Опубликовано 6 Ноябрь, 2019 - 19:55

  • Опыт использования:
    один раз

Здравствуйте!

Этот отзыв будет без фото. Он пишется для тех, кто (как и я когда-то) ищет информацию о современном обряде имянаречения. Если вы пришли посмотреть фото или за какими-нибудь пикантными штучками, то я вас разочарую.

Поняла, что современные молодые родители в большинстве хотят строить правильные семьи, детей воспитывать богоугодно, а родителей и бабушек-дедушек не огорчать. Но соль в том, что век комической навигации почти несовместим с актуальностью религиозных обрядов. И если у православных христиан есть хоть какой-то шанс получить информацию из уст в уста, то у мусульман без поддержки стариков вообще никак. И вот для тех, кто не может обратиться к своим родственникам, я и пишу этот отзыв.

Что такое имянаречение

Я не буду приводить цитаты из Корана и другие общедоступные тексты. Ведь кому это действительно нужно, тот может их найти и сам. Скажу так:

У меня многонациональная и многоконфессиональная семья. По происхождения и метрикам я татарка, а это значит, что я должна почитать и принимать правила татарской половины семьи (линия отца, хоть он и не чистокровный татарин). И приведу пример того, какие бывают сложности в наречении именем.

Мои родители ждали мальчика, и по традиции его должны были назвать Али. Просто у мусульман Али и Мухаммад - самые почитаемые имена. Моего отца звали Али (так его нарекли, но по паспорту он Юрий). Так вот, вместо мальчика родилась я. Родители решили, что буду я Алёной. Ну, как... Эдакая Алёшка с косичками, лишь бы на Али похоже. Но бабушка затеяла жуткий скандал, свидетельство о рождении переделали, а мулла дал мне мусульманское имя.

Когда родился мой ребёнок, я очень переживала, что произойдёт что-то подобное, а я не хочу своему сыну исчёрканного свидетельства о рождении, поэтому к Исем Кушу (так называется обряд; у православных - Крещение) я начала готовиться на первых месяцах беременности.

Для этого нужно было сделать следующее:

  1. Выбрать имя.
  2. Приготовить всё необходимое.
  3. Запастись деньгами.
  4. Пригласить муллу.
  5. Отпраздновать.

Расскажу о каждом из этих пунктов подробно, потому что сейчас и лет 50 назад все эти дела происходили совершенно иначе.

Выбор мусульманского имени

В мусульманском мире множество, тысячи красивых, незаурядных и экзотических имён, которые будут выдавать и происхождение, и отношение родителей к религии. Чтобы выбрать хорошее и одобряемое имя, можно купить недорогую книжечку (я покупала в простом книжном магазине) ещё во время беременности и выбирать. Или можно пробежаться по именам предков.

Я не хотела, чтобы у моего ребёнка было обычное имя. Я выбрала ещё до всех споров с родственниками имя Мануэль. Я знала, что будет мальчик, поэтому заранее готовила семью, что у моего ребёнка будет интернациональное имя. В идеале было имя Давид, но моя тётя к этому моменту быстренько подсуетилась, родила и заняла это имя 😂 (к слову, тётя-то русская и православная).

Папа сказал, что малыша будут дразнить Маней, и я решила, что будет Даниэль. Это и мусульманское имя тоже, любой мулла это одобрит, но тут вступила в споры моя мама. Она считала, что имя будут сокращать и называть ребёнка Даней (ну, типа Данила, Даня). И вроде бы всё ничего, но только смысл нарекать мусульманским именем метиса, если его будут звать по-русски. В итоге выбор пал на имени Рафаэль, а мулла это одобрил. Так и назвали.

Приготовить всё необходимое

Здесь всё несложно. Мне пригодилось вот что:

  1. Белые пелёнки (наволочки и одеялку с кружевами покупала к выписке, пригодилось в Исем Кушу). Просто нужно, чтобы всё было светлым, как символ будущего светлого у малыша.
  2. Белые вещи. Чепчик, штанишки, кофточка, варежки и т. д. - зависит от возраста. По правилам, имянаречение можно проводить хоть на следующий день после родов (якобы так делал и великий пророк), но у нас обряд проводился в 5 месяцев (нечётная дата - хороший знак, якобы). Новорожденного можно и в пелёнку завернуть, а мой уже в штанах и почти сидел)
  3. Тюбетейки для родственников-мужчин, если они хотят присутствовать и платки для родственниц-женщин (надо, чтобы шея, уши, плечи - всё было прикрыто), остальная одежда должна быть закрытой. У нас на обряде присутствовал мой зять, он крещёный. Мы никому не сказали, что он русский, он надел тюбетейку и сидел в соседней комнате. Просто это реально такое божественное мероприятие, что нельзя остаться равнодушным.
  4. Всё необходимое для водных процедур. Если у вас нет удобств в доме, и живёте вы в частном доме, нужно растопить баню или придумать что-то ещё, потому что тот, кто будет проводить обряд, должен будет омыть себя.

