В наши дни режиссёр Энцо Кастеллари, пожалуй, наиболее известен (если вообще известен) молодому поколению любителей кино благодаря одной вещи : он снял оригинальный фильм «Бесславные ублюдки» (1977), который Квентин Тарантино много лет грозился переснять и, по сути, переснял. Однако, на мой взгляд, синьора Кастеллари следует помнить за то, что он снял эту впечатляющую, запоздалую жемчужину спагетти-вестерна.
Странное сочетание жестоких сцен и пьянящего мистицизма, по-видимому, было придумано одним из сценаристов Луиджи Монтефиори (более известным закалённым поклонникам европейского кино как актёр под псевдонимом Джордж Истман), который справился на отлично. Но, ходят слухи, что исполнитель главной роли Франко Неро и сам Кастеллари говорили, что сценарий писался так долго, что они решили работать без него и придумывать диалоги по ходу дела! То, что конечный результат получился таким удачным (и практически уникальным в своём поджанре), само по себе является выдающимся достижением.
Кеома — полукровка, возвращающийся домой с Гражданской войны в США. Он обнаруживает, что его родной город опустошён чумой и захвачен злодеем Колдуэллом (Донал О’Брайен). Среди его приспешников — трое сводных братьев Кеомы, которые превратили его детство в сущий ад. Его приёмный отец (Уильям Бергер) и наставник, ставший городским пьяницей, играющим на банджо (Вуди Строуд), не могут ничего противопоставить угнетению Колдуэлла. Только Кеома способен вернуть городу прежний благопристойный вид. По-крайней мере, он так думает.
Читая этот синопсис, я почти уверен, что он показался вам очень знакомым, и вы будете правы — этот сюжет был многократно использован как в вестернах, так и в фильмах, не относящихся к вестернам. Но «Кеома» снят так, что берёт за основу базовую формулу и наполняет её оригинальной атмосферой, которая делает её уникальным опытом, примерно так же, как это произошло со спагетти-вестерном от Тарантино "Джанго освобожденный" — вы помните, что вестерну он придал атмосферу трэшевого эксплуатационного кино. «Кеома» не похож на эксплуатационное кино, но временами приближается к нему, потому что Кастеллари снял его в сюрреалистичной и потусторонней манере. Ближе всего к описанию его стиля я могу подобрать слово «съёмка во сне». С самого начала фильма создаётся ощущение, что он не совсем похож на реальную жизнь, как часто бывает в наших снах. Воздух часто наполнен туманом, хотя чаще всего вокруг летает пыль, которая становится похожей на туман. В дикой местности небо часто затянуто облаками, а ландшафт представляет собой не пустыню, а смесь зелёной и жёлтой травы с серыми камнями — множеством камней — вокруг. Вернёмся в цивилизацию : здания выглядят особенно потрёпанными и обветшалыми внутри и снаружи, на улицах валяются мусор и грязь. Люди в фильме одеты в очень потрёпанную одежду, почти в лохмотья. Когда начинается экшен, люди обычно падают на землю в очень замедленной съёмке. Когда персонажи вспоминают себя в молодости, они иногда представляют, что словно стоят прямо в своих воспоминаниях о себе в молодости и почти взаимодействуют с этими образами. И всё, что я вам только что описал, было снято в приглушённых тусклых тонах, которые только усиливают ощущение пребывания в каком-то фантастическом мире.
Хотя я видел немало вестернов, я думаю, что могу с уверенностью сказать, что никогда не было снято ни одного вестерна, который был бы таким же сказочным, как «Кеома». Я сразу же погрузился в визуальную составляющую фильма, и она держала меня в плену до самого конца. Художественное оформление и дизайн костюмов, а также работа с причёсками и макияжем — на высшем уровне. Все эти визуальные эффекты чудесным образом оживляют Дикий Запад, и в том же духе любые боевые сцены (в частности, одна захватывающая продолжительная перестрелка в городе в последней трети фильма), трюки и спецэффекты великолепны, как и в любом уважающем себя итальянском вестерне. Но «Кеома» сказочен не только визуально, но и в плане звука. Конечно, есть такие вещи, как эхо и порывистый ветер, которые временами делают фильм тревожным, но есть и песни, написанные итальянскими композиторами Гвидо и Маурицио Де Анжелис. Те, кто посмотрел фильм «Кеома», много спорили о песнях — люди либо любят, либо ненавидят их. Мне, например, понравились песни. Да, я честно признаю, что мужчина, который поёт свои песни, делает это очень низким голосом, что может вызвать у кого-то хихиканье, а женщина, поющая другие песни, поёт так пронзительно, что звук приходится убавлять. Но эти песни почему-то кажутся подходящими для мира, который выглядит столь же нетрадиционно. Я думаю, было бы просто неправильно использовать стандартную музыку от Эннио Морриконе из спагетти-вестерна для этого конкретного необычного фильма.
Режиссура Кастеллари, тем временем, поистине исключительна, не сказать чтобы шедевральна, но исключительна и выделяется на фоне других итальянских режиссеров вестернов. Режиссёрский замысел слияния вестерн-составляющей с фольклором восхитителен, он воплощает сценарий с такой потрясающей живостью, что кажется, будто каждый момент, который мы видим, так же впечатляющ и воодушевляет, как любое насилие, и да, как и кульминация. И в этом случае я тоже могу только поздравить актёров с неизменно потрясающей игрой. Вуди Строуд не новичок в кино в целом и в вестернах в частности, но я не думаю, что всё, что я видел от него до сих пор, было настолько же сильным, как его игра здесь. Уильям Бергер, присоединившийся к Строуду в аналогичной роли второго плана, получает ещё больше возможностей продемонстрировать свой актерский диапазон, в то время как Ольга Карлатос, которой в целом отведено меньше экранного времени, тем не менее производит глубокое впечатление тем, что она способна передать суть своей роли одними лишь глазами и мимикой. Все остальные многочисленные актёры, играющие злодейских по характеру персонажей, полностью погружаются в отвратительные манеры их героев, поведение и прочие злодейские черты, но, в соответствии с тем, как написаны роли, делают это с неоспоримым мастерством, которое делает каждого из них чем-то большим, чем просто стереотипным злодеем. Ну, и любимец публики Франко Неро, сыгравший главную роль, демонстрирует уверенную игру, которая, несомненно, делает его достойным главной роли, делая из Кеомы культового персонажа, как и из Джанго годами ранее.
Я не считаю, что «Кеома» идеален во всех отношениях. Но вся невероятная страсть и упорный труд, вложенные в этот фильм, означают, что каждый его элемент реализован с непревзойдённым великолепием — по-настоящему, каждый его элемент. Это тот фильм, который обязательно нужно посмотреть всем, кто является большим поклонником спагетти-вестернов.