Так называемый «Золотой век Голливуда» был отмечен пристрастием создателей кинолент к развлечению публики путем демонстрации жизни людей неприлично богатых. Мол, все хотят на это посмотреть, да и в капиталистическом мире любой, хоть и гипотетически, может достигнуть однажды подобного благосостояния, а почему бы тогда уже сегодня не заглянуть в «будущее»?
Приблизительно так, судя по всему, рассуждал ветеран американского кинематографа Уильям Дитерле, когда брался снимать киноленту под названием «Сентябрьская афера». Режиссер решил, что Джоан Фонтейн, Джозефа Коттена и Апеннинского полуострова ему будет достаточно, чтобы сразить зрителя наповал, и промахнулся...
Кинолента рассказывает о двух попутчиках, которые решили разделить трапезу во время незапланированной посадки самолета и опоздали на рейс. Вскоре выяснилось, что самолет разбился, а выжившая по счастливой случайности парочка страстно влюблена друг в друга. «Умерший» предприниматель, позаимствовав деньги из семейных закромов, располагается со своей новой пассией на роскошной итальянской вилле, но очень скоро беглецы убеждаются, что построить собственное счастье на обмане практически невозможно...
При просмотре картины зрителю будет крайне сложно поверить, что беспрестанно меняющая наряды Джоан Фонтейн с её сумасшедшей укладкой может быть скромненькой овечкой, которая будет сидеть у ног своего суженного и всячески ему прислуживать. Нет, мы совершенно точно имеет дело со львицей, которой совершенно очевидно тесно в уготованной ей роли скромной пианистки. Что касается Коттена, то он совершенно блестяще исполняет роль мужчины, который утомлен славой и богатством. Не так уж и просто сыграть этакую ленцу и плохо скрываемое пренебрежение, но у легендарного американского актера это хорошо получается.
Что касается третьего важно элемента картины, а именно Италии, то она в ленте Уильяма Дитерле отсутствует как таковая. Ведь развалин и живописных видов можно найти везде с избытком, а Апеннинский полуостров — это про рациональную практичность, которая заключается в выборе качественного, проверенного и долговечного. Ни роскошных видов итальянских городов, ни непередаваемого итальянского колорита мы в киноленте так и не увидим. Вместо этого нас ждут «роскошные» внутренние убранства одной виллы, которые можно было снять где угодно. Оператора тоже, скажем прямо, хвалить не за что...
Помимо двух блестящих актеров сценарий киноленты исследует один очень важный вопрос, а именно присущую многим людям тягу все бросить и начать свою жизни заново, просто ради того, чтобы ощутить себя кем-то другим. Такие попытки чаще всего заканчиваются плачевно, поскольку для строительства чего угодно в жизни требуется масса времени, а свой путь мы выбираем в соответствии с естественными наклонностями, которые по одной нашей прихоти не меняются.
В общем, фильм оставляет двоякое впечатление, потому как его сильные стороны хорошо различимы, а недостатки не очевидны, но «кашу» они тем не менее портят.