Первый раз в Республиканском Театре Белорусской Драматургии (РТБД) я побывал на спектакле "Синдром Медеи" - на его родной сцене в Минске. Постановка произвела на меня мощное впечатление: современная трагедия, в которой блогер, ведущая паблик по семейной психологии, в отчаянии убивает своих детей, как только рушится ее уютный интернет-мирок. Было немного тяжело воспринимать текст на национальном языке, но 70% контента я понимал.
Поэтому было особенно интересно сходить на их нашумевший спектакль "Шлюб з ветрам", который показывался на фестивале "Балтийский Дом" в Петербурге прошлой осенью.
программка
Режиссер - Евгений Корняг, известный Петербургу по эротическому спектаклю "Сад наслаждений". Жанр "Брака с ветром" заявлен как "песня в одном действии". Причем на петербургской сцене постановка прошла с русскими субтитрами. В принципе, это было не обязательно, так как вся партитура была приведена в программке. Да даже если спектакль посмотрит нерусскоязычный зритель, то он все равно все поймет. В последнее же время театр предпочитает переводит название на русский как "Повенчанные с ветром".
Спектакль нам не рассказывает какую-либо бытовую историю, в нем нет фабулы - но есть песенный сюжет на брачные мотивы (музыка народных песен была написана специально композитором театра Екатериной Аверковой). Выразительные образы построены вокруг обряда то ли мифической, то ли современной свадьбы - под аккомпанемент песен, напоминающих магический плач. Вот небольшой отрывок из спектакля, который позволяет передать его атмосферу.
Сценографически действие разворачивается за подсвеченным тусклым светом длинным столом (длины примерно как у нашего президента), а иногда - на нем или под ним. Время от времени на стол опускается экран, который чуть ли не придавливает актеров.
сценография
Самый острый момент спектакля - групповое изнасилование невесты - решен весьма эстетично: фужер переполняется вином, заливает поверхность стола - как если бы жертва истекает кровью, которая превращается в красную реку с игрушечными лодочками. Все это тщательно фиксируется крупным планом живой камеры. Чувствуется школа Константина Богомолова ))
важный герой спектакля — видеокамера
Если говорить о замысле (а ответственность за смысл всегда несет зритель), то для меня этот спектакль стал притчей о том, как за Мужчину борются две женщины: Мать и Жена. И в этой борьбе не будет победителей и проигравших. А старинные песни на страдальческие мотивы подчеркивают, что архетипически брак для мужчины - это лишь переход от одной несвободы к другой. И вот коллизии такого перехода режиссер раскрывает нам в спектакле своим уникальным театральным языком. На мой вкус, этот язык у него - безупречно выразителен и красив.
Я бы отнес "Брак с ветром" к лучшим спектаклям Беларуси по многим причинам:
Идея четко высказывается через образность и метафоричность. Нет никаких надрывов и дуболомных клише. Что крайне редко бывает в белорусских театрах, предпочитающих психологический реализм советского образца.
Все это позволило захватывающе и емко показать мощный культурный пласт страны. Действуя на уровне эмоций и подсознания, с помощью современных средств, без пыли и нафталина.
Уверенно рекомендую к просмотру "Шлюб з ветрам" - в Минске или на фестивалях в России. Этот спектакль обогатит ваш чувственный, театральный и эстетический опыт.
Хотелось бы побывать на этом спектакле. Через призму вашего восприятия, что-то насколько необычное, настолько понятное и интересное. Сама бы я так все по полочкам не разложила. В общем, заинтриговали, заинтересовали.