Это основное. Мне помогала мама, хотя она тот ещё советчик, просто у неё много знакомых татарских бабушек, которые рассказывали мне, как это делалось раньше. Я пыталась как-то настроить всё это на более современный лад, и в этом мне помогал молодой мулла, а ведь не всем так везёт.

Запастись деньгами

Сам обряд бесплатный. Любой мулла, если вы ведёте богопослушный образ жизни, согласится дать имя вашему малышу. Но:

Во-первых, хорошо бы поблагодарить муллу за работу, можно дать взнос в пользу ремонта мечети, например. Я знаю, что среди нас много скептиков, но опять же приведу пример. У моей тёти сгорел дом, как сгорело ещё 4 дома, из них 2- с русскими семьями (ох, стихийное было лето). Мечеть выделила мусульманам по крупной сумме на покупку новых домов. А на следующий день такие же суммы привезли и русским семьям, решили никого не обижать. А эти крупные суммы собираются как раз из таких вот пожертвований. К слову, наш мулла приехал к нам на вишнёвой ниве (друг подвёз, у самого машины нет).

А во-вторых, чтобы дорога малыша была усеяна радостями и сладостями, осле обряда хорошо бы раздать милостыню бедным и обездоленным. Но тут уже каждый смотрит на свои возможности.

Приглашение муллы

Я муллу не выбирала. Вернее как... Я считаю, что нет такого муллы, который бы хоть как-то себя скомпрометировал. Не в моих глазах. И живя на 2 дома, имея большую семьи и разброс родственников по всей России, я много раз обращалась в разные организации, а служители мечети и прочие истинные мусульмане меня ни разу не огорчили.

Можно просто приехать к мечети, обратиться к любому знакомому набожному мусульманину или попросить совета у знакомых стариков-мусульман (каждый третий - татарин :D).

Наш мулла в тот момент был ещё молоденьким. Он приехал в белых одеждах, сам как пророк, опрятный и светлый, приятный и чистый, от него так и веяло светом. Я сразу поняла, обряд пройдёт,к ак положено.

Как это всё происходит

Самое волнительное время - сам обряд. Это всё происходит за несколько минут (хотя мне потом сказали, что минут 15 заняло). И чем мне нравится Исем Кушу - в обряде участвует только 1 малыш - ваш. Родственники попрятались по комнатам, окна и двери были закрытыми.

Поясняю. В обряде мулла будет читать молитвы. Для тех, кто не знает - мусульманские молитвы звучат как песня. Мелодичная и чистая, небесная. А так как у нашего гостя был молодой голос, то звучало это всё очень сказочно. Поэтому в такие моменты нужно следить, чтобы в доме была прям совсем тишина.

Во время процедуры сначала читается азан, потом сразу дуа, а потом даётся имя. Мне не было видно и слышно, но папа рассказывал, что мулла наклонился над ребёнком и как бы дул ему имя в правое имя. Но смысл в том, что он как бы посвящает ребёнка в таинство "Ты стал Рафаэлем, сыном того-то того-то".

А потом ещё раз читается азан, то есть, это икамат, но тексты у них похожие. А потом ещё раз читается дуа. И всё. Отмечу, что ребёнок ни разу даже рта не открыл, не то, чтобы плакать. Он прямо в глаза чтецу смотрел, как-будто понимал что-то.

Отпраздновать

Вот это самый дорогостоящий момент. В принципе, застолье вообще необязательно, но считается хорошим знаком. Потому что это же как бы жертвоприношение, и уже традиция. Имам почитал суры, это всё было очень красиво, прям сказочно. Я всегда как-то благоговею от этой музыки, хоть ни слова не понимаю.

Приглашённые важные гости собирались уходить, но я успела их поблагодарить, а мама дала им с собой по пакету угощений. Вообще-то, этого тоже можно не делать, так как они могут и за стол сесть, но они так всё хорошо сделали, без единой заминки, что я чуть не прослезилась.

Когда они уехали, остальные гости (включая православных) сидели уже за столом. Но там ещё были наши многовидавшие бабушки, поэтому тюбетеек никто не снимал.

И ещё немного расскажу о том, что желательно подавать в качестве угощения.

