Я очень ждала премьеры "Ленинградских сказок" в РАМТе. Прочла пьесу, написанную Марией Малухиной по пяти книгам Юлии Яковлевой. Посмотрела эскиз, сделанный режиссером Филиппом Гуревичем на малой сцене РАМТа (после которой его постановке и был дан "старт" на главной сцене театра). Я вообще очень трепетно отношусь к Российскому академическому молодежному театру, его репертуарной политике, руководству, актерам. "Василисса" того же Гуревича на малой сцене мне понравилась. Манера актерской игры, жанр, определенные режиссерские находки в современной сказке - все было понятно, оправдано и, как говорится, "по делу".
И вот долгожданная премьера, купила билет поближе, 2 ряд, чтобы все рассмотреть "крупным планом". Но смотреть спектакль на большой сцене оказалось весьма трудно. Знаковость, символика, "штукачество" режиссера , заметные, но приемлемые в "Василиссе", почти заслонили собой и сюжет истории, и актеров. Из аннотации к спектаклю на сайте театра:
Таня, Шурка и Бобка очень быстро должны повзрослеть: их родители объявлены врагами народа. С этого начинается долгое страшное странствие - через войну и блокаду, через голод и эвакуацию. А что если спасти друг друга можно, только оказавшись по другую сторону реальности… А что если сумрачный бог Один потребует взамен невыполнимое…Как не предать себя и своих близких в охваченном чумой мире? И как отвоевать у Рока самое дорогое, что есть на свете, - свою семью?
На протяжении всего спектакля у меня был один вопрос: какова целевая аудитория этой постановки? То есть - для кого поставлен спектакль? На сайте написано 14+, в выходящих рецензиях стоит 12+. Я взрослый человек, и мне было сложно это смотреть. За придуманной режиссером эстетикой почти не замечались актерские работы, да и оправдывать многие вещи актерам было сложновато. Каждый поворот, шаг, взгляд, слово - знак, знак, знак... За взрывающимися хлопушками, разгрызаемыми яблоками, раскиданными тарелками, кровавыми помадами трудно понять о чем же играется сцена? Что происходит в этот момент? Что я, как зритель, должна сейчас понять?
Единственная замечательная работа, которую нельзя не отметить, это Один (часть Одина, уж простите, играют два актера) - Алексей Блохин. На протяжении всего спектакля меня не покидало стойкое ощущение того, что в работе с режиссером Блохин делал все, как просил Гуревич, но на премьере стал играть совершенно иначе, по-своему: глубоко, понятно, интересно. Его сцены - до мурашек, он не просто держит, он ведет, простраивает свою сюжетную канву, он понятен, герой оправдан и очень эмоционален, несмотря на внешнюю сдержанность.
Очень удивило, зачем потребовалось сочинять и вводить в спектакль "вторую часть Одина" (актрису Татьяну Курьянову), чтобы занять ее в постановке?
Первая часть спектакля прошла минут за 50, затем "антракт 15 минут", в это время сцену убирали. Вторая часть тоже минут 45, а затем "антракт 30 минут". Вот тут уж большая часть зрителей не выдержала. Такого количества уходивших на премьере я не видела, мне кажется, ни разу. Впрочем, это, возможно, было связано с новостями, которые люди начали читать в антракте. Премьерный показ шел 22 марта 2024 года...
Подводя итог, не могу посоветовать сходить на спектакль "Ленинградские сказки" в РАМТ. Лучше прочитайте книги Ю. Яковлевой, они того стоят.