблюдать за вами и однажды напомнить о себе.
Запрос в друзья. Лора Маршалл
Так спустя 25 лет Луиза получает запрос в друзья от Марии Вестон, пропавшей 25лет назад. Приняв ее в друзья она начинает получать от нее странные сообщения и вскоре понимает, что за ней следят
Ну, как твоя поездка в Норфолк? Я не забыла, что ты сделала, Луиза. Я все время за тобой слежу. Я все время буду рядом.
Встреча с Софи только добавляет беспокойства, ей тоже приходят странные письма и приглашения на встречу выпускников. Но больше всех ее озадачила встреча с Эстер, той на протяжении 25лет приходят подарки от Марии на день рождения.
И теперь Луиза понимает, прошлое настигло ее и готово вырваться наружу. Но как? И почему спустя столько времени? Не у же ли Мария жива или просто кто-то хочет за нее отмстить?!
Герои
Главная героиня Луиза Уильямс в школьные годы пресмыкается перед своей подругой Софи, которой на нее откровенно наплевать. Софи интересно общаться с Клер Барнс, но стать лучшими подругами никак не получается. А Луиза всегда выступает как запасной вариант с кем можно поговорить, прогуляться после уроков и кем можно манипулировать, и использовать в разных целях. А сама Луиза и рада угодить подруге во всем, хотя иногда проблески сознания все же случаются и в разгар задуманного она идет на попятную, даже не понимая того, что ее грубо используют и сделают виноватой. Именно с чувством вины Луиза проживает все эти годы, пытаясь не думать, что бы не возвращаться туда в 1989год.
После того, как Мария пропала Луиза уехала из города и 25лет ни с кем из подруг не общалась. Она не пыталась их разыскать и узнать как они живут, ведь это напоминании о прошлом, в котором она очень сильно виновата перед Марией...
Живя все эти годы с чувством вины от которого она попыталась отгородиться и спрятаться с помощью своего мужа, который учился в той же школе и общался с Софи и хорошо знал Марию. Она искреннее радуется, что эта тема в их доме не поднимается и кажется, что она сумела все это пережить.
Прошло много времени, но героиня так и не поменялась, и не повзрослела. Терзания и страхи выглядят как-то по детски, и по сему видя перед собой уже взрослую женщину возникает очень много вопросов. Не у же ли даже сейчас нет желания во всем разобраться? И понять что же на самом деле могло случиться с девочкой? Особенно эти вопросы актуальны, когда проясняется вся ситуация и терзания Луизы выглядят по истине бессмысленными.
Запрос в друзья. Лора Маршалл
Запрос в друзья. Лора Маршалл
Софи - девочка, которая тянется к лучшему. Ей хочется дружить только с популярными и богатыми девочками, хочется стать такой как они, хочется им подражать, хочется благодаря дружбе с ними выделяться на фоне других. Вся эта напускная видимость сохраняется с ней уже во взрослом возрасте.
Софи невзлюбила Марию и решила на ней отыграться. С одной стороны это попытка самоутвердиться в своей же компании, с другой это возможность показаться крутой среди всех остальных. И чтобы не делать все своими руками, она использует для этого Луизу. Она понимает, что дружба с ней для нее очень много значит и она готова пойти на все, а по сему очень просто заставить ее выполнить то, что нужно, то что позволит опозорить Марию на глазах у всего класса или всей школы.
Мария - новенькая, которая перевелась в их школу незадолго до выпускного. Такое решение далось ее родителям нелегко и принесло много проблем.
О Марии начали ходить разные слухи и чем меньше достоверной информации знали, тем больше придумывали, поэтому ее переезд из города быстро связали с ее "похотливым" прошлым и эти слухи быстро прижились в новой школе. Сама Мария не спешила опровергать или кому-то что-то доказывать, она не стремилась затеять конфликт, а наоборот рада общению со всеми. Но вот только после того, как с ней перестала поддерживать отношения Луиза, кроме подруги Эстер никого не осталось.
Запрос в друзья. Лора Маршалл
Впечатления
История увлекает поначалу, но со временем начинаешь замечать одни и те же повторы. Это либо постоянное чувство вины самой героини, которая постоянно задает направление и добавляет намек своими фразами - "это я виновата в том, что с ней случилось". История переезда Марии то же идет по такому же сценарию, о ней много говорят, на нее все намекают, а вот что случилось на самом деле - тайна. И если поначалу понимаешь, что в этом и есть интрига и она увлекает, то после таких частых намеков без грамма дополнительных деталей начинаешь уставать и раздражаться. Но большее разочарование наступает от самой интриги в которой по сути нет ничего гениального и хорошо закрученного, если судить о сюжете уже после прочтения.
