Здравствуйте!
Этот отзыв будет без фото. Он пишется для тех, кто (как и я когда-то) ищет информацию о современном обряде имянаречения. Если вы пришли посмотреть фото или за какими-нибудь пикантными штучками, то я вас разочарую.
Поняла, что современные молодые родители в большинстве хотят строить правильные семьи, детей воспитывать богоугодно, а родителей и бабушек-дедушек не огорчать. Но соль в том, что век комической навигации почти несовместим с актуальностью религиозных обрядов. И если у православных христиан есть хоть какой-то шанс получить информацию из уст в уста, то у мусульман без поддержки стариков вообще никак. И вот для тех, кто не может обратиться к своим родственникам, я и пишу этот отзыв.
Что такое имянаречение
Я не буду приводить цитаты из Корана и другие общедоступные тексты. Ведь кому это действительно нужно, тот может их найти и сам. Скажу так:
У меня многонациональная и многоконфессиональная семья. По происхождения и метрикам я татарка, а это значит, что я должна почитать и принимать правила татарской половины семьи (линия отца, хоть он и не чистокровный татарин). И приведу пример того, какие бывают сложности в наречении именем.
Мои родители ждали мальчика, и по традиции его должны были назвать Али. Просто у мусульман Али и Мухаммад - самые почитаемые имена. Моего отца звали Али (так его нарекли, но по паспорту он Юрий). Так вот, вместо мальчика родилась я. Родители решили, что буду я Алёной. Ну, как... Эдакая Алёшка с косичками, лишь бы на Али похоже. Но бабушка затеяла жуткий скандал, свидетельство о рождении переделали, а мулла дал мне мусульманское имя.
Когда родился мой ребёнок, я очень переживала, что произойдёт что-то подобное, а я не хочу своему сыну исчёрканного свидетельства о рождении, поэтому к Исем Кушу (так называется обряд; у православных - Крещение) я начала готовиться на первых месяцах беременности.
Для этого нужно было сделать следующее:
- Выбрать имя.
- Приготовить всё необходимое.
- Запастись деньгами.
- Пригласить муллу.
- Отпраздновать.
Расскажу о каждом из этих пунктов подробно, потому что сейчас и лет 50 назад все эти дела происходили совершенно иначе.
Выбор мусульманского имени
В мусульманском мире множество, тысячи красивых, незаурядных и экзотических имён, которые будут выдавать и происхождение, и отношение родителей к религии. Чтобы выбрать хорошее и одобряемое имя, можно купить недорогую книжечку (я покупала в простом книжном магазине) ещё во время беременности и выбирать. Или можно пробежаться по именам предков.
Я не хотела, чтобы у моего ребёнка было обычное имя. Я выбрала ещё до всех споров с родственниками имя Мануэль. Я знала, что будет мальчик, поэтому заранее готовила семью, что у моего ребёнка будет интернациональное имя. В идеале было имя Давид, но моя тётя к этому моменту быстренько подсуетилась, родила и заняла это имя 😂 (к слову, тётя-то русская и православная).
Папа сказал, что малыша будут дразнить Маней, и я решила, что будет Даниэль. Это и мусульманское имя тоже, любой мулла это одобрит, но тут вступила в споры моя мама. Она считала, что имя будут сокращать и называть ребёнка Даней (ну, типа Данила, Даня). И вроде бы всё ничего, но только смысл нарекать мусульманским именем метиса, если его будут звать по-русски. В итоге выбор пал на имени Рафаэль, а мулла это одобрил. Так и назвали.
Приготовить всё необходимое
Здесь всё несложно. Мне пригодилось вот что:
- Белые пелёнки (наволочки и одеялку с кружевами покупала к выписке, пригодилось в Исем Кушу). Просто нужно, чтобы всё было светлым, как символ будущего светлого у малыша.
- Белые вещи. Чепчик, штанишки, кофточка, варежки и т. д. - зависит от возраста. По правилам, имянаречение можно проводить хоть на следующий день после родов (якобы так делал и великий пророк), но у нас обряд проводился в 5 месяцев (нечётная дата - хороший знак, якобы). Новорожденного можно и в пелёнку завернуть, а мой уже в штанах и почти сидел)
- Тюбетейки для родственников-мужчин, если они хотят присутствовать и платки для родственниц-женщин (надо, чтобы шея, уши, плечи - всё было прикрыто), остальная одежда должна быть закрытой. У нас на обряде присутствовал мой зять, он крещёный. Мы никому не сказали, что он русский, он надел тюбетейку и сидел в соседней комнате. Просто это реально такое божественное мероприятие, что нельзя остаться равнодушным.
- Всё необходимое для водных процедур. Если у вас нет удобств в доме, и живёте вы в частном доме, нужно растопить баню или придумать что-то ещё, потому что тот, кто будет проводить обряд, должен будет омыть себя.
Это основное. Мне помогала мама, хотя она тот ещё советчик, просто у неё много знакомых татарских бабушек, которые рассказывали мне, как это делалось раньше. Я пыталась как-то настроить всё это на более современный лад, и в этом мне помогал молодой мулла, а ведь не всем так везёт.
