По сюжету Пол Ньюман играет Джона Рассела, белого человека, воспитанного апачами. Рассел путешествует в дилижансе после получения наследства и обнаруживает, что другие белые путешественники его не понимают и даже презирают. Так было до тех пор, пока в пути что-то пошло не так, и группа не обнаружила, что теперь им нужны навыки Рассела, чтобы выжить в дикой местности, кишащей бандитами.
«Омбре» — своего рода премьера для писателя Элмора Леонарда; его произведения уже были экранизированы, в частности, «3:10 до Юмы», но «Омбре» демонстрирует цитируемость колких фраз и жёсткость ситуаций, которые ассоциируют с Леонардом сегодня. Спасибо Ньюману и режиссёру Мартину Ритту, а также оператору Джеймсу Вонгу Хоу за то, что они дали фильму одновременно пространство для приключений, но и сдержанную энергию, необходимые для того, чтобы передать действие, не преуменьшая человеческую драму.
Одна из лучших особенностей вестернов 1960-х годов заключалась в том, что сценаристы и режиссёры теперь более свободно и честно изображали коренных американцев. Да, в 1950-х тоже были отличные фильмы, но в 1960-х всё стало более жёстким, персонажи стали более глубокими, а мрачные человеческие темы продвигали повествование вперёд. И "Омбре" тому яркий пример, как один из лучших фильмов десятилетия, литературная и зачастую мрачная история, которая строится на банальностях и повествует о расизме, терпимости, коррупции, эгоизме, лицемерии и мести нашего человеческого мира. Важно отметить, что здесь создатели не просто критикуют белых за несправедливое отношение к коренным американцам. Главный герой Рассел тоже не изображается стоиком, моралистом, защитником апачей. У него тоже есть серьёзные недостатки, его желчность постоянно нарастает, он хладнокровен. В фильме действительно есть либеральный уклон, но местами он кажется извращённым и в конечном счёте предстаёт как сложная моральная дилемма, где нужно отметить, что ни один из персонажей не вызывает симпатии, это действительно реалистично неприятная история, в хорошем смысле. Рассел с одной стороны и хочет помочь другим пассажирам, но с другой стороны плевать на них хотел. При этом, он не только знает, что помощь брошенным путешественникам подвергнет его опасности, но и то, что годы, проведённые вне белого общества, привели к тому, что он больше не отождествляет себя с этими людьми. Обстоятельства привели к тому, что он оказался в своего рода культурной ничейной земле, где его разум и сердце конфликтуют. С точки зрения кинематографа, это отражение положения, в котором оказался сам вестерн в 1967 году : его душа и совесть тянули его в одном направлении, в то время как социальные и экономические факторы заставляли его двигаться в другом.
Диалогов немного, что идеально соответствует материалу и тональности, благодаря чему все разговоры, которые есть, хочется смаковать. В сценарии есть остроумные реплики и грубоватая ирония, разбросанные по всему тексту, потому что динамика группы с самого начала напряжённая, а сценарий намеренно мрачный и навевает мысли о том, что конец истории будет не таким уж счастливым. Ритт не торопится и держит темп на медленном огне, и этот фильм действительно хочется услышать и понять. Снятый в формате Panavision на натуре в штате Аризона в Национальном лесу Коронадо и на шахтах Гельвеция в округе Пима (настоящий город-призрак), фильм обладает естественной красотой, которая противоречит тону истории. Экшен-сцены, разумеется, присутствуют, что важно для вестерна, и сняты они великолепно, но этот вестерн, в первую очередь, не про экшен и все эти перестрелки, он про драму, что разворачивается на просторах фронтира Дикого Запада и людях, что оказались там в затруднительном положении. Персонажи интересные, пустынные виды Аризоны красивы, а сюжет продуман весьма хорошо и зритель не скучает от начала до конца фильма, несмотря на то, что движухи тут и поменьше, чем в других вестернах типа "Хороший, плохой, злой" или "Дикая банда".
Созданный Ньюманом образ Рассела очень близок по духу к тому, каким персонаж предстаёт на страницах книги. Это очень спокойная игра; я думаю, что неподвижность этого человека, его вечное терпение, присущее апачам, переданы идеально. А его пронзительные голубые глаза прямо-таки изображают ледяное спокойствие. Создаётся ощущение, что он всё осознаёт, впитывает звуки, запахи и настроения вокруг себя и сохраняет их в себе. Когда он приходит в ярость, это происходит резко и неожиданно, что делает его ещё более эффективным. Идеальным дополнением к Ньюману является Ричард Бун, который прекрасно справляется с ролью грубого и коварного гада Граймса. Бун сыграл бесчисленное множество ролей, которые были на высоте, и Граймс — одна из лучших. Он умел передавать тихую угрозу — всегда было ощущение, что с этим человеком лучше не связываться. Мартин Болсам — один из немногих характерных актёров того времени, которому удалось сыграть мексиканца, не вызвав отвращения, здесь он играет обычного кучера и играет его как и все другие свои роли естественно, а Фредрик Марч хорошо справляется с ролью двуличного персонажа. Из трёх женских ролей в фильме у Дианы Чиленто была самая значительная и важная. Она сыграла самую приземлённую из трёх женщин в дилижансе и ту, у которой был самый низкий социальный статус. Сценарий давал ей несколько возможностей проявить себя, и она воспользовалась каждой из них, продемонстрировав приземлённую и привлекательную честность. Ей также повезло, что она играла персонажа, с чьим мировоззрением среднестатистический зритель мог бы легко себя отождествить, что стало своего рода мостом между всемогущей отстранённостью Ньюмана и эгоизмом остальных.
«Омбре» — это почти классический вестерн, который не играет по классическим правилам. Но он хорошо раскрывает свои идеи, держит вас в напряжении и позволяет насладиться одной из самых незабываемых ролей Пола Ньюмана. Это отличный вестерн, не для тех, кто любит перестрелки, но для действительно любителей жанра, которым нравится атмосфера мрачного великолепия в вестернах.