Локальные военные конфликты – раковая опухоль на теле человечества. Гораздо страшнее обычных войн – гражданские. Ситуация, когда вчерашние «соседи» становятся врагами, готовыми отнять твою жизнь, бросает в холодный пот. В подобных ситуациях у человека очень быстро меняются нравственные ориентиры. Борьба за идею обрастает новыми мотивами, которые демонстрируют бездонную глубину человеческой души.
Бриус и Вассербаум подняли актуальную тему, которую до них никто не решался показать. Это понятно, ведь никто в здравом уме не станет сыпать соль на еще кровоточащую рану. Никто, кроме авторов «Солнцепёка».
Российский зритель привык к фильмам о войне, правда, подавляющее большинство таких картин посвящено Великой Отечественной войне. Также рынок предлагает немало картин об Афгане и Чечне. Однако это все дела давно минувших дней. Конфликт же в Донбассе начался в 2014 году и продолжается до сих пор.
Ещё один немаловажный момент связан с форматом подачи войны. В большинстве военных фильмов конфликт подается через призму героизма и самопожертвования героев ради общего блага. Подобный подход, на мой скромный взгляд, попахивает нафталином и дешевым пафосом с этакой ноткой невербальной пропаганды.
«Солнцепёк» о другом. Это фильм о людях и их сломанных судьбах. Война – это всегда жертвы, страдания, боль и слезы. Авторы сценария общались с жителями Луганской области, перерыли открытые архивы и изучили всю доступную информацию. Как и стоило ожидать, среди собранной фактуры не было помпезных од о героических поступках, навеянных верой в светлое будущее и представлениями о нравственной оправданности выбора. Только свербящее чувство боли и отчаяния.
Романтизировать войну также нелепо, как романтизировать инквизицию. Если Камю и рассматривал вопрос внутреннего взгляда индивидуума на суицид как основополагающий вопрос дискурса с собственным «я», то он не занимался его нативным пиаром. Необходимо четко понимать тонкую грань между «рекламой» и «антирекламой», которую можно легко переступить с помощью романтизации.
Создатели фильма смогли это сделать. Они показали войну в Донбассе глазами обычной семьи Новожиловых, волей обстоятельств оказавшихся в эпицентре конфликта. Акцент был сделан именно на том, что жизнь в момент переворачивается с ног на голову. После войны всегда становится хуже. Всегда. Этакая точка невозврата. Камуфляжный ящичек Пандоры, который лучше не открывать.
Круче всех сыграл Кравченко. Впрочем, его опыт с «Иди и смотри» накладывал на него некоторые обязательства. Он не мог исполнить свою роль плохо.
Авторы «Солнцепёка» не пожадничали на сцены, которые можно отнести к категории для лиц 18+. Крови много. Правда, не всегда спецэффекты выглядят очень натурально. Постпродакшн впечатлил, как и картинка.
Оценка 8 из 10