Недосказанность порождает фантазии, мысли и ожидания, позволяет строить свои версии. А по факту за этой недосказанностью кроется какие-то обломки интриги, которые не создают эффект разорвавшейся бомбы, а вызывают массу вопросов. Да и вообще все эти аргументы выглядят очень слабо.
Что не понравилось
1) Реализация самой интриги. Если сложить все прочитанное воедино, то история не кажется грандиозной или гениальной. Многое кажется весьма не убедительным.
Запрос в друзья. Лора Маршалл
2) Много воды, просто очень много. Для меня лишним показалось постоянное размышление о чувстве вины, потому что все это самобичевание так и оказалось пустым. Если бы Луиза подстрекала Марию к чему-то и все эти годы считала себя виноватой это было бы одно (хотя и по сюжету не снимаю с нее вины за ее поступок), но по сути хуже винить себя во всем даже не понимая, а что произошло на самом деле.
Эти самобичевания и попытки вернуться к прошлому так ничего и не проясняют по сути, а лишь добавляют объема произведению. А рассказы про сына, про его школу и все в этом духе просто разрывает шаблон, особенно, когда это выливается на последних страницах развязки. Ни к чему не нужное повествование и умиление материнских чувств просто разбавляет сюжет, когда уже наконец-то свершилась финишная прямая и хочется понять всю историю от начала и до конца.
3) Герои показаны весьма слабо, хотя многим из них можно было уделить больше времени. К примеру, той же Софи. О ее мотивах можно догадываться и вытягивать что-то увиденное между строк, но нигде это не прописано прямым текстом. То же самое о ее характере и целях. Общаясь с парнями, она с удовольствием виснет на них и странно, что истории не имеют продолжения. Она готова терпеть пренебрежительное отношение от Клер, но делать все что дружить с ними и быть в их компании. То же самое она демонстрирует находясь рядом с Сэмом и его другом, и странно, что при таком необузданном подростковом темпераменте, у нее не случается никаких продолжений.
То же самое можно сказать и про ее взрослую жизнь. А ведь интересно было узнать, что все попытки только казаться кем-то, так ее ничему и не научили. И что она думала о исчезновении Марии? Какие версии строила и жалела ли об этом? сделала выводы?!
Интересно было узнать об этом, когда от душевных терзаний Луизы уже зашкаливает невольно вспоминаешь, а как это пережила Софи?! Изменились ли ее взгляды, пожалела ли она обо всем?! А в итоге получаешь невнятность, когда 25 лет спустя на встрече выпускников она задает вопрос что где-то там что-то в 1989 году ей привиделось.
О Марии можно рассуждать по разному, но ее очень жаль. В современном мире много других подобных историй, где девушки оказались в подобных ситуациях по своей вине. а она действительно стала жертвой.
4)Задумка и исполнение. Невнятно, не убедительно и крайне скучно.
Весь стиль автора - это попытка нагнать туман, посеять сомнение и зародить несколько версий у читателя. Пытаясь их разгадать, начинаешь верить во многое и пытаться ловить мелкие детали, чтобы распознать тайну намного раньше. Но ничего не выходит. Кругом недосказанность, которая так и остается недосказанностью, на которой просто разыгрывается сюжет и которая не делает интригу по настоящему стоящей.
Героиня много рассуждает про развод и возвращается в воспоминания о своем браке, о знакомстве, о своих отношения. И только в финале понимаешь, насколько бессмысленно вспоминать хорошее, когда его попросту не было и тот же развод, это просто вынужденная мера, которую она сама прекрасно понимала. Так зачем же в начале все обрисовывать через прекрасные "розовые" очки и любовную любовь?! Лучше вообще было всего этого избежать и вот тогда может многое показалось бы иначе.
Мне всегда нравится следить за основой жизнью героев, это сближает и позволяет их понять, прочувствовать как изменился характер и почему эта ситуация спровоцировала эти поступки. Здесь вся жизнь показана слишком условно и обрисована формально лишь бы вписаться в общий контекст.
История, конечно, позволяет о многом задуматься, но если вытерпеть и дочитать ее до конца. На хороший триллер она не тянет, мистических воскрешений в ней тоже нет, но есть правда. Та правда, которую мы пытаемся забыть, правда, на которую не хотим смотреть широко открытыми глазами, правда, которая лежит на поверхности, но так приятно не замечать все это, пока однажды нам не захочется снова почувствовать себя жертвой и снова стать обманутой. Но правда должна выйти наружу ради тех, кого уже нет...