Запастись деньгами
Сам обряд бесплатный. Любой мулла, если вы ведёте богопослушный образ жизни, согласится дать имя вашему малышу. Но:
Во-первых, хорошо бы поблагодарить муллу за работу, можно дать взнос в пользу ремонта мечети, например. Я знаю, что среди нас много скептиков, но опять же приведу пример. У моей тёти сгорел дом, как сгорело ещё 4 дома, из них 2- с русскими семьями (ох, стихийное было лето). Мечеть выделила мусульманам по крупной сумме на покупку новых домов. А на следующий день такие же суммы привезли и русским семьям, решили никого не обижать. А эти крупные суммы собираются как раз из таких вот пожертвований. К слову, наш мулла приехал к нам на вишнёвой ниве (друг подвёз, у самого машины нет).
А во-вторых, чтобы дорога малыша была усеяна радостями и сладостями, осле обряда хорошо бы раздать милостыню бедным и обездоленным. Но тут уже каждый смотрит на свои возможности.
Приглашение муллы
Я муллу не выбирала. Вернее как... Я считаю, что нет такого муллы, который бы хоть как-то себя скомпрометировал. Не в моих глазах. И живя на 2 дома, имея большую семьи и разброс родственников по всей России, я много раз обращалась в разные организации, а служители мечети и прочие истинные мусульмане меня ни разу не огорчили.
Можно просто приехать к мечети, обратиться к любому знакомому набожному мусульманину или попросить совета у знакомых стариков-мусульман (каждый третий - татарин :D).
Наш мулла в тот момент был ещё молоденьким. Он приехал в белых одеждах, сам как пророк, опрятный и светлый, приятный и чистый, от него так и веяло светом. Я сразу поняла, обряд пройдёт,к ак положено.
Как это всё происходит
Самое волнительное время - сам обряд. Это всё происходит за несколько минут (хотя мне потом сказали, что минут 15 заняло). И чем мне нравится Исем Кушу - в обряде участвует только 1 малыш - ваш. Родственники попрятались по комнатам, окна и двери были закрытыми.
Поясняю. В обряде мулла будет читать молитвы. Для тех, кто не знает - мусульманские молитвы звучат как песня. Мелодичная и чистая, небесная. А так как у нашего гостя был молодой голос, то звучало это всё очень сказочно. Поэтому в такие моменты нужно следить, чтобы в доме была прям совсем тишина.
Во время процедуры сначала читается азан, потом сразу дуа, а потом даётся имя. Мне не было видно и слышно, но папа рассказывал, что мулла наклонился над ребёнком и как бы дул ему имя в правое имя. Но смысл в том, что он как бы посвящает ребёнка в таинство "Ты стал Рафаэлем, сыном того-то того-то".
А потом ещё раз читается азан, то есть, это икамат, но тексты у них похожие. А потом ещё раз читается дуа. И всё. Отмечу, что ребёнок ни разу даже рта не открыл, не то, чтобы плакать. Он прямо в глаза чтецу смотрел, как-будто понимал что-то.
Отпраздновать
Вот это самый дорогостоящий момент. В принципе, застолье вообще необязательно, но считается хорошим знаком. Потому что это же как бы жертвоприношение, и уже традиция. Имам почитал суры, это всё было очень красиво, прям сказочно. Я всегда как-то благоговею от этой музыки, хоть ни слова не понимаю.
Приглашённые важные гости собирались уходить, но я успела их поблагодарить, а мама дала им с собой по пакету угощений. Вообще-то, этого тоже можно не делать, так как они могут и за стол сесть, но они так всё хорошо сделали, без единой заминки, что я чуть не прослезилась.
Когда они уехали, остальные гости (включая православных) сидели уже за столом. Но там ещё были наши многовидавшие бабушки, поэтому тюбетеек никто не снимал.
И ещё немного расскажу о том, что желательно подавать в качестве угощения.
Горячее
Основа жертвоприношений во все времена - мясо. В идеале конина, но так как мы слишком обрусевшие, то решили готовить говядину. На любые мусульманские праздники мы заказываем мясо из татарской деревни. 20-30 килограммов. Это жутко дорого, но там скотину зарежут с молитвой, а мясо будет поистине халял. Я не особо к этому щепетильно отношусь, но ведь грех подавать нехаляльное мясо истинному мусульманину. Это даже больший грех, чем есть просто убитое животное.
Из мяса готовим шорбу или шурпу, плов, биш-бармак, перемяч и т. д. Мясо отваривается заранее. Ставим в большом котле на 2 или 4 канфорки в 12 ночи, к утру оно сварится. Мясо нужно вытащить и порезать, а потом залить процеженным бульоном. Очень дурной тон - если гостю в бульоне попадётся хоть 1 крошка от косточки.
Главное правило: еды должно быть не просто много, она должна быть отменного качества. Мясо самое свежее и мягкое, пусть тает в руах. К мясу подаём горчицу (лучше заварить самим, покупное как неуважение получается). Овощи подаём одновременно с горячим. Кто-то любит мясо с огурцами или чесноком, например. Огурцы, помидоры должны быть самыми спелиыми, самыми вкусными, идеально ровными, отборными.
