Деревня большая даже сейчас, когда большинство семежевцов разъехались по близлежащим и не только городам.
Примерно 1000 жителей.
И 17 названий улиц.
Это моя родина. Место рождения по паспорту.
Я - семежовка!
И хоть бывала в деревне чаще летом у бабушки, одно только название откликается и приятными воспоминаниями и яркими ассоциациями.
Официально слово Семежево не склоняется.
Но в разговорной речи склоняется ещё как.
Был в Семежеве. Недалеко от Семежева. Рядом с Семежевом.
И я буду склонять, так привычнее.
Возраст деревни не отстаёт от масштабов.
В 1982 году исполнилось 400 лет. В 2024, значит, 442 года.
Такой графин есть или был (чего уж там, больше 40 лет прошло) в каждой хате.
Семежево 400 (в 1982 году)
Историю названия рассказывают как местную легенду. На здешних землях нашли семью ежей - тут и зародилась деревня. По другой версии ежей было именно семь.
Вот и Семежево.
Также нашла версию, что на определенном этапе истории деревня была пограничной, потому и название буквально обозначает "се межа", граница, значит.
Деревенская река - Морочь. В нее впадает Мажа.
Мост через Морочь в центре Семежева.
Сегодня это Семежевкий канал (хотя привычнее - СемежевскОй). Берега спрямили в начале 1970 -ых.
С чем связано, точно не знаю. Или с основанием Солигорска с его подземными шахтами. Или с активными в то время мелиоративными работами.
Течет в центре, уходит за деревню и в конечном итоге наполняет Краснослободское водохранилище.
Семежево. Река Морочь.
Главная ценность деревни - ее жители.
Люди.
А семежевцы - они особенные.
Труженики. А может даже и трудоголики.
Работать!
А заработанное обязательно экономить.
Стойкое стремление иметь всё и ничего себе не позволять.
Скрыни - местные сундуки - должны быть наполнены и отрезами тканей и "коўдрамi" (самотканые покрывала), но старая одежда будет лататься до тех пор, пока будут держаться латки.
Экономии подлежит всё - дрова, газ, электричество... Позволенное количество и название своё имеет: "одно той счёт", совсем немного, значит.
Помимо основной работы каждый держал огород и хозяйство. А в нагрузку ещё и колхозные "дялки". Наделы кормовой или сахарной свеклы, которые надо было всё лето полоть, а потом и убирать.
А зимой, чтобы не сбавлять обороты, ставили "кросны" (домашние ткацкие станки) и ткали.
Семежевская гордость - закладные ручники. Для изготовления использовали "матрушки". Что это такое, я пока не выяснила, но выходили именно такие изделия.
Семежевские закладные ручники.
Сегодня в Семежеве можно посетить районный центр ткачества.
Стоимость посещения - два белорусских рубля.
Это и музей с выставленной экспозицией.
И методический центр, в котором можно пройти обучение.
И пункт продаж, где по вашему заказу изготовят и свадебный ручник, и по старинному узору пояс.
Семежево. Районный центр ткачества. Предоставляемые услуги.
Центр занимает целое здание напротив сельсовета.
Семежево. Районный центр ткачества.
Время работы - со среды по воскресенье. То есть, понедельник, вторник - выходные дни. А в рабочие экспозиция доступна с 10.00 до 19.00, с перерывом на обед с 14.00 до 15.00.
Семежево. Районный центр ткачества. Время работы.
Семежево. Районный центр ткачества.
Семежево. Районный центр ткачества.
Семежево. Районный центр ткачества.
Что можно увидеть?
В утренние часы можно понаблюдать за работой настоящей бабушки-ткачихи.
Те самые закладные рушники.
Покрывала.
С детства помню "радугу". Оно, наверное, самое незамысловатое. Просто полотно, в котором чередуются цветные полосы. В качестве украшения периодически добавлены полоски новогоднего дождика. Самое душевное для меня, очень откликаются эти полоски дождика.
Так любовалась, что даже не сфотографировала...
Праздничный наряд женщин.
Семежевской праздничный строй.