Горячее

Основа жертвоприношений во все времена - мясо. В идеале конина, но так как мы слишком обрусевшие, то решили готовить говядину. На любые мусульманские праздники мы заказываем мясо из татарской деревни. 20-30 килограммов. Это жутко дорого, но там скотину зарежут с молитвой, а мясо будет поистине халял. Я не особо к этому щепетильно отношусь, но ведь грех подавать нехаляльное мясо истинному мусульманину. Это даже больший грех, чем есть просто убитое животное.

Из мяса готовим шорбу или шурпу, плов, биш-бармак, перемяч и т. д. Мясо отваривается заранее. Ставим в большом котле на 2 или 4 канфорки в 12 ночи, к утру оно сварится. Мясо нужно вытащить и порезать, а потом залить процеженным бульоном. Очень дурной тон - если гостю в бульоне попадётся хоть 1 крошка от косточки.

Главное правило: еды должно быть не просто много, она должна быть отменного качества. Мясо самое свежее и мягкое, пусть тает в руах. К мясу подаём горчицу (лучше заварить самим, покупное как неуважение получается). Овощи подаём одновременно с горячим. Кто-то любит мясо с огурцами или чесноком, например. Огурцы, помидоры должны быть самыми спелиыми, самыми вкусными, идеально ровными, отборными.

Лук и чеснок, приправы, специи, соусы и прочее - нужно подавать в отдельных плашках, в идеальном виде, без всяких там завядших или некрасивых краёв.

Ещё на горячее мы варили кашу. У нас это Бодка - рисовая каша, сваренная на сливочном масле в печи с изюмом. Её варить 4 часа, а у нас печи нет, поэтому мы заказывали флягу в соседней деревне у одной хорошей тётеньки. Разумеется, за это не платили, но принесли со стола кучу вкусностей. Просто вроде как деньги брать за такое - грешно как-то.

Сладости

Это важно. Дурной тон и наплевательное отношение к будущему ребёнка, если на стол попали магазинные печенья. Не, я-то могу и тёшёнкой питаться вприкуску с пряниками, но на стол при Исем Кушу такое не пойдёт. Мы заказывали катламу и пироги. Пироги нужны большие, каждый размером с хлебную кассету, поэтому везти их лучше на газели или небольшом грузовичке, так как в салон машины такое не умещается. Разрезать их можно только дома, чтобы никакая пылинка, никакая мушка на пирогах не сидела.

Мы делали сливочный десерт в креманках. Можно заказать в любом ресторане Паннакоту, но я слышала, что ингредиенты могут не совпадать с заявленными, поэтому я приглашала подружек и мы варили это всё сами. Это вышло очень дорого, дороже, чем было бы в ресторане. Мармелад, сливки, сгущёное молоко, изюм, бананы - на 50 креманок. Но это было и вкусно!

Фрукты как сладость тоже можно. Мы покупали яблоки, киви, гранаты и фейхоа. Бананы были в десерте, а апельсины на таком застолье не катят. Всё нарезали в раздельные подносы. Киви подавали каждому по отдельности, одновременно с виноградом.

Зефир в шоколаде. Я не знаю, почему так получилось. Спрашивала у многих знакомых татар, никто ими не злоупотребляет. А у нас что ни Курбан, что ни Ураза, так по-любому зефир в шоколаде. Ну, нравится, вот и покупаем. На наш сол ушло 3 коробки.

Питьё

Ни на одном мусульманском празднике не может быть алкоголь. У нас в семье нет пьющих, мы - аллергики, поэтому проблем ни с чем не было. Ставили магазинные соки в коробках, отец где-то достал берёзовый сок, подавали в графинах.

Кофе наливали на кухне всем по желанию, а чай заваривали в маленьких чайниках, подавали со сладостями.

Чай лучше заваривать не крепким, а отдельно ставить ещё и кипяток, чтобы все видели, где он есть. Потому что на всех ен угодишь, а обижать никого не хочется. У нас это происходило осенью, поэтому жары уже не было, но было ещё тепло.

Милостыня

Милостыня - почти обязательный атрибут любого мусульманского праздника. Мы его называем хаер. Это может быть, что угодно. Я за натуральный хаер. То есть, мы же стол накрывали, значит хаером может стать угощение. Например, вот у нас ушли гости, а еды осталось ещё на 2 недели. Выбрасывать ни в коем случае нельзя, остальное нужно разделить на небольшие наборы и раздать всем, кому хочешь.