Лук и чеснок, приправы, специи, соусы и прочее - нужно подавать в отдельных плашках, в идеальном виде, без всяких там завядших или некрасивых краёв.
Ещё на горячее мы варили кашу. У нас это Бодка - рисовая каша, сваренная на сливочном масле в печи с изюмом. Её варить 4 часа, а у нас печи нет, поэтому мы заказывали флягу в соседней деревне у одной хорошей тётеньки. Разумеется, за это не платили, но принесли со стола кучу вкусностей. Просто вроде как деньги брать за такое - грешно как-то.
Сладости
Это важно. Дурной тон и наплевательное отношение к будущему ребёнка, если на стол попали магазинные печенья. Не, я-то могу и тёшёнкой питаться вприкуску с пряниками, но на стол при Исем Кушу такое не пойдёт. Мы заказывали катламу и пироги. Пироги нужны большие, каждый размером с хлебную кассету, поэтому везти их лучше на газели или небольшом грузовичке, так как в салон машины такое не умещается. Разрезать их можно только дома, чтобы никакая пылинка, никакая мушка на пирогах не сидела.
Мы делали сливочный десерт в креманках. Можно заказать в любом ресторане Паннакоту, но я слышала, что ингредиенты могут не совпадать с заявленными, поэтому я приглашала подружек и мы варили это всё сами. Это вышло очень дорого, дороже, чем было бы в ресторане. Мармелад, сливки, сгущёное молоко, изюм, бананы - на 50 креманок. Но это было и вкусно!
Фрукты как сладость тоже можно. Мы покупали яблоки, киви, гранаты и фейхоа. Бананы были в десерте, а апельсины на таком застолье не катят. Всё нарезали в раздельные подносы. Киви подавали каждому по отдельности, одновременно с виноградом.
Зефир в шоколаде. Я не знаю, почему так получилось. Спрашивала у многих знакомых татар, никто ими не злоупотребляет. А у нас что ни Курбан, что ни Ураза, так по-любому зефир в шоколаде. Ну, нравится, вот и покупаем. На наш сол ушло 3 коробки.
Питьё
Ни на одном мусульманском празднике не может быть алкоголь. У нас в семье нет пьющих, мы - аллергики, поэтому проблем ни с чем не было. Ставили магазинные соки в коробках, отец где-то достал берёзовый сок, подавали в графинах.
Кофе наливали на кухне всем по желанию, а чай заваривали в маленьких чайниках, подавали со сладостями.
Чай лучше заваривать не крепким, а отдельно ставить ещё и кипяток, чтобы все видели, где он есть. Потому что на всех ен угодишь, а обижать никого не хочется. У нас это происходило осенью, поэтому жары уже не было, но было ещё тепло.
Милостыня
Милостыня - почти обязательный атрибут любого мусульманского праздника. Мы его называем хаер. Это может быть, что угодно. Я за натуральный хаер. То есть, мы же стол накрывали, значит хаером может стать угощение. Например, вот у нас ушли гости, а еды осталось ещё на 2 недели. Выбрасывать ни в коем случае нельзя, остальное нужно разделить на небольшие наборы и раздать всем, кому хочешь.
Речь не только о бедных, но вообще, обо всех. Это может быть кто-то даже очень-очень обеспеченный. Если он знает про Исем Кушу, сам прийти не смог, а его ничем не угостили, то скорее всего, ему будет обидно. Он должен поесть сладостей и мяса, должен пожелать ребёнку светлой и лёгкой жизни.
Поэтому я, мои сёстры и мои подружки разнесли по знакомым много вкусной еды в одноразовых контейнерах. Пироги и выпечку просто в пакетах, никто не обижался. Бабушкам-соседкам, кроме еды, подарили ещё и по платочку, дедушкам - по паре носков.
Мой отец раздавал уходящим деньги. Я не знаю, по сколько там было, но это не важно. Чем больше ты отдашь в этот день, тем лучше для будущего ребёнка (так считается). А моя мамая просто прибирала, бегала, суетилась, ко всем приставала с вопросом "всё ли понравилось" и т. д.
Впечатление и выводы
Можно быть очень набожным человеком или называть себя таким, но проводить все эти обряды с тяжёлым сердцем, с мыслями о взятом на это кредите и т. д. Это всё я считаю не очень правильным, но я искренне верю, что давать имя нужно в полном осознании того, что ты делаешь. Ребёнку всё-равно на этот обряд, бабушки и дедушки тоже наверняка не проклянут, но если чувствуешь, что это нужно, то отказывать себе в этом прекрасном деле не стоит.
Я чувствовала, что надо, я готовилась заранее, родители поддерживали. И я рада, и ни капельки не жалею.
Не могу сказать, что рекомендую, это же всё-таки религия, а не хобби какое-то.
Если у вас есть какие-то вопросы, вы планируете давать имя ребёнку и т. д. Если есть вопросы о суммах, рецептах и прочем - готова подсказать, пишите в ЛС.
И спасибо, что дочитали. Я верю, что мой отзыв будет кому-то полезным.