Захотелось посмотреть какую-нибудь экранизацию Достоевского, но "Братья Карамазовы" советского производства не хотелось смотреть, во-первых, я его видела много раз, а во-вторых и главное, никогда не лежала к этому фильму душа, хоть и актёры замечательные, и вроде по тексту, но всегда было чувство, что что-то не то.
А это один из моих любимых романов Ф.М.Достоевского. Как будто нет в этом фильме главного - той атмосферы и того понимания, которое создаётся в романе.
Дух другой, как в большинстве советских фильмов, здоровый советский дух... Вот и решилась попробовать глянуть фильм 2009 года, интересно стало, что там наваяли. Правда, многого от него не ждала. Но стала смотреть, и, к своему удивлению, поняла, что нравится.
И снят хорошо, и актёры играют отлично, и всё самое главное показано, и что для меня важно - действительно отражает именно тот самый дух, которого мне не хватало в старом фильме.
Смотришь и соглашаешься с тем, что видишь. Причём фильм начал мне нравиться с самого пролога, или вступления, с которого начинается каждая серия.
И, хоть серий в фильме 12, это вступление не надоедает, а настраивает на просмотр.
Получается, что фильм начинается как бы с конца, с событий, которыми заканчивается эта история, как будто давая возможность оценить произошедшее в целом.
Было интересно смотреть, и ничто не раздражало, не вызывало диссонанс, как это часто бывает, когда смотришь экранизацию произведения, особенно любимого.
Конечно, когда читала, то не так представляла себе многое, например, внешность и поведение героев, но при просмотре соглашаешься, что так тоже правдоподобно, и довольно быстро принимаешь всё так, как снято, потому что убедительно.
Интересно, что этих актёров я видела во многих других фильмах, и не замечала в них ничего особенного, какой-то выдающейся актёрской игры, но возможно, в тех фильмах и играть-то было особо нечего.
А тут... оказалось, что эти российские актёры очень даже хорошо умеют играть глубокие психологические роли, так тонко, верно, точно, на удивление.
Да, очень я сильно удивилась, что в такое время сняли так хорошо классику, да ещё и Достоевского. Конечно, я знала, что Юрий Мороз очень хороший режиссёр, хотя когда начала смотреть, не знала, что это его фильм.
Приятно, что так верно понята каждая роль, каждый персонаж живой, никакой театральщины, всё естественно. И женские роли отлично сыграны, показаны характеры и судьбы.
Очень понравилась Виктория Исакова в роли Катерины Ивановны, и Елена Лядова в роли Грушеньки,
не ожидала от этой актрисы такой сильной драматической роли, все переживания своей героини так ярко сыграла, молодец.
И эпизодические роли очень хорошо подчёркивают всю атмосферу.
Или, например, сцена, где на суде присяжный засыпал, или как у крестьянской телеги в поле колесо отвалилось, и Алёша помогал поставить, и многие другие.
И вообще сама обстановка, город, улицы, природа - всё продумано до мелочей. Приятно было смотреть.
Сами братья и отец тоже очень убедительно сыграли. Каждый из братьев точно отразил свой характер, склад ума.
Особенно произвёл впечатление Павел Деревянко, сыгравший Смердякова, совсем не ожидала увидеть его в этой роли.
Обычно он какие-то комические роли играет, а здесь он настолько своего героя понял, всю его бездушную, и беспощадную, и беспомощную гнилую сущность понял, и это спокойствие, и взгляд, и интонации...
Да все, все очень хорошо сыграли, ни одной случайной роли нет.
Хотя Алёша Карамазов представлялся мне более светлым человеком, но всё же у Александра Голубева тоже хорошо получилось, и выражение лица, и поведение, такое простое, не наигранное.
И Анатолий Белый, сыгравший брата Ивана, очень хорошо показал всю сложность этого характера,
когда ум беспомощен перед жизнью, как часто бывает у умных людей, когда убеждаешь всех в своей теории, а сам не способен в неё поверить, и ужасаешься тому, что из этого вышло, когда другие в неё поверят и в жизнь воплотят.
Ну, а роль брата Мити, которую сыграл Сергей Горобченко, вообще выше всяческих похвал, просто нет слов,
так всё выразить, и одержимость, и широту, и простодушие, реально смотришь и за голову хватаешься, так и хочется закричать: "что ты делаешь?!", как будто не знаешь и не читал.
Сцена с великим инквизитором тоже мастерски снята, иначе и не представить.
И история со школьниками, со смертью Илюши и всё, что связано с его семьёй,
маменькой, сёстрами, и особенно, конечно, роль отца, Снегирёва, душераздирающая, но не переигранная, очень затрагивает.
А сцена после похорон Илюши, когда Алёша разговаривает с мальчиками, тоже так хорошо снята, что сразу после горя рождает радость, даёт надежду.
А ведь это очень важно, потому что у Достоевского именно так - несмотря на весь ужас происходящего и бессмысленность этого ужаса, на мучительность и неспособность просто и счастливо жить, на никому не нужную, но неизбежную потребность всё усложнять,
конец должен быть светлым, потому что для всех остаётся надежда - простить друг друга и самих себя, понять что-то самое важное, и надежда на новую жизнь, пусть и трудную, но с обновлением, с утешением, с любовью.
И это в фильме есть, остаётся такое впечатление, нет безнадёжности, есть чувство, что всё было не зря. Поэтому могу только поблагодарить создателей фильма и рекомендовать его к просмотру.
Можно ещё очень много писать об этом фильме, о ролях, о музыке.
Кстати, музыка мне тоже очень понравилась, она усиливает чувства, именно те, которые нужны. Часто бывает, что музыка создаёт совсем другое состояние и мешает, но здесь наоборот.
Конечно,я в этом отзыве просто отразила свои впечатления о фильме, и не претендую на истину, просто реально была удивлена, что хороший фильм, и с удовольствием посмотрела.
Этот отзыв скорее обращён к тем, кого интересует творчество Ф.М.Достоевского, поэтому не пишу о содержании или идеях этого произведения, а только о том, насколько этот фильм соответствует книге. На мой взгляд, вполне.