Речь не только о бедных, но вообще, обо всех. Это может быть кто-то даже очень-очень обеспеченный. Если он знает про Исем Кушу, сам прийти не смог, а его ничем не угостили, то скорее всего, ему будет обидно. Он должен поесть сладостей и мяса, должен пожелать ребёнку светлой и лёгкой жизни.

Поэтому я, мои сёстры и мои подружки разнесли по знакомым много вкусной еды в одноразовых контейнерах. Пироги и выпечку просто в пакетах, никто не обижался. Бабушкам-соседкам, кроме еды, подарили ещё и по платочку, дедушкам - по паре носков.

Мой отец раздавал уходящим деньги. Я не знаю, по сколько там было, но это не важно. Чем больше ты отдашь в этот день, тем лучше для будущего ребёнка (так считается). А моя мамая просто прибирала, бегала, суетилась, ко всем приставала с вопросом "всё ли понравилось" и т. д.

Впечатление и выводы

Можно быть очень набожным человеком или называть себя таким, но проводить все эти обряды с тяжёлым сердцем, с мыслями о взятом на это кредите и т. д. Это всё я считаю не очень правильным, но я искренне верю, что давать имя нужно в полном осознании того, что ты делаешь. Ребёнку всё-равно на этот обряд, бабушки и дедушки тоже наверняка не проклянут, но если чувствуешь, что это нужно, то отказывать себе в этом прекрасном деле не стоит.

Я чувствовала, что надо, я готовилась заранее, родители поддерживали. И я рада, и ни капельки не жалею.

Не могу сказать, что рекомендую, это же всё-таки религия, а не хобби какое-то.

Если у вас есть какие-то вопросы, вы планируете давать имя ребёнку и т. д. Если есть вопросы о суммах, рецептах и прочем - готова подсказать, пишите в ЛС.

И спасибо, что дочитали. Я верю, что мой отзыв будет кому-то полезным.

Достоинства
  • Религиозные обряды разве оценивают?
anksunamoon2рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
06.11.2019
Мне давали имя Альбина, приятно познакомиться 😁
В паспорте Эльвина))
06.11.2019
Эльвину не разрешил мулла? Взаимно 😁
06.11.2019
Типа того)) Ну это как мама рассказывала, Эльвина - не мусульманское имя
20.08.2020
Эльвина имеет несколько происхождений, и одно из них это татарское. В мечети обычно всегда разрешают это имя ...
Очень интересный обычай
06.11.2019
Какой именно?)
06.11.2019
Странно я знаю два самых главных имён у мусульман Мхамед и Ахмад! Про Али не слыхала, тоесть я знаю это имя но что оно главное впервые слышу
06.11.2019
Мухаммад и Али - это пророк и его сподвижник, а Ахмад - просто очень распространённое имя. У татар это имя встречается нечасто, почему-то. Оно такое, южное, что ли...
06.11.2019
Мне было очень интересно прочитать ваш отзыв- обычаи, я по национальности русская, о таком отряде не слышала.
06.11.2019
Ну вот, теперь услышали. Каждому мусульманину дОлжно получить имя. Так же, как и любому православному 😉
06.11.2019
Очень интересно было прочитать Ваш отзыв, спасибо)
06.11.2019
Спасибо) Я рада, что отзыв кому-то интересен, я старалась
07.11.2019
Интересно) не знала о таком обряде. Знаю, что раньше шептали новорожденному на ухо трижды его имя.
У меня муж мусульманин (не глубоко верующий), а я православная. Мальчикам сделали обрезание, младшему и так планировали делать, но получилось так, что пришлось делать ему совсем крохе по медицинским показаниям. Я была вообще не против этого и смотрю на это не с религиозной точки зрения, а с медицинской. На обряд имянаречения наверное не согласилась бы, точно также, как и муж не согласен на крещение детей).
07.11.2019
Ну вот) а я в отзыве написала, у меня отец был мусульманином, и мне самой тоже имя давали, а про крещение и речи не было. И ребёнок сейчас взрослый, и уже сам гордится тем, что мы всё так сделали)
07.11.2019
Интересно было почитать)
Моей подруге предстоит все это, у них как раз многоконфессиональная семья. А так - никах и свадьба были по традициям ислама
07.11.2019
У меня тоже был никях, я очень боялась, так как родной язык почти не знаю, думала, что опозорюсь, но нет, я справилась 😁 если будут вопросы, готова помочь, чем могу)
Спасибо!
07.11.2019
Я один раз присутствовала на Исем Кушу, меня поразило именно колличество еды, что с собой сказали взять и передать бабушке, причем малыш только родился, там вроде и всего неделя или две была, совсем крошка. Я ничего, если честно, тогда особо не поняла, что и зачем, но просто была рада, что у меня троюродная сестра родила и все в порядке))
07.11.2019
О, Анна. Мне тоже адрес, я уже посылку приготовила 😁