Характерная особенность - чепчик из атласной ткани, и именно квадратной формы. Как он смотрится вживую, никогда не видела. Но на фотографиях мои прабабушки именно в таких.
Семежевской пояс.
Семежевской пояс.
Помню, удивилась, когда узнала, что знаменитые Слуцкие пояса довольно широкие.
Фрагмент Слуцкого пояса в Барановичском краеведческом музее.
А этот узенький. Но длинный, чтоб перепоясаться несколько раз. Пояс одевали мужчины по-праздникам для красоты. А в обычной жизни для удобства.
Но есть у пояса и ещё одно предназначение.
Связано оно с настоящим семежевским артефактом. Праздником "Цари".
Цари - молодые неженатые хлопцы.
Одеты в специальную форму - белая рубаха, белые штаны, высокие шапки. А на груди крест накрест повязан семежевской пояс.
Наряд царей и примерное расписание праздника.
А сам праздник "Цари" - сплетение из элементов калядного представления, народного гулянья и праздничного застолья.
Занесён в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
История обряда «Колядные цари» уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от деревни Семежево стояли части царской армии. Как говорит местное предание, в дни празднования Нового года по старому стилю (Юлианский календарь) солдаты и офицеры ходили по дворам, показывая веселое представление, за что хозяева одаривали их угощением. После того, как отряд покинул деревню, местные жители не только сохранили традицию, но и развили ее в уникальное рождественское действо.
Празднуются "Цари" 13 января, в канун старого нового года.
Каждый юноша исполняет свою роль – лекаря, барабанщика, мехоноши. Среди других персонажей – главный герой царь Максимилиан, царь Мамай, Дед и Баба. Передвигаясь по деревенской улице, участники громкой праздничной процессии, входят в дом и разыгрывают историко-религиозную драму «Царь Максимилиан» с «батальными» сценами, секретами народного врачевания. С наступлением темноты «цари» зажигают факелы.
По народной традиции, в доме, в котором побывали цари, будет мир и достаток.
Именно в этот день в Семежево съезжается многоженство гостей, организовывается праздник с гуляньями и угощениями.
И обязательно в вечерних новостях о нём показывают сюжет по центральному телевидению.
По семейному преданию, наш родственник в довоенное время был участником представления.
А это и особая честь. И определенный набор достоинств.
Прошел всю войну, а возвращаясь домой, в 1945-ом, утонул под Брестом в реке Мухавец. Моя бабушка в ту пору была девушкой, переписывалась с ним в войну, и вспоминала, как получила письмо из нескольких строк уже от его сослуживца: "Твой товарищ утонул в реке Мухавец". Новостью все были настолько поражены, что попытаться уточнить у того сослуживца как, почему и при каких обстоятельствах, даже не догадались.
Всё, что мы можем сделать сегодня для этого парня, который остался вечно молодым (1923-1945) - опустить цветы в реку, когда бываем в Бресте.
А моим дедом стал его старший брат...
И это я к тому, что в Семежеве принято чтить память.
Сельское кладбище находится не именно в центре, но примерно на уровне середины деревни, чуть в стороне. "За гатором", говорила бабушка, за мехдвором, то есть.
Оно всегда ухоженное, чистое, светлое.
Даже в детстве, когда одно только слово "кладбище" звучало ужасно и зловеще, к семежевскому эти определения не относились.
Навести порядок и навестить могилки к Пасхе, а теперь и к Радонице - обязанность каждой семьи, которая свято чтится.
Наверное поэтому, многие, кто так старался вырваться в свое время из Семежева, в свой час хотят вернуться именно сюда.
Очень много могилок тех, кто в деревне не жил, но всю жизнь, видимо, считал себя семежевцом...
Старое кладбище было за гаражами.
Семежево. Гаражи на подъезде к центру.
И церковь тоже была.
Разрушили церковь, сравняли кладбище.
И стадион пытались устроить на этом месте, и что-то там ещё. Но как был, так и остаётся пустырь...
А ближайшая церковь, которую семежевцы считают своей, находится в Киевичах.