Да, еды всегда много на таких делах 😁 надеюсь, что теперь понятно, что к чему, я пыталась все подробно объяснить
07.11.2019
У меня ворона дрессированная 😁
Мне лично после отзыва некоторые моменты яснее стали, понятнее)) мне кажется, что отзыв полезен будет и для таких как я, кого просто позвали порадоваться, и для тех, кто готовится к важному дню. Я вот тоже душевно мучалась, чем гостей кормить в свое время. Хоть религии разные, но вопросы насущные одни))
Здоровья вам, мужу, малышу и родным, мира в семье и понимания))
07.11.2019
Очень интересно было прочитать, узнала что-то новое)
И Рафаэль - безумно красивое имя) как и большинство, заканчивающихся на -эль)
07.11.2019
Спасибо! Да, я выбирала имя именно с таким окончанием. Растёт черепашка Ниндзя с именем художника 😁
07.11.2019
Очень интересный отзыв, прочитала от и до, много нового узнала. Я сама мусульманка, но такие обряды с именем "официально" мой народ не проводит. Вместо этого после выписки проводят много церемонии. Иногда задаю себе вопрос "зачем это все ребенку", но это скорее не часть религии, а обычаи.
А так мне интересно было бы наблюдать за Исем Кушу)
07.11.2019
Мне кажется, что все праздничное - это обычай, традиция, а вот понимание того, что хорошо бы дать имя таким образом - это уже религия.
И это очень красиво, правда. Может быть, когда-то и вы сможете присутствовать на таком. Спасибо!
07.11.2019
Ого...много интересного узнала))
07.11.2019
Вдруг тебя пригласят на такую процедуру) теперь ты готова 😁
07.11.2019
Я тоже татарка, не очень понимаю, зачем вам дали разные имена по паспорту и по исем кушу? У нас одно имя дают обычно вроде как
07.11.2019
У меня в паспорте то имя, каким нарёк мулла. В свидетельстве было другое имя, но бабушка была против русского имени, пришлось переделывать. А у моего отца корейские корни, поэтому ему можно было любое русское имя, бабушка так и сделала в своё время, а потом, когда они с дедом разошлись, она всё сделала как положено и провели исем кушу для моего отца. Вот, надеюсь понятно 😁
12.01.2020
Да, обряд имянаречения мне знаком, сама татарка, а доченька - русская, но не крестили её. Присутствовала с детства на многих мусульманских праздниках, готовили сладкий балиш с рисом и сухофруктами, чак-чак, шурпа и отдельно мясо с вареными картошкой и морковью. А вы с каких краёв родом?
12.01.2020
Я из Пензы) Балиш (у нас бялеш) мы тоже готовили, но я их просто пирогами называем. Заказывали в Средней Елюзани (Пензенская область), они у нас с сухофруктами (чёрные или рыжие). Иногда ещё с капустой заказываем, но их редко кто печёт, на Исем Кушу не удалось 😁 Чак-чак в основном на свадьбы делаем, почему-то 😁
12.01.2020
Да, у нас также называется пирог, русскими буквами не знала как написать. Понятно, я из Башкирии. Показалось, что вы тоже родом с Урала.
15.01.2020
наша семья всегда ест только халяльную продукцию
27.06.2020
Можно ли ребенку на именоречии (исем кушыу) дать друге имя, то есть по паспорту Ильназ, а в мечети дать Рустам
27.06.2020
Здравствуйте! Я знаю семьи, в которых так и сделали, за это никто не поругает. Суть в другом. исем кушу подразумевает, что у ребёнка должно быть благословлённое имя, чтобы его имя знал Аллах. Поэтому, если в документах одно имя, а нарекли другим именем, то можно и перенаречь. Взрослым это делать ещё проще. Попробуйте обратиться в мечеть.
10.10.2024
Здравствуйте. Не могли бы вы прокомментировать вот эту фразу: "И если у православных христиан есть хоть какой-то шанс получить информацию из уст в уста, то у мусульман без поддержки стариков вообще никак. И вот для тех, кто не может обратиться к своим родственникам, я и пишу этот отзыв". Разве у мусульман нет никакой информации на сайтах и тд?
10.10.2024
Здравствуйте! В интернете много всего есть, но я имела ввиду "из уст в уста", чтобы все по традициям, чтобы никто не обиделся и все прошло так, как принято у нас, а не в другом городе, регионе и т.д. но я в принципе в отзыве все вроде подробно описала)
Смотрите также