Архитектурно очень красивая, она ещё ни разу не предстала во всей красе. Который год, нет, не так - которое десятилетие, находится на реконструкции.
Церковь в Киевичах.
Ну а в одном из вышеупомянутых гаражей когда-то был хозяйственный магазин.
Помнится, в эпоху всеобщего дефицита в начале 90-ых мы в нём даже умудрялись какие-то "дефициты" покупать.
Центр деревни в народе называется "рынок".
Школа, магазины, сельская больница, сельсовет и управление колхоза, на сегодняшний день это открытое акционерное общество "Семежево" - всё тут!
Ой, не всё. Ещё почта, дворец культуры (во времена моей юности - клуб).
Дворец культуры в Семежеве. В наши времена клуб.
Три пятиэтажки по улице Слуцкой.
Семежево. Многоэтажки на улице Слуцкой.
И даже отделение Беларусбанка.
В расписание работы которого я долго вникала, дёргая ручку двери в указанные часы работы.
Правда в четверг)))
Семежево. Отделение Беларусбанка.
Но до центра ещё добраться надо.
С нашей улицы это километров пять!
Отсюда ещё одна семежевская особенность.
Любимый транспорт жителей деревни - велосипед.
И так было всегда, задолго до наступления нынешней велосипедной моды..
На местном велосипед - "самокатка".
Семежевской магазин. Товары первой необходимости.
Самокаток было в доме по количеству членов семьи. Наша бабушка с трудом ходила опираясь на две палки, но ещё долгое время отлично ездила на велосипеде. Навещая родню и подружек. А ещё разыскивая, нас, неугомонных внуков.
Одним из семежевских феноменов для меня был и остаётся факт использования не фамилий, а наименований "по-хатнему". Каждый двор или род имеет свой псевдоним, что ли. В разговоре только по нему друг друга и называют. А фамилии совсем другие, оказывается. С одной стороны и удобно, фамилий в одной семье может быть много, а тут у всего рода объединяющее название имеется).
Сегодня меня с Семежевом связывает запись в паспорте о месте рождения.
Старый дом, который по инициативе мамы мы уже много лет поддерживаем в более-менее нормальном состоянии.
И в каждом из нас живёт надежда, что этот дом ещё оживет. Вот и дочка сказала, что тут ей нравится!
Семежево - это любовь!
Старый сад.
Семежево весной. Цветущий сад.
И самые вкусные яблоки "папяроўкi". Это белый налив. Наверное, потому что белые, как папера, т.е. бумага.
Белый налив.
Воспоминания.
Черты характера, которые с возрастом проявляются всё больше и больше и умещаются в ёмкое слово "семежовка".
Статьи в интернете, которые рассказывают про то, как сегодня живёт Семежево. Сколько намолотили, как отсеялись. Каких настроили молочно-товарных ферм.
Рассказ о выпускниках школы этой весной попался.
И феномен того, что каждый семежевец стремится достичь чего-то большего. Уехать подальше, развернуться.
И сколько их, знаменитых земляков!
Кто-то известен на всю страну, и за ее пределами, как например, Михаил Высоцкий (1928-2013).
Герой Беларуси! Академик Национальной академии наук. Легендарный главный конструктор Минского автомобильного завода (выпускает под маркой МАЗ грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы).
Кто-то не так известен, но тоже покорил определенные высоты. А кто-то и вовсе не имеет славы и высоких должностей, но в своих кругах имеет репутацию трудолюбивого и порядочного человека.
Но не мало и тех, кто стремится в Семежево из других населенных пунктов. Находит тут и работу и семью. Строит дом, растит детей.
Большая деревня у вас и правда (по сегодняшним меркам). У нас вот где-то 100 домов жилых было по последним подсчётам, но это с теми, кто на лето приезжает. А вот в тех деревнях, где речка есть, уже все дома раскупили под дачи!
Да, деревня большая это правда. Но и 100 домов не мало. Хорошо, что хоть летом люди приезжают, и хаты не пустуют. А в речках у нас запретили купаться, только в специально оборудованных местах, и табличек навещали и штрафами грозят. Вот и думай - быть или не быть, нарушителем в смысле)))